Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока по русскому языку "Сочинение "Зима"

Дата публикации: 2019-09-24 18:43:01
Статью разместил(а):
Попова Татьяна Семёновна

Конспект урока по русскому языку "Сочинение "Зима"

Автор: Попова Татьяна Семёновна

МБОУ «Маловская СОШ»

 

Цель урока: опираясь на художественные тексты, музыку, репродукции картин, личные наблюдения учащихся, написать сочинение о зиме.

Задачи урока:

·         формировать умение определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте, выделять части в сочинении, обобщить знания о последовательности работы над сочинением,

·         развивать монологическую речь, развивать творческое мышление через использование выразительных средств языка воспитание стремления ярко и образно выражать собственные мысли в сочинении; развитие речевой культуры обучающихся;

·         показать учащимся картины зимней природы, прививать любовь к природе, учить видеть в ней прекрасное, понимать ее.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки), сборники стихов, презентации, клипы.

 

План урока:

- Оргмомент.

- Вступительное слово учителя.

- Постановка проблемы и определение цели урока.

- Подготовка рабочих материалов к сочинению.

- Составление плана сочинения

- Работа с текстом.

- Рефлексия.

 

Ход урока

1. Оргмомент.

Ребята, какое у вас сегодня настроение? Я надеюсь,что этот урок сделает его ещё лучше и подарит вам массу прекрасных эмоций.

2. Вступительное слово учителя. Актуализация.

Итак, начнём. Предлагаю посмотреть видеоклип. (Клип под музыку А. Вивальди. В это же время учитель читает стихотворение М. Пожарова).

Разукрасилась зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Ты, метелица, чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!

Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни:

Жди, в парчу одета,

Нового рассвета!

Ребята, я не случайно так начала наш урок. Какое настроение, какие чувства пробудила в вас музыка?

А о чём вам рассказали загадочные, сказочные строки стихотворения? Чем понравились картины?

3. Постановка проблемы и определение цели урока.

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Зима)

Действительно, сегодня мы окунёмся в красоту, сказочность, неповторимость зимней природы.

Зима очень красивое время года. Ни один человек не может остаться равнодушным к зимним пейзажам. Не зря многие писатели, художники, поэты и музыканты, вдохновленные красотой зимней природы, сочиняли замечательные произведения: картины, стихи, рассказы, песни. И сегодня я предлагаю вам побыть писателями и создать своё произведение, в котором будут записаны мысли, чувства, ощущения, возникающие у вас, когда вы думаете о зиме, рассматриваете её пейзажи.

Как же нам это сделать? (написать сочинение)

4. Работа по теме урока.

1) Сбор материала к сочинению.

а) С чего мы должны начать свою работу? (предположения детей)

Чтобы описание зимней природы было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал.

Сначала давайте составим «зимний» словарик.

Какие имена существительные в него войдут? Дети предлагают, а учитель записывает слова на доске в столбик:

Зима

Снег

Снежинки

Мороз

Деревья

Лес

Сказка.

Теперь к этим существительным подберём подходящие по смыслу прилагательные.

Дети называют. Затем подбирают действия. Получается запись:

Зима волшебная, красивая, таинственная наступила, пожаловала, творит чудеса.

Снег белый, пушистый, искрящийся идёт, падает, летит.

Снежинки лёгкие, резные, белые кружатся, играют, порхают.

Мороз трескучий, сильный, суровый трещит, пугает, щиплет.

Деревья одетые, озябшие, сонные стоят, спят, дремлют.

Лес заколдованный, молчаливый мечтает, завораживает.

Сказка волшебная, добрая, поведала, захватывает.

Используя данные слова, составьте несколько красивых распространённых предложений. (Ребята говорят предложения)

б) Выбор «красивых» слов и словосочетаний из текстов стихов.

У вас на столах лежат карточки со стихами. Прочитайте отрывки из стихотворений и подчеркните понравившиеся вам слова и словосочетания, которые отражают красоту этого времени года.

Учащиеся работают самостоятельно.

А вот как пишет о зиме А.С. Пушкин.

Какие слова и выражения вы можете использовать в своём сочинении?

в) Работа с прозаическим текстом.

Чтобы помочь вам, я прочитаю вам два текста о зиме. Послушайте их, может быть, какие-то выражения и предложения вы используете в своих текстах.

2) Составление плана.

Необходимый материал мы собрали. Что дальше нужно сделать, чтобы правильно составить рассказ? (ответы детей)

Да, нужно составить план текста. С чего начинается любое сочинение? (Вступление)

Эту часть нужно озаглавить. О чем будем рассказывать в этой части? (Что наступила зима - любимое время года.) Как же озаглавим?

О чём напишем в основной части? (Об изменениях в природе, о её красоте, о преобразованиях). Как назовём эту часть?

Что нужно отразить в заключительной части? (Своё отношение к происходящему)

Как можно назвать часть?

 

Получился план:

1.      Приход зимы.

2.      Зима - прекрасное время года.

3.      Любимое время года.

3) Самостоятельная работа учащихся.

4) Чтение своих текстов (по желанию)

5.      Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Что нового для себя взяли с урока, чему научились?

Закончить наш урок я предлагаю песней, которую мы с вами учили на уроке музыки.

 

.  .  .