Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Практическая визуализация в методике преподавания изобразительного искусства

Дата публикации: 2019-10-09 22:57:11
Статью разместил(а):
Морозова Екатерина Юрьевна

Практическая визуализация в методике преподавания изобразительного искусства

Автор: Морозова Екатерина Юрьевна

ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»

 

Изучение дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства и дизайна» в учебных заведениях среднего звена мы рассмотрим на примерах истории методов обучения рисованию в зарубежной школе. Очень хорошо студенты воспринимают материал посредством изучения изобразительности  первобытнообщинного строя. История развития изобразительного искусства в простой и доступной форме для них воссоздается в виде игры «Развитие способов изображения в первобытном обществе».

В данной статье рассматривается методика обучения изобразительному искусству через знакомство с художественным творчеством в  эпоху первобытнообщинного строя.

Для ознакомления с темой студентам необходимо дать некоторый объем информации, в доступной  этой возрастной категории  учащихся форме. Рассказать о том, как человек с глубокой древности  стремился развивать навыки в рисовании. Что опыт в начертании линий и узоров в изображении животных и людей накапливался тысячелетиями. Беседуя со студентами об изобразительном искусстве, необходимо подкреплять информацию наглядно, используя информационные, мультимедийные технологиями  и цифровые ресурсы. 

Указать, что сведений о «методах преподавания» в первобытном обществе не было, и можно только догадываться о том, каковы были приемы изображения по сохранившимся древним рельефам, изваяниям и наскальным росписям. Педагог обращает внимание учащихся на существование 2-х основных подходов к изображению:

1. Реализм, следование натуре

2. Условность ради достижения определенных целей

Рассказывает о ряде особенностей изображаемого древними художниками:

· Редко встречаются изображения с выраженными индивидуальными чертами;

· Практически отсутствуют растения, цветы, плоды, пейзажи;

· У ранних охотников существовали рисунки излюбленных пар животных: бизон-лошадь в Европе, слон-жираф в Африке;

· На некоторых открытых скалах или священных пещерах накладываются изображения разных веков.

Далее преподаватель рассказывает о предположении ученых, что изобразительное искусство первобытного человека возникло на основе многократного повторения природной формы. Обводя увиденные на земле и на стене пещеры тень предмета, фигуры человека или животного, отпечаток ноги на земле первобытный человек получил вначале абрис, или силуэт этого предмета, а затем вносил уточнения. Освоив эти способы изображения реального предмета, человек, скорее всего, повторял их в меньшем масштабе, переносил на предметы обихода в качестве украшения или магического талисмана.

В первобытном обществе старшее поколение передавало детям накопленные навыки и умения не только в процессе добывания средств к существованию, но и в изобразительной деятельности. Художников в современном понимании, т. е. людей, профессионально занимающихся искусством, естественно, не было. Изображения создавали наиболее способные к художественному творчеству охотники и земледельцы.

Термин «Первобытное искусство» не означает, что это было искусство первобытного уровня. Эволюция искусства происходит не по спирали, а более сложным путем. Первобытное изобразительное искусство включает в себя не только барельефные, контурные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на отдельных скалах и валунах, но и каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными гравированными и живописными изображениями; мегалитические сооружения из огромных плит,  орнаментированные изделия из кости и рога; декорированные сосуды, украшения и другое. (Демонстрируются фото и видео материалы)

Важнейшая черта первобытного искусства состоит в особом интересе к животным, отразившем зависимость человека от природы. С развитием охоты стали изображать фигуры животных и человека. В эпоху неолита, когда стало развиваться земледелие, наскальное искусство постепенно сошло «на нет» в связи с появлением письменности.

Памятники наскального искусства неолита и более позднего времени встречаются повсюду: в Испании, Португалии, Франции, Италии, Англии, Германии, Африке, Австралии и России. Сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах Ласко, Альтамира и Каповой позволяют судить о сюжетах и методах изображения, о мастерстве древних художников. Первобытный человек рисовал углем, процарапывал  изображения заостренным камнем, раскрашивал минеральными красками. Популярны были так называемые «макароны» - разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резцами по камню, и отпечатки или силуэтные изображения рук.

Наиболее известные мотивы наскальной живописи: фигуры человека, животных, орудия труда, оружие, изображения местности, различные символы и идеограммы – повторяющиеся знаки (стрелки, палочки, кружочки, кресты, свастика, точки и др.). Особенно важно отметить, что все эти изображения, скорее всего, носили магический ритуальный характер.

Удивительное открытие было сделано в 1879 г. На севере Испании в пещере Альтамира, где обнаружили множество цветных изображений животных. Самый знаменитый зал – Зал животных.  Изображения живых и мертвых оленя, бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов покрывают стены и потолок. Фигуры животных разрисованы охрой, древесным углем на голых стенах и сводах, а частично выгравированы. Древние художники использовали естественные рельефные выступы на поверхности скал, что усиливало световую моделировку формы. Исключительно точно переданы движения животных, фактура их шерсти.

На территории нашей страны особенно знаменита Капова пещера на Южном Урале, в которой в 1959 г. было найдено более трех десятков рисунков животных, исполненных красной краской.

Росписи и рельефы покрывали десятки, сотни метров или даже несколько километров стен и сводов. Рисунок выполняется не одной краской, а несколькими, он приобрел объемность, чему способствовали переходы тона. Размеры изображений животных колеблются от нескольких сантиметров до  нескольких метров. Например, в Каповой пещере встречаются изображения мамонтов, лошадей, носорогов размером от 40 см до 1 м, на потолке  Альтамиры бизоны нарисованы в натуральную величину, а в пещере Ласко есть изображения быков от 4 до 6 м.

Звери изображались в движении: они шагают, бегут, борются, щиплют траву. Часто их головы обращены назад, словно их преследуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах и гравированных изображениях эмоциональное состояние зверя: испуг, настороженность, ярость, угрозу, спокойствие, удивление, любопытство, умиротворение.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать стал использовать для украшения предметов ремесла, главным образом гончарных изделий. Стали возникать и методы обучения. Ученик, следуя указаниям мастера, осваивал секреты мастерства.

Ведущим методом обучения в первобытном обществе, скорее всего, был повтор образцов. Передача знаний осуществлялась непосредственно от ремесленника ученику.

ПРАКТИКУМ: Цель -  через практическую работу познакомить студентов с изобразительным искусством первобытного общества. Им предлагается из цветной бумаги и картона вырезать фигурки животных, живших в эпоху неолита и изображенных первобытными художниками на стенах  и сводах пещер Ласко, Альтамира и Каповой. Вспомогательными  материалами выступают видеопрезентации, фотографии и наглядные пособия. Следующий этап - составление композиции на тему охоты древних людей (бумага «Ватман» или картон, можно цветной - формат листа А0). Работа коллективная, разрешается использовать все подручные графические материалы, как то: цветные карандаши, мелки, маркеры и т.д. Вырезанные из  цветной бумаги или картона силуэты животных наклеиваются в соответствии с замыслом композиции на основу и дорисовываются детали и антураж.

Это практическое занятие хорошо себя зарекомендовало для закрепления материала по дисциплине  «Методика преподавания изобразительного искусства» о  методах обучения в первобытном обществе. Студенты, принимая условия игры, с азартом включаются в работу и отдаются ей с огромным энтузиазмом.

В живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, но индивидуальная система каждого педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами образования, целями и направлением развития современного изобразительного искусства.

 

.  .  .