Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Применение информационных технологий в преподавании современной истории России

Дата публикации: 2017-10-03 11:51:31
Статью разместил(а):
Рожкова Ирина Александровна

Применение информационных технологий в преподавании современной истории России

Автор: Рожкова Ирина Александровна 

преподаватель Малиновского филиала Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

 

Применение информационных технологий в преподавании современной истории России ставит своей целью как усвоение и запоминание фактической истории, так и обучение способам получения и применения информации из различных информационных источников, в том числе сети Интернет.

Применение  информационных технологий в преподавании современной истории России   позволяет: изучать большой объём материала; обучать студентов таким мыслительным операциям, как  сравнение, классификация, обоб­щение; развивать умения критически анализировать доку­менты, формулировать свое суждение о важнейших событиях истории; побуждать познавательную активность и вовлекать обуча­ющихся в различные виды деятельности.

Целью образования сегодня становится общее культурное, лич­ностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главным является личностный результат, поэтому и главное предназна­чение преподавателя истории сегодня - воспитание граждан России.

В последние годы оснащение рабочего места преподавателя персональным компьютером является обязательным требованием федеральных государственных образовательных стандартов. Компьютер все больше рассматривают как обучающую машину, открывающую новые возможности как для преподава­теля, стремящегося повысить эффективность образовательного процесса, так и для обучающихся.

Задача преподавателя – обязательно обеспечить и участие дисциплины в формировании компетенций.  При изучении дисциплины «История» речь идет о формировании общих компетенций (ОК).

Поэтому планирование занятий, выбор форм их проведения начинаем с федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО)  специальности, где прописаны ОК. Затем планирование занятия идет по принципу: что должны знать и уметь обучающиеся. Следующий шаг: какими методами мы обеспечим получение обучающимися планируемых знаний и умений. И последнее: как мы проверим полученные знания и умения и сформированные компетенции.

Главное в планирование – ориентация не на умения и знания, а на сформированные компетенции. Просто знания есть в массе источников, задача преподавателя показать эти источники, научить эффективно использовать их для выполнения разного рода заданий.

Назовем лишь две ОК, которые формируются при применении информационных технологий в преподавании дисциплины «История»:

1.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

2.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Особая роль в формировании названных компетенций принадлежит информационным  технологиям. 

Широкое внедрение в образовательный процесс современной
компьютерной техники заставляет преподавателя совершенствовать методические приемы преподавания, нацеленные на развитие навыков поисковой и творческой деятельности.

Рассмотрим  возможности применения компьютерных технологий на уроке истории для:

а) организации педагогом самостоятельной деятельности обучающихся по поиску, анализу и обобщению информационного материала (в рамках проектной работы и др.), а также его презентации;

б) индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса с использованием коммуникативных возможностей информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

В настоящее время  работа с информацией становится важным элементом, поэтому в курсе истории на содержательном и методическом уровне следует уделять особое внимание направлениям развития компетентности выпускников  в информационной области, связанным с умением самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Конечными целями преподавания подразумевается формирование медиаграмотности - способности самостоятельно использовать разнообразные медиаресурсы, понимая и критически оценивая их содержание, а также создавать и распространять собственные медиатексты.

Нужно учитывать, что предлагаемая Интернет-ресурсами информация никак не систематизирована по степени важности, поэтому при наличии многочисленных ресурсов в открытом доступе чрезвычайно важно уметь выделить необходимую информацию из огромного потока данных и видеоинформации, которые предоставляют современные медиа.
Опыт работы показывает, что у тех обучающихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень навыков и умений, в первую очередь связанных с анализом и структурированием получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».

Формирование компетентности обучающихся в информационной области в процессе преподавания современной истории России  предполагает включение в образовательный процесс заданий и вопросов, нацеленных на выявление проблем, находящихся в центре общественного внимания при изучении газет, знакомстве с телевизионными новостями, получении сведений из Интернета; нахождение необходимой для поставленных задач информации из многообразия источников;  творческую переработку информации по проблемам общественной жизни и выработку собственного видения путей решения проблем.

Применение информационных технологий обеспечивается доступом к сети Интернет, что позволяет преподавание истории   сопровождать демонстрацией с помощью ряда медиаресурсов. Например, просмотр с помощью проектора или индивидуально на рабочем месте обучающегося, оборудованном персональным  компьютером исторических первоисточников, официальных документов,   показ фрагментов фильмов и т.п.

Обучающиеся считают, что Интернетом они умеют  пользоваться. А на самом деле, практика показывает, что как образовательным ресурсом Интернетом обучающиеся владеют не достаточно, как хотелось бы для изучения дисциплин. Для преподавателя,  чтобы результативно применять Интернет на занятиях, надо научить обучающихся умению отбирать, искать, анализировать и т.п. нужную информацию. При этом информация должна быть научной, достоверной и т.п. Задача – научить использовать официальные ресурсы Интернета.

На занятиях дисциплины «История» используем Интернет для выполнения заданий проектного характера, творческих заданий, которые способствуют формированию общих компетенций.

Использование информационных технологий в изучении и преподавании дисциплины «История» позволяет не только вызвать интерес к дисциплине, но и вникнуть в содержание, потому что знание обучающийся добывал сам, тем оно и ценно. Оно   не насаждалось сверху как сумма догматических знаний, а постепенно усваивалось самостоятельно и добровольно, с интересом. Обучающийся чувствует себя равноправным, причем активным  участником образовательного процесса и полученные знания – это и результат его деятельности.

Тем не менее, использование электронных технологий в рамках гуманитарных курсов имеет одну опасность. Применение электронных учебников и иных средств компьютерного обучения не должно отразиться на количестве часов непосредственного контакта и совместной работы обучающегося и преподавателя. Конечно, электронные учебники способны помочь в самостоятельном усвоении знания. Однако для гуманитарных дисциплин принципиальной задачей является формирование мировоззрения, аналитических способностей и коммуникативных навыков, достигнуть чего вне живого общения невозможно.

Преподавателю при планировании занятий следует определиться на каком этапе урока он будет применять информационные технологии и в какой форме.

Во вводной части урока это могут быть короткие видеоматериалы, слайды презентации, показ студентам официальных сайтов, с которых можно получить информацию по теме урока, показ карты, фрагмента какого-либо события. Например, фрагмент из видеосюжета о разрушении Берлинской стены, официальный сайт Организации Объединенных Наций     и т.п.

На начальном этапе урока также целесообразно применить метод развивающего  обучения, когда студентам предварительно давались задания по новой теме урока, выполнение которых связано с поиском информации в сети «Интернет», поиском сайтов, либо же задание по конкретному сайту.  В качестве варианта опережающего изучения темы (с очевидным мотивационным компонентом) можно применить такую форму работы, как поиск конкретной информации в Интернете на определенных сайтах и/или в мультимедийных энциклопедиях и библиотеках. Так, например, авторы методического пособия к учебнику для XI кл. по новейшей истории России (1945-2007 гг.) предлагают обучающимся  перед изучением периода правления Н.С. Хрущева: а) с помощью поисковой системы выявить основные массивы информационных ресурсов по теме, дать характеристику наиболее информативного ресурса; б) в Электронной библиотеке Исторического факультета МГУ найти наиболее значимые документы по теме; в) найти материалы, отражающие наиболее важные события темы урока на сайте http://www.oldgazette.ru/ и составить по одному из них краткий план выступления (презентацию); г) используя материалы сайта «Хронос», составить хронологию основных событий по теме урока в виде таблицы; и т.д.

Опыт  работы показывает, что студенты не всегда с интересом работают в Интернете, если им выдано задание  по конкретным сайтам, энциклопедиям.  Это сязано,  как с трудностями во время поиска нужной информации, так и с тем, что они больше привыкают  искать материал, набирая тему в поисковых системах.

Интерес у студентов вызвал сайт Имя Победы, когда на примере конкретного воина ВОВ показываешь,  как можно найти своего родственника. При этом студентам предварительно было дано   задание – узнать у родителей   информацию о том, кто из их родственников воевал, какие награды получил?

Основным средством ИКТ, используемым сегодня преподавателем при объяснении нового материала, является презентация в программе MS PowerPoint.

Презентации могут выполнять по заданию и сами студенты. При выполнений презентаций студентами  важно, на мой взгляд, определить круг обязательных вопросов, которые должны быть освещены в презентации и ссылка на рекомендуемые источники.

При  использовании информационных технологий перед студентами ставится учебная задача,  которую следует выполнить, используя поиск информации. Как правило, информация, добытая студентом самостоятельным способом, лучше усваивается. Очень часто добыть нужную информацию по времени длительный процесс, так как источники  не ориентированы на учебные задачи. Поэтому применяю следующий способ: подбираю вопросы к источнику или сайту, соответственно указываю путь к источнику или сайту, где следует искать ответы.

Возможно два варианта организации работы. В компьютерном классе каждый обучающийся находится за персональным компьютером и выполняет решение задач самостоятельно. Такой вариант работы подходит и при объяснении нового материала, и особенно для повторительно-
обобщающих уроков, когда можно воспользоваться всеми заданиями из соответствующего раздела. Так на официальном сайте ООН студенты изучают историю создания ООН  по заранее подготовленным преподавателем вопросам. После изучения отвечают на вопросы викторины, размещенной на сайте.

Поскольку на уроке время ограничено, при работе с Интернетом целесообразно работать на конкретных сайтах и с конкретно размещенными источниками. А вот в качестве домашнего задания можно дать и самостоятельный поиск ресурсов по теме, чтобы студент им дал краткую характеристику.

Вместе с тем вполне допустима организация самостоятельного изучения учащимися исторического материала в Интернете во внеурочное время, в том числе для выполнения домашних заданий. При этом преподаватель должен заранее отобрать ресурсы, необходимые для выполнения поставленных перед  школьником задач, проверив их, прежде всего, на предмет исторической достоверности.

Желательно к каждому из рекомендуемых преподавателем ресурсов поставить вопросы, которые нацеливали бы обучающихся  на поиск главного и наиболее существенного, помогали решить поставленную задачу.
Наряду с развитием самостоятельных поисковых навыков обучающихся, возможности Интернета и его ресурсов нужно уметь использовать при проведении семинаров, конференций, практикумов, дискуссий и т.п. При этом групповая работа на уроке может быть организована таким образом, чтобы обучающиеся  использовали материалы сайтов, найденных по заданным адресам, для конкретизации тех или иных вопросов, обсуждаемых в рамках семинара или дискуссии. Если у преподавателя отсутствует возможность организации работы непосредственно на уроке, то он вполне может дать опережающее задание, нацелив обучающихся на работу дома. В этом случае важно, чтобы обучающийся обосновал свой выбор и постарался доказать достоверность своих источников.

При закреплении изученного материала на уроке считаю целесообразным использовать тестовые задания, выполняемые как на компьютере, так и в форме групповых ответов на вопросы, размещенные на слайдах презентации.

 Целесообразно применять тестовый контроль по окончании изучения больших разделов того или иного курса истории. Здесь можно разработать большое разнообразие тестовых заданий и тем самым существенно снизить роль случайных факторов.

В целом, широкое внедрение информационных технологий потенциально содержит опасность отчуждения человека от человека, подмену человеческого общения простым обменом текстом посредством клавиатуры и компьютера. Поэтому, учитывая позитивные моменты, надо понимать, что  информационные технологии – это  одна из технологий обучения и в гуманитарных дисциплинах важная, но не самая главная. При этом все применяемые технологии должны дополняться другими видами взаимодействия преподавателя и обучающегося, позволяющими формировать специалиста, соответствующего требованиям рынка труда и общества.

 

Список использованной литературы:

1.       Каракурчи Ю.В. Мультимедийные средства обучения на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2009. №7.

2.       Преподавание новейшей истории России  в школе. Учебное пособие длч студентов педагогических вузов, молодых специалистов-учителей истории, слушателей системы повышения квалификации. Под общей редакцией доктора политических наук В.Д. Нечаева. – М., 2012 . – 216 с. 

3.       Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла  под науч. ред. Т.И. Тюляевой.- 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,  2012. – 136 с.

4.       Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2 – 208 с.

.  .  .