Способы работы над полиритмией в классе специального фортепиано
Способы работы над полиритмией в классе специального фортепиано
Автор: Тюрикова Надежда Васильевна
ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»
Цели занятия:
Обучающие:
- Знакомство с методами работы над полиметрией
- Практическое освоение материала
- Развитие умения обобщать и систематизировать материалы
Развивающие:
- Содействовать развитию технических навыков в единстве с художественными и творческими возможностями
- Развитие внимания, памяти, наблюдательности
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию эстетического вкуса, интереса к предмету и занятиям
Задачи урока:
1. Выявить уровень владения навыками игры полиметрии.
2. Теоретическое освоение понятия полиритмии.
3. Доступно объяснить приемы и методы работы над полиритмией.
4. На практике показать последовательность работы в этом направлении.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Форма занятия:
По организации деятельности учащихся – индивидуальная.
По организации деятельности педагога – методическое сообщение, практическое занятие.
Материальное оснащение: музыкальный инструмент (фортепиано).
План урока
1. Теоретическое освоение понятия полиритмии.
2. Подготовительные упражнения для освоения навыков игры полиритмии.
3. Более сложные варианты полиритмии.
4. Практические занятия.
Ход урока
Постановка целей для учащихся – научиться способам работы над полиритмией; от простых к более сложным.
Задачи: 1. Разъяснить понятие полиритмии.
2. Ознакомить с методами работы.
3. Научиться применять эти приемы при исполнении музыкальных произведений.
Суть исполнении полиметрии в умении соединить в одновременном звучании различные ритмические фигурации. Пианист может работать параллельно над двумя, а то и над тремя видами ритмической координации. Успешному преодолению трудностей полиритмической фактуры во многом помогает «горизонтальное» представление движение музыкальной ткани.
Играя упражнения, на полиметрию, надо добиваться равномерного распределения разного количества звуков каждой ритмической группы на единицу счета при абсолютно ровной пульсации (четвертей). Первоначально каждая рука поочередно укладывает ритмическую группу в единицу счета (при этом можно использовать словесную подтекстовку), четко акцентируя сильную долю. Затем следует совместить исполнение партий каждой руки, координируя движения рук. Акценты на сильных долях должны совпадать по вертикали. Предварительно возможно распределить исполнение ритмических групп между учеником и преподавателем (игра в ансамбле). Сохраняя пульс и единую единицу счета, можно поочередно, без игры на инструменте укладывать различные ритмические группы, используя словесную подтекстовку и дирижирование.
Наиболее простые виды полиритмических сочетаний (дуоль с триолью), можно использовать метод упрощения ритмической задачи (попросить прохлопать ритм).
По мере овладения полиритмическими упражнениями следует добиваться чтобы опоры в них становились все легче и в конце концов ощущались только как внутренняя пульсация.
Подведение итогов. Домашнее задание.