Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рекомендации по написанию эссе при выполнении внеаудиторной работы обучающимися

Дата публикации: 2017-10-03 12:05:42
Статью разместил(а):
Рожкова Ирина Александровна

Рекомендации по  написанию эссе при выполнении внеаудиторной работы  обучающимися по дисциплине «Основы философии»

Автор: Рожкова Ирина Александровна 

преподаватель Малиновского филиала Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

 

Одним из видов внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине «Основы философии»  является выполнение работы по написанию эссе. 

Назовем лишь несколько общих компетенций (ОК), которые формируются при выполнении внеаудиторной работы  обучающимися по дисциплине «Основы философии», в частности при написании эссе: 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Прежде, чем преступить к работе по написанию эссе, студентам полезно узнать, что термин «эссе» пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как  опыт, набросок, проба, попытка, очерк.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем в соответствие с рабочей программой дисциплины или поурочным планированием.  Тема эссе может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем.

В отличие от реферата, эссе – это сочинение небольшого объема (3 – 5 стр.); написанное на конкретную тему; выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по заданному вопросу.

Особенностью эссе является то, что эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.

Основными  типами эссе по дисциплине «Основы философии» являются: 

-      как рецензия на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр.);

-      как  размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа;

-      аргументированное эссе.

Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по написанию эссе, студенту следует ознакомиться с понятием и видами «эссе» и выбрать, какой именно тип эссе ему ближе, доступнее, интереснее, и позволит в максимальной степени проявить свои творческие способности.

Под рецензией (от лат. resensio– обследование) обычно понимается критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, кинофильма, спектакля и т.п. Студенческая рецензия по философии – это небольшая аннотация на прочитанный текст, в которой обязательно должна содержаться личная оценка студента, его отношение к изложенным в тексте идеям. Студенту необходимо помнить, что рецензию нельзя писать по принципу «мне нравится – мне не нравится». Это должен быть аргументированный анализ текста с использованием философских категорий и изученных философских концепций.

При написании эссе как рецензии рекомендуется придерживаться следующего примерного плана работы:

-     целесообразно начать с библиографического описания рецензируемого текста (указать автора, название, время написания). Затем можно изложить свое первое, непосредственное личное впечатление от знакомства с текстом и дать краткое изложение его содержания. (При этом необходимо помнить, что подробный пересказ текста является отступлением от жанра работы и снижает ее ценность);

-     анализ текста произведения. Здесь необходимо, к примеру, объяснить смысл его названия (как вы его поняли), изложить главные идеи произведения, ваше понимание цели рецензируемой работы и пр.;

-     заключительная часть эссе-рецензии должна быть посвящена аргументированной оценке содержащихся в рецензируемом произведении идей и личным размышлениям студента об актуальности данного философского труда.

Студентам можно предложить следующий список философских произведений для рецензии:

1)    Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

2)    Платон. Апология Сократа.

3)    Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письма 1-5 

4)    Эрих Фромм «Душа человека. Ее способность к добру и злу».

5)    Альбер Камю  «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».

6)    Альбер Камю  «Бунтующий человек».

7)    Петр Чаадаев «Философические письма. Письмо первое».

8)    Николай Бердяев «Русская идея».

9)    Владимир Соловьев «Идея сверхчеловека».

10)     Пьер Тейяр-де-Шарден «Феномен человека».

Данный список не является исчерпывающим. Студент может выбрать для рецензирования другой философский труд, согласовав это с преподавателем.

Второй тип эссе - как  размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа – это свободное размышление над каким-либо философским вопросом или афоризмом известного философа. Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что философ этим хотел сказать?» позволяет студенту максимально проявить свои творческие способности.

Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышления:

-     необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе;

-     найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе - альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме;

-     изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т.п.;

-     в заключении необходимо сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.

Эссе, ввиду его небольшого объема, обычно формально не структурируют, тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение.

Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»). Если эссе небольшое (3 – 5 стр.), то и вводная часть может быть в пределах 0.5 стр., при объеме эссе до 8 – 10 стр. текста, введение может достигать 1 стр.

Следующий раздел – основная часть, посвященная анализу главной проблемы, занимает большую часть объема эссе. Студентам необходимо помнить, что выполняемая ими работа не может быть механической компиляцией чужих идей и цитат. Цитаты бывают необходимы для подтверждения той или иной точки зрения, но не следует злоупотреблять их количеством и использовать слишком громоздкие цитаты. Если цитаты используются, то внизу страницы на них делаются сноски; нумерация сносок постраничная. Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе.

Заключительная часть работы (по объему практически совпадает с введением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент.

Аргументированное эссе — это сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Другими сло­вами, это эссе защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы «за» и «против».

Целью  написания аргументированного эссе являются:

-убедить аудиторию в определенной точке зрения и скло­нить ее на свою сторону; 

-     сформулировать доказательства, почему предпочтительна данная позиция, а не другая. 

В ходе написания эссе автор ведет своего рода внутренний ди­алог (оценивает утверждения, доказательства, предположения, скрытые аргументы и внутренние противоречия) и приходит к выводу, что одна точка зрения является более предпочтитель­ной, чем другие.

В процессе выполнения внеаудиторной  работы по   дисциплине «Основы философии» студентам предлагаются следующие темы эссе: Современная философская картина мира, Мое представление об истине, Россия в эпоху глобализации, Философия и смысл жизни.

 

Список использованной литературы:

1.     Селиверстова Н.А. Эссе по философии: темы и методика подготовки [Электронный ресурс]. Методические указания / под ред. В.Е. Быданова. – Электрон. Текстовые дан. – Спб: СПбГТИ, 2013.

2.        Светенко Т.В. Аргументированное эссе. / Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла / под науч. ред. Т.И. Тюляевой – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 136 с.

.  .  .