Урок биологии "Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека"
Урок биологии "Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека"
Автор: Меликсетян Марине Людвиговна
МБОУ СОШ, г. Пионерский, Калининградская область
Эпиграф:
«Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой»
Цель и задачи урока:
Формирование общеобразовательных компетенций:
· развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование коммуникативных компетенций:
· развивать умение работать в группах;
· формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;
· развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.
Формирование личностно-ориентированных компетенций:
· способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Планируемые результаты: (Формируемые УУД)
- Предметные: иметь представление о роле дыхания во время передвижений человека, о причине и последствиях горной болезни, об адаптации человека к высотным условиям.
- Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления, определять общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Личностные: осуществлять социальные функции обучающегося, уметь видеть и ценить красоту, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сочувствовать другим людям, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить им выходы из спорных ситуаций; развивать навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, следовать установке на безопасный и здоровый образ жизни.
№п/п |
название этапа урока |
деятельность учителя |
деятельность учащихся |
1 |
Оргмомент |
Приветствие учащихся, ознакомление с эпиграфом и планом урока. |
слушают |
2 |
Актуализация |
- Вы знаете, что при нарушении в одной из сфер географической оболочки наущаются все другие оболочки. - Так и при нарушении работы любой системы в организме, это отражается на функционировании других систем и организма в целом. - Назовите это свойство О каком свойстве идет речь? - Из каких циклов состоит дыхание? -Как называется периодичность природных процессов? - Как называется изменение природных зон на равнинах и в горах? -----Какому свойству соответствуют эти понятия? - Есть ли взаимосвязь между зональностью и дыханием? |
Читают стихи - Целостность. - Ритмичность. - Зональность
|
3 |
Вызов и деление на группы |
«Каникулы в горах: польза или вред?» Сегодня ваша задача ответить на этот вопрос и дать рекомендации. |
|
4 |
Изучение новой темы |
|
|
Блок географии |
Высотная поясность |
Работают по карточкам |
|
Блок биологии Работа в группах |
- Я возвращаюсь к главному вопросу урока: «Каникулы в горах: польза или вред?» Но, давайте вспомним. |
|
|
- Как устроены органы дыхания, как они функционируют? |
Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потребляет кислород и выделяет углекислый газ. Без кислорода человек не в состоянии прожить и несколько минут. Организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. |
||
- Что такое внешнее дыхание и внутреннее дыхание? |
Внешнее дыхание – это газообмен между организмом и окружающей средой. А внутреннее дыхание – это расщепление органических соединении с помощью кислорода с целью получения энергии. Процесс протекает в митохондриях клеток. |
||
- Что такое глубокое дыхание и какова его роль в организме? |
Оно очень важно для общего состояния здоровья человека. Если он неправильно дышит, кровь не до конца очищается – тело не получает необходимой ему нормы питания. Как результат – болезнь, падение жизненного тонуса, сил и настроения, отсутствие энергии и бодрости. Без достаточного количества свежего воздуха кровь не обретает ярко-красный оттенок, оставаясь синюшной и тёмной. Человек очень теряет в весе, выглядит измождённым и усталым. И наоборот, тот, кто дышит правильно и глубоко, отличается отменным здоровьем и отличным телосложением. В норме, артериальная кровь должна содержать в себе 25% кислорода. |
||
- Откройте тетради по биологии и запишите ответы на вопросы, которые появятся на экране. |
По презентации выполняют задания, обмениваются работами с другом по парте. Проверяют работы, считают баллы. |
||
Представить текст «Дыхание в горах». Вопросы: -Каковы причины этой болезни? - Что происходит с организмом на высокогорье? Как человек адаптируется к горным условиям? Ваша задача на ближащие 10 минут: Получив свой пакет заданий в течение 10 минут вы работаете в группах. Каждая группа получает свой текст работы. После истечении срока по одному представителю от параллельных групп прошу выйти и по очереди представить работу своей группы, при необходимости дополнить или поправить. А в конце обсуждений устно предлагают рекомендации и думают над вопросом урока: «Каникулы в горах: польза или вред?» |
Работают в группах, представляют работу, участвуют в обсуждении.
Вопросы для 1 группы: 1. Что такое горная болезнь? Чем это вызвано? 2. Какие стадии гипоксии бывают? 3. Какие формы гипоксии бывают?
Вопросы для 2 группы: 1. Каких систем органов затрагивает гипоксия? 2. Каким образом меняется функционирование организма? 3. Какие интересные факты узнали про гипоксию?
Вопросы для 3 группы:
3. Как адаптируются местные жители? |
||
Блок географии |
Видеоряд Выберите горы со схем на партах и высоту, где вы бы чувствовали хорошо и любовались пейзажем. |
|
|
5 |
Рефлексия |
Вернемся к эпиграфу урока. |
Учащиеся высказывают свои мнения. |
6 |
Д/З |
Изучить текст на стр. |
Записывают д/з в дневнике. |
«Дыхание в горах»
Родиной древнейших цивилизаций считают благодатную в природном отношении полосу, простирающуюся от Китая до Средиземноморья. Однако со временем человек стал осваивать и другие районы планеты. Появились жители и в высокогорных областях. Много веков тому назад были заселены высокогорные области Тибета и Анд. Именно в Андах на высоте 4,5 км над уровнем моря впервые (XVI в.) испанские завоеватели Америки столкнулись с «горной болезнью». У больных появилась резкая одышка при движениях, общая вялость, головная боль и другие неприятные явления.
Объяснить причины этой болезни смогли лишь только через три века, благодаря работам французского ученого П.Бера. Он доказал, что «горная болезнь» возникает в результате низкого парциального давления кислорода в разреженной атмосфере. Ученый отметил, что развитие болезни начинается именно с 4 тыс. м и нарастает по мере подъема.
Каковы же пределы человеческих возможностей? Где та граница, которую человек не смог бы перешагнуть, поднимаясь все выше и выше в небо. В настоящее время уже десятки альпинистов поднимались без кислородного прибора на вершину Эвереста (8848 м над уровнем моря). Итальянец Р.Месснер совершил это восхождение дважды. Однако самое выдающееся достижение в покорении высоты принадлежит нашему соотечественнику Ю.Голодову. В ходе подготовки к штурму Эвереста он работал в камере низкого давления без «кислородного подкрепления» в условиях, соответствующих высоте в 11 км.
Возможности человеческого организма отнюдь не безграничны. Их можно мобилизовать путем тренировки, но их границы нельзя расширить, ибо диапазон возможных приспособительных реакций генетически запрограммирован. Критическим считается парциальное давление кислорода, приблизительно равное 1 мм рт.ст. на наружной поверхности клеточной мембраны. При этом давлении нарушается работа цепей переноса электронов в митохондриях.
1 Как привольно дышится в степи, |
2 Легко мне дышится в лесу, |
3 Здесь воздух чист и свеж, как поцелуй младенца, |