Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Химическая организация клетки. Неорганические вещества

Дата публикации: 2019-09-08 21:28:00
Статью разместил(а):
Меликсетян Марине Людвиговна

Урок в 9 классе "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"

Автор: Меликсетян Марине Людвиговна

МБОУ СОШ, г. Пионерский, Калининградская область

 

Цели и задачи – изучить химический состав клетки; выявить роль химических элементов и неорганических веществ в процессе жизнедеятельности клетки; изучить их строение и функции в процессе жизнедеятельности клетки; реализовать межпредметные связи с химией; сформировать представления о роли микроэлементов в жизни организма. 

Формировать УУД: 

- Личностные: развитие интеллектуальных и творческих способностей; экологического сознания; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения; осознанности и уважительного отношения к другим людям. 

- Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. 

- Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 

- Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение; производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедиа  проектор, компьютер, СD - ROM  электронное учебное  издание « Биология. Общие закономерности. 9 класс», презентация "Химический состав клетки. Неорганические вещества",  учебник "Биология. общие закономерности. 9 класс", тетрадь.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, внешнее состояние класса, рабочих мест учащихся.

Готовятся к уроку

2. Постановка целей урока

Концентрирует внимание учащихся.

Тема, которую сегодня будем изучать, называется "Химический состав клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки".

(слайд 1)

Как вы думаете какие цели и задачи будут? (слайд 2)

Перечисляют цель и задачи урока (при необходимости учитель помогает).

 

Записывают тему урока

3. Стадия вызова

Что такое химический элемент?

(слайд 3)

Что вы знаете о химическом составе клеток?

Что вам известно о роли химических элементов  в жизни клеток?

В состав живой клетки входит почти вся таблица Д.И.Менделеева, из 110 известных в состав клетки входит около 80 различных химических элементов, которые встречаются так же и в объектах неживой природы.

О чем это может говорить?

Химический элемент – это вид атомов с одинаковым зарядом ядра.

 

Дают ответы.

 

Доказательство общности живой и неживой природы.

4. Стадия осмысления

В зависимости от содержания все химические элементы, входящие в состав живой природы разделяют на несколько групп.

С помощью текста учебника стр. 104 заполните таблицу "Классификация химических элементов, водящих в состав клетки" (слайд 4)

Как называют группу 6 элементов (Н, О, С, N? S и P), почему? (слайд 5)

Используя материал учебного диска, скажите, какова роль элементов в клетке?

Демонстрация диска "Химическая организация клетки". (слайд 6)

Вспомните классификацию веществ, входящих в состав клетки. (слайд 7)

Сегодня поговорим о неорганических веществах. Самое распространённое  неорганическое соединение в живых организмах – вода. Её содержание колеблется в широких пределах: от 10 до более 90%. Вода придаёт клетке упругость и обеспечивает её гомеостаз. Функции воды во многом определяются её химическими и физическими свойствами.

Каков характер ковалентной связи между атомом кислорода и атомами водорода? 

Как пространственная конфигурация молекул воды обуславливает ее биологическое значение? (слайд 8) 

Демонстрация диска, видеоролик схемы образования связей между отдельными диполями воды с комментариями диктора.

Используя текст учебника стр. 105-106, заполните таблицу "Свойства воды и ее биологическая роль" (слайд 9)

Проверить по слайду слайд 10.

Не менее важна и чисто химическая роль воды. Под действием некоторых катализаторов – ферментов – она вступает в реакции гидролиза, при которых к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы ОН- или Н+ воды.

Какие вещества называются гидрофильными, а какие гидрофобными? Запишите определения этих терминов.

(слайд 11) 

Что называется буферностью?

Какие вещества обуславливают буферные свойства клетки?

Составьте кластер "Роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки",

стр. 106-107.

Проверить по слайду 12.

Некоторые минеральные соли находятся в живых организмах не только в виде ионов, но и в твёрдом нерастворимом состоянии. Фосфаты калия и магния используются для построения костной ткани, а карбонат кальция входит в состав раковины моллюсков

Некоторые минеральные соли находятся в живых организмах не только в виде ионов, но и в твёрдом нерастворимом состоянии. Фосфаты калия и магния используются для построения костной ткани, а карбонат кальция входит в состав раковины моллюсков

Демонстрация диска, "Минеральные соли".

Слушают

 

Работают парами, делают записи и по желанию один ученик в классе озвучивает информацию, остальные проверяют, при необходимости его поправляют.

 

Биоэлементы, они входят в состав биополимеров.

 

См. " Ответ учащихся о роли элементов".

 

Органические вещества - белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты; неорганические вещества - вода и минеральные соли.

 

Вспоминают функции воды и строение ее молекулы.

 

Ковалентная полярная связь.

 

 

Молекула воды представляет собой диполь и способна образовать водородные связи.

 

Смотрят и слушают.

 

Заполняют таблицу при помощи учебника, озвучивают.

 

Дают определения и записывают их в тетрадь.

 

Способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне.

 

Дигидрофосфат,  гидрофосфат, гидрокарбонат анионы.

 

Работают парами по учебнику, составляют кластер.

 

Слушают учителя.

5. Закрепление и подведение выводов урока

Для закрепления знаний предлагаю задание на выбор 1 или 2.

Задание 1. Поместите эти химические элементы к тем молекулам, в состав которых они входят:

Молекула хлорофилла       Zn 

Молекула тироксина          Fe 

Молекула гемоглобина      J 

Молекула инсулина            Mq 

(слайд 13)

Задание 2

Выбрать один вариант ответа.

. К биоэлементам относят

а) водород, кислород, углерод и азот

б) калий, натрий, кальций, железо и хлор

в) йод, цинк, медь, кобальт, марганец       

Самое распространённое неорганическое соединение в живых организмах

а) минеральные соли, б) вода.

Концентрация ионов натрия

а) внутри клетки ниже, чем во внешней среде, а концентрация ионов калия выше

б) внутри клетки выше, а концентрация ионов калия ниже

Минеральные соли находятся в живых организмах

а) только в виде ионов

б) только в твёрдом нерастворимом состоянии

в) в основном в виде ионов и в твёрдом состоянии

(слайд 14)

 Обсудить работу.

А теперь озвучьте вывод по изученной теме.

Помогает сформулировать вывод

(слайд 15)

Работают с выбранным заданием 

 

Формулируют выводы при помощи учителя

Одним из основных общих признаков живых организмов является единство их элементного химического состава.

В живой природе обнаружено около 80 химических элементов. Все элементы живых организмов делятся на макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы.

В состав клетки входят органические и неорганические вещества.

К неорганическим вещества относятся вода и минеральные соли, которые играют важнейшие роль в клетке.

6. Стадия рефлексии

Спасибо за плодотворную работу на уроке.

Оцените уровень знаний по данной теме: низкий, средний, высокий.

Что плохо, а что хорошо вами было усвоено?

Над каким вопросом еще необходимо работать? (слайд 16)

 

7. Итоги. Домашнее задание

Выставляет отметки учащимся за работу на уроке. Поясняет домашнее задание - изучить текст стр. 104-107, устно ответить на вопросы стр.107. (слайд 17)

Записывают домашнее задание.

 

Ответ учащихся о роли элементов.

Натрий, калий и хлор создают разность электрических потенциалов между наружной и внутренней поверхностями клетки, что приводит к мышечному сокращению.

Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов, участвующего в переносе кислорода от лёгких к тканям.

Кальций участвует в механизмах свёртывания крови, способствует выведению из организма солей тяжёлых металлов и радионуклидов. Так же он входит в состав зубов, ногтей, волос. Вместе с фосфором он участвует в формировании костной ткани. Помимо этого фосфор является неотъемлемым компонентом мембранных структур, входит в состав фосфолипидов.

Магний в клетках растений входит в состав хлорофилла – пигмента фотосинтеза.

Сера входит в состав белков, она играет важную роль в повышении проницаемости клеточных мембран.

В основном микроэлементы входят в состав биологических соединеней, ферментов, гормонов, витаминов и их функции в организме довольно разнообразны. Так цинк входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, йод – необходимый компонент гормона щитовидной железы – тироксина. Наряду с селеном, йод обладает антиоксидантными свойствами, т.е. предотвращает преждевременное старение организма.

Молибден влияет на работу устьичного аппарата у растений. Марганец является компонентом некоторых ферментов, он необходим  для поддержания нормальной структуры костей. Дефицит марганца в рационе кур – несушек сказывается на их яйценоскости).

Фтор участвует в образовании костей и эмали зубов (демонстрация диска).

Кроме макро- и – микроэлементов в клетке есть и ультромикроэлементы, содержащиеся в очень маленьких концентрациях, но обладающие высокой биологической активностью.

Это алюминий, никель, олово, мышьяк, серебро и даже золото.

 

Источники информации:

1. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений/ - М.: Дрофа 2010.

2. Э.В. Семенов, С.Г. Мамонтов, В.Л. Коган.Биология. Пособие для поступающих в вузы. (1984г.) «Высшая школа»  

3. С.Б. Циклов Биология. 9-ый класс. тематические тестовые задания для подготовки к     ГИА/авт.-сост.. - Ярославль: Академия развития, 2011.

 

.  .  .