Рабочая программа к курсу «Мастерская в музее»

Дата публикации: 2019-08-15 11:38:51
Статью разместил(а):
Прокофьева Наталья Евгеньевна

 

Рабочая программа к курсу «Мастерская в музее»

(духовно-нравственное направление)

Автор: Прокофьева Наталья Евгеньевна

 МБОУ «Парабельская гимназия», с. Парабель

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская в музее» составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 3.6 ст. 28.

- ФГОС ООО ст. 19.5.

- Основной образовательной программой НОО.

- Учебным планом гимназии.

Срок реализации программы – 3 года.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год. Уроки проводятся по 2 часа в неделю.

 

Курс «Мастерская в музее» составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного  общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим  ценностям, как человек, Родина, труд, культура.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»,  Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Обоснование актуальности.

В современных условиях необычайно  выросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры,  изучать которые – первостепенная задача в нравственном патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена  историческая память поколений, запечатлена душа  народа, создавшего  подлинные шедевры искусства, которые  свидетельствуют о  таланте и высоком  художественном вкусе мастеров-умельцев.  Воспитание полноценной личности, развитие личностного потенциала, эстетического вкуса  детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир который веками создавала фантазия русского народа.

Актуальность программы состоит  в том, что она формирует у обучающихся  не только  духовно-нравственные  ценности, но и   художественно-творческие способности  посредством осуществления  музейно-педагогической  деятельности. Сохранение,  развитие русского традиционного народного творчества, возрождение народных  промыслов и ремесел является очень актуальным на сегодняшний день, т.к. способствует приобщению детей к русской культуре, уважительному отношению к своим древним традициям.

Новизна  программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития ученика, его нравственных чувств и этнического сознания.  Создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудники  школы и музея, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа  направлена на формирование УУД средствами системно - деятельностного подхода.  Данная программа направлена на воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей,    развитие    духовного  богатства   через  знакомство с предметами декоративно–прикладного искусства.           

Цель программы:  Развитие духовно-нравственных ценностей учащихся через приобщение к национальной культуре и   возрождение традиционных народных ремесел.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Формировать познавательный интерес к изучению истории декоративно-прикладного творчества.
  • Формировать умения техники исполнения изделий из различных материалов.
  • Формировать приемы плетения и ткачества.
  1. Развивающие:
  • Формировать умение постановки цели деятельности и ее планирования.
  • Формировать интерес к различным видам декоративной отделки и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства.
  • Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками в процессе изготовления коллективных изделий.
  • Формировать потребность познавать культурные традиции своего региона, России и других государств.
  • Формировать умение классифицировать виды декоративно-прикладного искусства по существенным признакам.
  • Формировать умение классифицировать современные материалы, ткани, пряжу, фурнитуру.
  1. Воспитательные:
  • Формировать нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социокультурной среде.
  • Формировать эмоционально-ценностное позитивное отношения к прекрасному.
  • Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

 

Основные направления и содержание деятельности.

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.

Музейно-педагогическая деятельность, объединяя  два направления - «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», - одновременно является  моделью реализации инновационной образовательной практики. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса.

Музей, музейные экспонаты имеют возможность воздействовать на художественно-эстетические, интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности ребёнка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом.  Неповторимая  атмосфера  музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников,  развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Данная программа направлена на приобщение детей к сохранению и возрождению старинных ремесел. Реализация программы будет осуществляться  в образовательной среде  краеведческого музея. Практическое участие  в создании творческих изделий является эффективной формой знакомства детей с народным искусством. Изготовление художественных изделий, близких к тем, какие создавали и создают народные мастера, не только дает ребенку знание технического процесса и навыки работы с материалом, но и позволяет почувствовать себя мастером, ощутить радость от того, что он научился делать красивые и полезные вещи. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Программа «Мастерская в музее» является творческой лабораторией, где не только сохраняются старинные ремесла,  но и   появляются новые приемы мастерства, раскрывая индивидуальность каждого мастера-художника.

На занятиях дети приобретают элементарные навыки плетения,  шитья, вязания, бисероплетения, развивают глазомер, внимание, аккуратность, познают законы симметрии. Дети составляют самостоятельно эскизы, выкройки-лекала, шаблоны, схемы узоров; учатся видеть строение, пропорции предметов, их формы.

Занятия воспитывают усидчивость, терпение, развивают мышцы кистей рук, образное, пространственное, художественное  мышление.

В ходе проведения организационно-массовых мероприятий педагог воспитывает познавательный интерес, самостоятельность, настойчивость в достижении цели, обогащает знания учащихся, их эстетический вкус.

Формы и режим занятий.

Программа «Мастерская  в музее» рассчитана на 3 года. Возраст детей 12-15 лет.
Занятия обучения с каждой группой проводятся в краеведческом музее 1 раз в неделю по 2 часа по расписанию. 
Дети в группах разновозрастные. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: 
- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), 
- собеседование, 
- консультация, 
- интерактивные беседы, рассказы, объяснения; 
- показ технических приёмов; 
- практическая работа; 
- самостоятельное изготовление конкретного изделия. 

Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам, и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, так как каждый обучающийся может проходить программу со своим темпом (в зависимости от персональных способностей и частоты посещения занятий). В зависимости от объективных условий, состояния материально-технической базы, способностей и уровня развития детей возможны варьирование тем занятий, корректировка количества часов, отведённых на изучение отдельных разделов и тем программы. 

В данной программе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

– технология – закрепление методов работы с ножницами, иглами,  крючком и различным материалом;

– изобразительное искусство – навыки цветового подбора материалов при оформлении изделий, поделок, игрушек;

– история – небольшие повествовательные элементы из истории развития быта людей, рукоделия,

– биология  – визуальное отождествление с выполнением изделий;

– черчение – закрепление приемов работы с линейкой, карандашом, циркулем при выполнении чертежей, разверток, шаблонов, схем.

 

Планируемые результаты: 

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы: 

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; 

- интерес к традиционным  видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; 

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; 

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; 

Обучающийся получит возможность для формирования: 

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 

- выраженной познавательной мотивации; 

- устойчивого интереса к новым способам познания; 

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится: 

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу; 

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы; 

- планировать свои действия; 

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль; 

- адекватно воспринимать оценку учителя; 

- различать способ и результат действия; 

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; 

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. 

Обучающийся получит возможность научиться: 

- проявлять познавательную инициативу; 

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; 

- преобразовывать практическую задачу в познавательную; 

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. 

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Учащиеся смогут: 

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; 

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; 

- формулировать собственное мнение и позицию; 

- договариваться, приходить к общему решению; 

- соблюдать корректность в высказываниях; 

- задавать вопросы по существу; 

- использовать речь для регуляции своего действия; 

- контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться: 

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; 

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; 

- владеть монологической и диалогической формой речи. 

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится: 

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; 

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; 

- анализировать объекты, выделять главное; 

- осуществлять синтез (целое из частей); 

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; 

- устанавливать причинно-следственные связи; 

- строить рассуждения об объекте; 

- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); 

- подводить под понятие; 

- устанавливать аналогии; 

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. 

Обучающийся получит возможность научиться: 

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; 

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. 

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: 

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; 

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; 

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; 

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; 

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; 

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; 

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; 

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; 

- Достичь оптимального для каждого уровня развития; 

- Сформировать систему универсальных учебных действий; 

- Сформировать и навык и работы с информацией.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мастерская в музее» 

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:   

Личностными результатами освоения учащимися курса являются:

·         проявление познавательных интересов и активности в данной области;

·         развитие трудолюбия и ответственности за качество сво­ей деятельности;

·         овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

·         становление самоопределения в выбранной сфере буду­щей профессиональной деятельности;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.

·         бережное отношение к природным и хозяйственным ре­сурсам.

Метапредметными результатами освоения курса являются:

·         планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

·         определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

·         комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

·         проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

·         самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию  изделий;

·         согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

·         объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

·         оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани­ям и принципам;

·         диагностика результатов познавательно-трудовой дея­тельности по принятым критериям и показателям;

·         обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

·         соблюдение норм и правил культуры труда в соответ­ствии с технологической культурой производства;

·         соблюдение норм и правил безопасности познаватель­но-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения курса являются:

·         знание классификации плетения, его историю;

·         правила безопасности труда;

·         основные законы построения композиции;

·         знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера.

 

Формы подведения итогов реализации программы 

Участие в конкурсах и выставках (приложение 4)
• к концу каждого года обучения выполняется итоговая выставочная работа с соблюдением всех технологических требований; 
• в конце второго и третьего года обучения выполняется творческий индивидуальный или коллективный проект, различные по степени сложности. 

Диагностика результатов.

Диагностика результатов осуществляется с помощью текущего, промежуточного и итогового контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. (Мониторинг приложение 1)

Текущий контроль осуществляется путем поурочной беседы-опроса, где обучающийся объясняет, чем он занимался на предыдущем занятии, с каким инструментом и материалом работал, какой вид деятельности выполнял, чему научился.

Промежуточный – путем выполнения самостоятельных работ по итогам каждого модуля, где при выполнении изделий, поделок обучающиеся должны продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в ходе занятий на данном этапе.

Итоговый – путем проведения выставок по итогам полугодия и в конце учебного года. Высшая оценка для участника – получение призового места.

 Способы проверки:
- наблюдение за индивидуальным развитием; 
- фиксация качества и скорости выполнения каждой работы; 
- анализ межличностных отношений в коллективе; 
- проведение детских мастер-классов для сверстников и взрослых; 
- анализ текущих и выставочных работ. 

 

При отслеживании деятельности используются следующие методики:

– методика «Если бы ты был волшебником … Если бы у тебя была волшебная палочка»;
– методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности (подготовлена профессором Л.В. Байбородовой);

– методика изучения удовлетворенности обучающимися жизнью кружка  (разработана доцентом А.А. Андреевым).

Выявляется степень удовлетворенности обучающимися занятиями, высказываются пожелания и предложения.

 

Планируемые результаты:

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие работ учащихся в выставках, смотрах и конкурсов различных уровней. В результате изучения программы ребёнок должен. 

К концу 1 года: 

Знать: 
• Требования техники безопасности при работе ножницами, иглами. 
• Основы композиции; 

·         Народный календарь;

·         Основы прядения.

• Классификацию поясов по способам изготовления; 

Уметь: 
• Делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные композиции с использованием традиций народного творчества;
• Самостоятельно составлять и подбирать простейшие орнаменты для поясов, украшений; 
• Находить информацию из разных источников; 
• Подбирать и сочетать цвета в изделии; 
• Плести пояса на дощечках, на «бёрде», «на спице», дёрганьем. 

К концу 2 года:

Знать: 
• Основы построения орнамента; 
• Способы закрепления нитей утка; 
• Этапы изготовления художественных изделий в техниках плетения и ткачества. 
Уметь: 
• Находить дизайнерское решение; 
• Оформлять законченное изделие или образец; 
• Выполнять все стадии изготовления изделия качественно и в срок; 
• Читать схемы; 
• Шить и вышивать; 
• Работать в группах и индивидуально. 

К концу 3 года: 

Знать: 
• Основы проектной деятельности; 
• Основные элементы народного этнографического костюма; 
• Много разных техник и технологий создания прямоугольных модулей (тесьмы и шнуров) 
• Назначение и устройство ткацкого станка; 
Уметь: 
• Разрабатывать проект модели одежды или аксессуаров к ней; 
• Использовать в одной модели несколько различных технологий; 
• Работать с различными видами ниток. 
• Работать на ткацком станке;

К концу прохождения программы владеть: 
• Инструментами и принадлежностями; 
• Разными техниками плетения (ткачества), вышивки, шитья; 
• Специальной терминологией. 

 

Результативность реализации программы внеурочной деятельности «Мастерская в музее»

Тематическое планирование 1 года обучения:

№  

 Тема 

 Количество часов 

Теория

Практика

1.       

Введение в предмет.

2

1

1

2.       

Народный календарь.

1

1

 

3.       

Прядение.

3

1

2

4.       

Знакомство с простыми плетениями  

14

1

14

5.       

Заправочное ткачество на узком бердо  

10

2

8

6.

Бранное ткачество на узком бердо  

12

2

10

7.       

Закладное ткачество на бердо  

16

1

15

8.       

Творческий проект.

10

 

10

 

итого

68

9

59

 

Содержание программы 1 года обучения

Тема 1. Введение в предмет, т/б.
Беседа «Исторические сведения о плетении и ткачестве поясов, их значении в мужском и женском русском народном костюме». Назначение и устройство оборудования, необходимого для ткачества. Организация рабочего места, правила безопасности труда. 
Практическая работа 
Знакомство с видами поясов. Знакомство с инструментами для ткачества: дощечками, бёрдом, челноками, а также настольными ткацкими станками. 

Тема 2. Народный календарь 
Знакомство с народными праздниками и обрядами. Отдельные занятия могут быть проведены в середине различных блоков и тем, так как привязаны непосредственно к датам народного календаря. (Осенины, Рождество, Масленица, и др.) 
Практическая работа: 
Выполнение простейших обрядовых предметов. 

Тема 3. Прядение. Ознакомительное занятие. Виды прялок. Декор прялок.Веретено.
Практическая работа. Прядение нити из шерсти.
Тема 4. Знакомство с простыми плетениями 
Плетение тесьмы дёрганьем и круглых шнуров. Нитки, применяемые при этой технологии. 
Практическая работа 
Самостоятельный подбор нитей и выполнение тесьмы дёрганьем (4 способа). Выполнение шнуров из различного количества нитей по технологической карте (по одному или в паре с другим учеником).

 Тема 5. Заправочное ткачество на узком бердо.
Основная терминология: ткачество, основа, уток, зевообразование, переплетение, перекрытие, рисунок переплетения, прокидка утка, плотность основы. 
Практическая работа 
Изучение и знакомство с оборудованием и материалами для ручного ткачества: бердо, пряжей для основы и утка. Заправка и выполнение простого пояса. 
Тема 6. Бранное ткачество на узком бердо 
Орнамент. Виды орнаментов: растительный, геометрический, зооморфный и др. Правило составления орнамента для бранного ткачества 
Практическая работа: 
Зарисовка разных элементов орнамента. Составление собственного орнамента. Заправка и выполнение узкого пояса с бранным орнаментом. 

Тема 7. Закладное ткачество на бердо 
Варианты орнаментов в закладном ткачестве. Правило составления орнамента для закладного ткачества 

Практическая работа: 
Зарисовка разных элементов орнамента. Составление собственного орнамента. Заправка и выполнение закладного пояса.

Тема 8. Работа над творческим проектом для выставки 
Основы цветоведения. Основные, дополнительные и родственные цвета. Цветовой контраст. Смешение цветов. Цвет в изделии. Основные законы композиции. Достижение стилевого единства, 
Практическая работа 
Зарисовка эскиза. Выполнение «прямоугольных модулей» (поясов, тесьмы, шнуров). Выполнение из них авторской модели.   Коллективные проекты.

 

Тематическое планирование 2 года обучения 

Тема.

Количество часов.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. 

1

1

1

2

Изготовление и отделка элемента народного костюма .

34

2

32

3

Выполнение браслетов  и пояса полотняным переплетением  

16

1

13

4

Выполнение браслетов  саржевым переплетением  

9

1

8

5

Тканье с перевивом 

9

1

8

6

Выполнение круглого пояса на спице (в бутылке)  

12

1

11

7

Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе)  

 

2

 

2

8

Дизайн аксессуаров для своего костюма  

20

2

18

9

Итоговое занятие

1

1

 

 

 

102

11

91

 

Содержание программы 2 года обучения


Тема 1. Вводное занятие т/б.
Знакомство с видами работ предстоящего года. Организация рабочего места, правила безопасности труда. 
Практическая работа 
Ознакомление с образцами поясов. Ознакомление с орудиями ткачества: «вилкой», дощечками и др. инструментами. 

Тема 2. Выполнение феничек и пояса полотняным переплетением .
Знакомство с полотняным переплетением. 
Практическая работа 
Выполнение феничек технологией «плетение от края до края» и пояса «плетение от центра». 

Тема 3. Выполнение феничек саржевым переплетением 
Знакомство с саржевым переплетением, сравнительный анализ рисунков с полотняным переплетением. 
Практическая работа 
Выполнение феничек по инструкционным картам (в зависимости от количества нитей) 

Тема 4. Тканье с перевивом.
Знакомство с созданием рисунка, заправкой дощечек, вариантами выполнения простых пояском. 
Практическая работа 
Выполнение простого пояса. Создание своего рисунка (на основе образцов) и выполнение выставочного варианта пояса. Создание разных кистей. 

Тема 5. Выполнение круглого пояса на спице (в бутылке) 
Знакомство с узелковым поясом, его историей и временем применения. 
Практическая работа 
Выполнение пояса, создание вариантов нетрадиционного применения пояса сегодня. 

Тема 6. Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе) 
Знакомство со славянскими традициями росписи яиц. 
Практическая работа: 
Роспись сырых (живых) яиц и вареных при помощи специальных писаков, воска и пищевых красителей. 

Тема 7. Дизайн аксессуаров для своего костюма 
Создание проекта. Расчет количества поясов, создание заправочных рисунков. 
Практическая работа 
Выполнение «прямоугольных модулей» (поясов, тесьмы, шнуров). Выполнение из них авторской модели. Коллективные проекты. 

Тема 8. Итоговое занятие 
Подведение итогов, беседа. 
Практическая работа .Выставка работ, чаепитие. 

 

Тематическое планирование 3 года обучения

Тема

Количество часов.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие, т/б

1

1

 

2

Создание сумки, шапки или иного предмета на основе шнура

16

1

15

3

Вязание на одной игле. Способ вязание на остяцкой игле. Носки – чулки.

8

1

7

4

Изготовление шейных украшений. «Сажение по бели». Браслет из бисера.

5

1

4

5

Ткачество.

2

1

1

6

Батик «набойка»

4

1

3

7

Стилизованный костюм.

31

4

27

8

 Итоговое занятие 

1

1

 

 

ИТОГО

68

11

57

 

Содержание программы 3 года обучения 

Тема 1. Вводное занятие т/б.
Беседа: «Традиционный народный костюм у разных народностей России. Особенности символизм отделки» 

Тема 2. Создание сумки, шапки или иного предмета на основе шнура .
На основе полученного шнура создается либо полноценный предмет (сумка, клатч, шапка или фрагмент отделки). 
Практическая работа 
Выполнение задуманного предмета из плетеного шнура .

Тема 3. Вязание на одной игле. Способ вязание на остяцкой игле. Носки – чулки.

Практическая работа.

Выполнение образца  круговой вязки.

Тема 4. Изготовление шейных украшений.

«Сажение по бели». Браслет из бисера. Традиционный головной убор кокошник. Украшение  традиционной женской  одежды.

Практическая работа. Изготовление  браслета, брелока.

Тема 5. Ткачество. Ткацкий станок. Нити основы и утка. Полотно, виды переплетения: полотняное, саржевое, атласное.

Практическая работка.  Работа на ткацком станке.

Тема 6. Батик «набойка».  Набивные ткани. Узоры и цвета ситцев.  Технология «холодного»  и  «горячего»  батика. Ткани, инструменты, виды красок.

Практическая работа.

Изготовление трафаретов для набойки.  Роспись ткани.

Тема 6. Стилизованный костюм.

Композиция костюма. Обрядовая одежда. Особенности кроя народной одежды.

Практическая работа.

Пошив плечевого изделия в фольклорном стиле.

Тема 7. Итоговое занятие 
Подведение итогов, беседа. 
Практическая работа Выставка работ, чаепитие. 

 

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.

Основное оборудование: помещение с хорошим освещением с раковиной и электрической розеткой. Столы, стулья, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, станок ткацкий большой или настольные. Манекены  выставочные (объёмные, полу объёмные, головы и т.д.) 
Материальное обеспечение: бёрда (на разное количество нитей), наборы дощечек, челноки, нитки разной фактуры и толщины, карандаши, линейки, ножницы, иголки, булавки, ткань, утюг. 
Дидактические материалы .

 

При изучении тем используются: 
- наглядные пособия – галерея выставочных работ, музейные экспонаты; 
- инструкционные карты; 
- изделия народных промыслов; 
- книги по народному костюму и народной игрушке; 
- книги по народному календарю и ремеслам; 
- фото- и видео- каталоги с выставок; 
- авторские разработки технологических приёмов.

В ходе обучения по данной программе используются следующие методы:

– словесно-информационный (беседа, инструктаж по технике безопасности,);

– практический (работа с материалом, рисование, составление схем, изготовление выкроек-лекал и пр.);

– наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, изделий-образцов, слайд-шоу и схем)).

-  исследовательский  (самостоятельная творческая работа учащихся).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: 

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; 

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; 

• групповой – организация работы в группах; 

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. 

В основе образовательного процесса, осуществляемого по программе в целом, лежат принципы:

– сознательности и активности;

– индивидуального подхода;

– доступности;

– последовательного увеличения трудности.

Применение данных принципов осуществляется комплексно в соответствующем сочетании и последовательности.

 

Виды внеурочной деятельности:

·         игровая деятельность (игры с правилами, ролевые игры) 

·         познавательная деятельность (знакомство с различными видами  ремесел) 

·         художественное творчество ( рисование, схемы) 

·         трудовая (производственная) деятельность (изготовление различных поделок) 

·         краеведческая.

 

Технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- интерактивного обучения;

- использование ИКТ – технологий.

 

Научно – методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Мастерская в музее»:

Для педагогов: 
1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967. 
2. Дайн Г.Л. «Русская тряпичная кукла», Москва, «Культура и традиция», 2008. 
3. Иллюстрированная энциклопедия «Русские дети. Основы народной педагогики» Санкт-Петербург, «Искусство СПБ», 2006. 
4. Иллюстрированная энциклопедия «Русский традиционный костюм» Санкт-Петербург, «Искусство СПБ», 2006. 
5. Качаева М. «Сокровища русского орнамента», Москва, «Белые альвы», 2008. 
6. Осипова Е.И. «Ткачество. Новгородские традиции и современность», Москва, Издательский дом «Художественная школа», 2009. 
7. Потапов А.Б. «Технология творчества», часть 1. М., НТК "Метод",1992. 
8. Рожков С. «Рукоделие», «АО Асцендент», Москва, 1993. 

Ресурсы, используемые в программе:

1. Программа внеурочной деятельности обучающихся Кружка «Волшебные петельки». Автор: Дементьева Ольга Анатольевна.

2. Образовательная сущность музея и музейной педагогики, ее объект, предмет и задачи. Деятельность музейного педагога. 

3. Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир музея»  Автор: Бегенеева Елена Рудольфовна.

4. Рабочая программа основного общего    образования.Внеурочная деятельность  «Музейное дело»для 5-9 классов.Составила: Толстихина А.Л.

5. Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие» Составитель: Карпова Тамара Фёдоровна.

 

Для обучающихся: 
1. Александрова Л. «Народный календарь», Москва, «Белый город», 2003. 
2. Амальдинова Л.Г. «Ткачество на ручном ткацком станке», Псков, 2002. 
3. Гончар А.Б., Лебедева Е.И., Боленко К.Г. «Зачем и как человек одевается», «Лайда», 1994. 

 4. Маркова Е.А. «Шапка из тканых поясов» // журнал «Школа и производство» №5, Школа Пресс, М. 2005г., с.30 - 34. 
 5. Маркова Е.А. «Палитра для работы с бисером» // журнал «Школа и производство» №7, Школа Пресс, М. 2006г., с. 42. 
6. Маркова Е.А. «Женский тканый галстук» // журнал «Школа и производство» №7, Школа Пресс, М. 2007г., с. 50 – 52. 
7. Маркова Е.А. «Обновление джинсов» // журнал «Школа и производство» №5, Школа Пресс, М. 2008г., с. 35 – 37. 
8. Маркова Е.А. «Мягкая игрушка из трикотажной перчатки» // журнал «Школа и производство» №7, Школа Пресс, М. 2009г., с.53 - 54. 
9. Маркова Е.А. «Изготовление декоративного цветка из тканой тесьмы» // журнал «Школа и производство» №4, Школа Пресс, М. 2010г., с.55 – 57. 
10. Маркова Е.А. «Комплект «Осень» из тканых полос» // журнал «Школа и производство» №4, Школа Пресс, М. 2012г., с. 32, 39–40.
11. Мещерекова С. «Новый стиль. Плетеночки для девочек», Тверь, «ВНЕШСИГМА», 1999.