Инновационные технологии обучения оптимальному чтению

Дата публикации: 2019-10-27 04:38:10
Статью разместил(а):
Давыдова Наталья Михайловна

Инновационные технологии обучения оптимальному чтению

Автор: Давыдова Наталья Михайловна

 МБОУ «ВСОШ № 1»

 

Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным?  Я думаю, что все предметы важны в начальной школе по своему. Но все же в этой статье я хотела остановиться на предмете литературного чтения.

В программе по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы говорится о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий, как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

В данной статье я хочу остановиться  на одной из инновационной технологии оптимальному чтению В.Н. Зайцева 

1. Важна не длительность, а частота упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, а должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Не нужно усаживать ребенка-первоклассника, читать книжку до конца, на длительное время. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут.  

2. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут. 

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ученика на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, труд – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок. 

4. Чтение перед сном. Еще в древности говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т. е. учи так, чтобы это было последним событием дня. 

В любых религиях обязательно есть вечерняя молитва. Считалось, что последнее впечатление дня, связанное с вечерней молитвой, укрепляет верующих в вере в бога. Если служители культа знали об этом, то уж нам, учителям, вовсе непростительно не учитывать этот психологический эффект. 

5. Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Потом так же следующий кадр. Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения. 

6. Кроссворды и тесты. Предлагается детям на месяц или два, большое произведение ля самостоятельного чтения. По окончании срока прочтения заданного произведения на уроке внеклассного чтения учитель раздает детям на 15 минут кроссворды и просит ответить на вопросы.

В результате такой технологии дети станут внимательно прочитывать произведение, у них станет развиваться логическое мышление, появится интерес к большим произведениям, повысится техника чтения.

Учителя, работающие по проблеме обучения детей оптимальному чтению несколько лет, убеждаются в эффективности такой работы. Многие учащиеся к концу 3 класса читают 70-80 слов в минуту, а к концу 4 класса – 100-120 слов.

Чтение, книга – это мощное  средство образования, воспитания и развития: умственного, речевого, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.