Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Тема Памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

Дата публикации: 2017-10-03 18:04:48
Статью разместил(а):
Яшникова Лариса Александровна

Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»

Автор: Яшникова Лариса Александровна

 

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя»,
  2. развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной литературой,   
  3. воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

 

Оборудование: 1) Компьютер. 2)  Презентация. 3) Тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя». 4) Справочный материал для работы на уроке.

 

Ход урока:

I.                  Оргмомент.

II.               Работа над темой урока.

1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

2) Работа над понятием «ПАМЯТЬ». Составление «энциклопедии» слова. Слайд № 1.

Работа с высказываниями.

Задание: вставьте пропущенное слово в данных ниже высказываниях:

1.  …  -  это сокровищница и опекунша всего в мире. (Цицерон)

2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.  

                                                                         (Т. Котарбиньский)

3. Потерял … - потерял себя. Пословица.

4. Единственной мерой времени является  …  .  (В. Гжегорчик)

5. Без …  наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом.  (С. Л. Рубинштейн)

 

3) Вспомните крылатые выражения, фразеологизмы со словом ПАМЯТЬ, объясните их значение. Слайд № 2.

Ребята! Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Сегодня, ребята, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти  и решает её  на страницах своего произведения. Слайд № 3.

3.  Повторение сведений о писателе  (рассказ учителя или сообщение учащегося о Е. И. Носове). Слайд № 4.

Носов Евгений Иванович  родился 15 января 1925 года в  селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

После войны  Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им.      М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов  был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

4.  Анализ рассказа.

1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

2) Расскажите об Ольге Петровне. Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце. Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини.

3) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)

4) Почему тётя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

5) Почему рассказчик посеял маки?

6) Как т. Оля отнеслась к поступку рассказчика?

7) Выразительно прочитайте описание клумбы ( с.184 1 абзац).

- Каким цветам автор уделяет особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

 8) Прочитайте описание маков (с.184, 3 абзац)

-Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота?  Какую картину помогают создать изобразительные средства?

(Работа в парах)

1 ряд – сравнения

2 ряд – метафоры

3 ряд – эпитеты

Заполните таблицу:

 

СРАВНЕНИЯ: походили на зажжённые факелы, с живыми языками пламени

ЭПИТЕТЫ: алые лепестки, густым багрянцем, озорной блестящей яркостью, тёмно-трепетным огнём…

МЕТАФОРЫ:  солнце пронизывало светом лепестки,  вспыхивали огнём, наливались багрянцем, маки слепили яркостью, ветер колыхал лепестки.

 

9) Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак (с. 184. со слов «Два дня буйно пламенели маки…. И до конца абзаца)

- Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

10) Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?

 

5.Слово учителя.

Война унесла тысячи жизней молодых людей, которые гибли, совершая подвиги во имя свободы своей страны.  Замечательный режиссёр  Леонид Быков  30 лет назад снял один из лучших фильмов о войне «В бой идут одни старики», в котором показал боевую жизнь лётчиков, таких же молодых ребят,  каким был сын т. Оли - героини  рассказа.  Предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из фильма.

Просмотр видеоролика  из фильма «В бой идут одни старики» (слайд  № 8) ( 1 мин.)

6. Беседа.

- Как соотносится этот отрывок  с рассказом «Живое пламя»?

- Как вы считаете, легко ли было погибать молодым? Во имя чего они шли на такие подвиги?

·        Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения, детально не изображая войну, показать  её жестокость? Как это ему удалось?

 

·        Выразительно прочитайте  конец рассказа (последний абзац, с. 185).

- Как вы понимаете его смысл? Для чего, по-вашему, тетя Оля посадила маки?

 

·       В чем, по-вашему, основная идея рассказа? Объясните смысл названия рассказа.

 

  Выводы по рассказу.

Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек…

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.

Послушайте песню «Маки», написанную Ю. Антоновым

 Слайд № 9. (2 мин).

 

- Что удалось передать композитору этой песней?

 

Слайд № 10. Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд.  

Сообщения учащихся.

1)    В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

2)    А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам.

3)     11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

 

 Слово учителя.

Ребята, в годы войны бойцы перед боем, не зная,  останутся ли живы или нет, писали записки своим родным, близким и оставляли их в гильзах  патронов, чтобы о них помнили, знали их имена. Я предлагаю вам сегодня тоже написать записку памяти  современникам и тем, кто будет жить после нас. Напишите в нескольких коротких предложениях, чтобы вы хотели сказать или пожелать о том, почему важно помнить страшные годы войны.  

 

Работа учащихся над «записками памяти».

Слайд № 11   ролик  «Я сегодня до зари встану» ( 2 мин)

 

Чтение работ учащимися.

 

Заключительное слово учителя. Прошло 70 лет,  как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы  не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

 Незаконченное предложение.

•         Сегодня на уроке для меня важным было…. 

•         В ходе работы на уроке я понял(а), что… 

•         Рассказ «Живое пламя» вызвал во мне …. 

•         Сегодня я задумался  о том, что …

 

Домашнее задание:  Написать отзыв на рассказ «Живое пламя», творчески оформив, или   нарисовать свои иллюстрации к рассказу.

Прочитать статью Д. С. Лихачёва «Земля родная».

.  .  .