Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Компьютерные технологии на уроках сольфеджио

Дата публикации: 2019-09-29 22:26:29
Статью разместил(а):
Ардаширова Зиля Равиловна

Компьютерные технологии на уроках сольфеджио

Автор: Ардаширова Зиля Равиловна

 

Использование компьютерной программы FINALE на уроках сольфеджио

Одним из наиболее важных и перспективных направлений в современной музыкальной педагогике является использование компьютерных технологий. Особенно это актуально и, я бы даже сказала, жизненно необходимо для уроков сольфеджио. Ни для кого не секрет, что «Сольфеджио» - одна из самых сложных, в силу своей многофункциональности и трудоемкости учебных дисциплин, неслучайно многие дети бросают музыкальную школу именно из-за проблем с сольфеджио. В этой связи как никогда своевременно внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, поскольку это, несомненно, будет способствовать повышению эффективности обучения, развитию большей заинтересованности учащихся. Хорошим подспорьем в работе педагогам-сольфеджистам могут служить такие компьютерные программы, как Sibelius, Overture и Finale. Среди вышеназванных нотных редакторов наиболее универсальным и удобным является Finale. Далее будут показаны возможности использования компьютерных технологий на уроках сольфеджио на примере работы в Finale.

Важной составляющей предмета «Сольфеджио» является теория музыки. Освоение теоретического материала и особенно проверка знаний по теории, как правило, отнимает на уроках сольфеджио много времени. Предлагаемые далее задания помогут справиться с этой задачей быстро, эффективно и в интересной для учащихся форме. Это позволит преподавателям-сольфеджистам использовать высвободившееся время для других, не менее важных форм работы. Так, например, для выполнения следующего упражнения, где надо добавить недостающие знаки, чтобы получить заданные лады, интервалы и аккорды, достаточно научить детей пользоваться всего лишь тремя клавишами на цифровом блоке клавиатуры – это + (диез), – (бемоль) и  * (бекар, дубль диез и дубль бемоль).

Задание «Добавить знаки»

Предварительно необходимо перейти в режим т. н. скоростного набора (на панели инструментов – это кнопка с изображением скошенной восьмушки - рис.1). Затем навести мышкой на такт - появится прямоугольная рамка, с помощью стрелок добраться до нужного звука и проставить знаки ранее указанными тремя клавишами.

Ещё более удобными для быстрой проверки теоретических знаний являются следующие виды работы, например:

«Определить интервалы»

«Определить аккорды»

«Определить лад»

а) без ключевых знаков

б) с ключевыми знаками

Для выполнения подобных упражнений нужно активировать на панели инструментов кнопку с изображением заглавной буквы А, отвечающую за введение текста. Чтобы подписать интервалы, аккорды и лады надо двойным щелчком мыши открыть прямоугольную рамку с мигающим курсором-приглашением и обычным способом набрать текст.

После освоения учащимися с помощью преподавателя элементарных навыков набора нот в Finale, можно вводить более традиционные задания, например построение отдельных элементов музыкального языка, группировка, нахождение и исправление ошибок, например:

Построить от звука:

↑ дорийский  ↓ мелодический dur  ↑ хром. гамма (moll)   ↓ б. 10   ↑ ум 7     

↓  ув. 6   ↑Ув 53  ↓  Мm 7  ↑  Мd 43  ↓  М 6

Найти и исправить ошибку в записи хроматических звуков:

Сгруппировать, найти и исправить ошибки в записи хроматических звуков:

Далее показано, как будет выглядеть одно из заданий после его выполнения.

В данном примере нам надо исправить неверно записанный хроматический звук: вместо си бемоль - ля диез. Для этого в режиме скоростного набора (который уже упоминался выше) щелкаем мышкой на ноту (в нашем примере это си бемоль) и стираем её с помощью ¬ (Backspace). Затем, используя стрелки (в данном случае ¯) спускаемся на нужную линейку нотного стана, вводим правильный звук (ля) обычным Enter и добавляем знак + (диез).

Возможности программы Finale столь широки и разнообразны, что можно использовать её не только для освоения и закрепления теоретических знаний, но и для развития слуховых навыков. Дело в том, что Finale может озвучивать набранный нотный текст. Всё, что для этого нужно – включить инструмент Playback Controls из меню Window. В результате данного действия на панели инструментов появятся знакомые всем стандартные кнопки воспроизведения, остановки, перемотки назад и вперёд.

Прежде чем вы начнете воспроизводить тот или иной пример, необходимо выбрать удобную для слухового анализа скорость проигрывания (обычно это  q = 40-60). По умолчанию Finale озвучивает нотный текст тембром фортепиано, но вы можете подобрать любой другой тембр из списка Instrument List (который «вытаскиваете», также как и инструмент воспроизведения, из меню Window). Рекомендую использовать наиболее естественные (насколько это возможно в компьютерной программе) тембры, не режущие слух своим «синтетическим» звуком - это клавишные инструменты  №1 (фортепиано), №7 (клавесин), №20 (орган), №22 (аккордеон); ударные инструменты №10 (Glockenspiel), №11 (Music Box), №12 (вибрафон). Из струнных неплохо звучат в Finale - №41 (скрипка), №43 (виолончель), №47 (арфа); из духовых инструментов - №58 (тромбон), №66, 67 (альтовый и теноровый саксофон), №69 (гобой), №72 (кларнет), №80 (окарина). Всего же в списке инструментов запрограммировано 128 тембров.

Благодаря этой уникальной возможности программы Finale озвучивать нотный текст, преподаватели-сольфеджисты смогут эффективно организовать самостоятельную работу учащихся (как в классе, так и дома) по развитию теоретических и слуховых навыков. Приведу примеры традиционных работ по слуховому анализу – это а) т. н. цепочка из 10 отдельных элементов музыки (звукорядов, интервалов, аккордов вне лада) и гармоническая последовательность б) инструктивная, в) из музыкального произведения:

Чтобы начать проигрывание данных примеров достаточно мышкой нажать на кнопку воспроизведения. Далее по желанию и возможностям учащегося можно определять лады, интервалы и аккорды, не глядя на экран (т. е. на слух) или обычным способом – путем теоретического анализа.

Можно также объединить задания по теории со слуховой работой. Например, записать ритм и найти ошибки в знакомой мелодии (либо предварительно выученной наизусть на одном из уроков сольфеджио или музыкальной литературы, либо взятой из программы по специальности, хору). Условия этого задания могут выглядеть так:

Незаменима программа Finale и для развития творческих навыков на уроках сольфеджио. Так, например, с её помощью можно выполнять такие упражнения, как сочинение мелодии в форме периода по заданному началу, сочинение контрапунта к данному голосу.

 Весьма привлекательной может стать программа Finale и для юных композиторов, предоставляя им возможность записывать свои сочинения для различных исполнительских составов, тем самым, развивая в них навыки инструментовки и аранжировки.

Как видно из предложенных выше форм работы, программа Finale помимо обычного набора нот может выполнять самые разнообразные «трюки» как-то: запись нот без штилей и ключевых знаков, без размера и тактов, не говоря уже об умении программы озвучивать нотный текст, раскрашивая его различными тембрами. Все эти примеры приведены здесь с тем, чтобы преподаватели-теоретики впечатлились (заинтересовались) огромными возможностями Finale и стали активно её осваивать. Сколько и в каком объёме будут использованы ресурсы данной программы, зависит уже от конкретных условий – заинтересованности и инициативности педагога, а также от материально-технической базы музыкальной школы.  Предвижу возражения против занятий на уроках сольфеджио «компьютерными играми» в связи с обычной нехваткой времени. В таком случае, можно было бы порекомендовать воспользоваться опытом некоторых школ (например, г. Йошкар-Олы, Уфы) и ввести предмет «Музыкальная информатика» разгрузив, таким образом, предмет «Сольфеджио».

В заключение хотелось бы снова обратить внимание преподавателей теоретических дисциплин на настоятельную необходимость использования компьютерных технологий в своей педагогической практике. Применение компьютерных программ на уроках сольфеджио, несомненно, поможет активизации мышления учащихся, более эффективному развитию их слуховых и творческих навыков. В конечном итоге, это будет способствовать оптимизации учебного процесса и самое главное, формированию стойкой мотивации у детей к получению музыкального образования.

 

.  .  .