Формирование связной речи в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с УО
Формирование связной речи в условиях внедрения ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Большакова Светлана Геннадьевна
учитель русского языка
"Образование есть то, что остается после того,
когда забывается все, чему нас учили"
А. Эйнштейн
В настоящее время с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) традиционные подходы к развитию речи претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
В основу работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход в обучении и образовании – это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Актуальность развития связной речи объясняется рядом обстоятельств:
· в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);
· в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;
· в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Работа по развитию связной диалогической речи нацелена на формирование определенных диалогических умений:
- собственно речевые умения (вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога и др.);
- умения речевого этикета;
- умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;
- умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы;
- невербальные умения.
Работа по развитию связной монологической речи нацелена на формирование следующих умений:
- понимать и осмысливать тему, определять ее границы;
- отбирать необходимый материал;
- располагать материал в нужной последовательности;
- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
- строить речь преднамеренно и произвольно.
Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием.
У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается:
· позднее развитие речи, следовательно, времени для речевой практики недостаточно;
· снижение речевой мотивации, следовательно, мало интереса к предметам и явлениям окружающей действительности;
· недоразвитие всех стороны речи (фонетическая, лексическая, грамматическая);
· нарушение связной речи.
Словарный запас умственно отсталых детей весьма ограничен и крайне беден, особенно плохо формируется активный словарь. Даже в освоенном детьми лексиконе значения многих употребляемых слов не ясны. Переход к освоению понятия совершается очень долго и с большим трудом.
Фонетическая сторона речи умственно отсталого школьника характеризуется недостатками звукопроизношения, как следствие - речевая замкнутость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в своих силах, понижение интереса к окружающему миру.
Речь детей недостаточно выразительна, монотонна, бедна интонациями, изобилует неправильными ударениями, ненужными паузами, может быть патологически замедленной, тихой или ускоренной и возбужденной.
Грамматический строй речи учащихся характеризуется односложностью фраз, нарушением согласованности слов в предложениях, редкостью соподчиненных предложений. Ученики затрудняются в подборе слов для выражения мысли. Предложения, употребляемые в речи - неполные, малораспространенные.
В школьном возрасте умственно отсталые дети нередко продолжают пользоваться ситуативной речью, понятной лишь тем, кто знает обстоятельства, о которых пытаются сообщить. Часто лица и место событий заменяются местоимениями, которые не только обедняют речь, но и делают ее непонятной.
Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На вопросы собеседника умственно отсталые дети отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением. В результате общение умственно отсталых учеников со взрослыми и другими детьми протекает без должной активности, вяло.
Для педагогов диалог как средство общения имеет особое значение. Одна из важнейших задач учителя - построить урок в форме диалога учащихся, как с педагогом, так и друг с другом, т.к. уроки гуманитарного цикла по своей сути диалогичны. Диалог может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора. В нашем случае диалог является средством методического воздействия на учащихся, средством развития коммуникативных умений. Работа над диалогической речью умственно отсталых школьников предоставляет широкие возможности для их дальнейшей социальной адаптации.
На уроке используются все существующие методы. Главным является наглядный метод. Параллельно с демонстрацией наглядного материала используются словесные методы (беседа, рассказ), метод экскурсий и наблюдений. Практические методы: зарисовки, трафареты, аппликация, работа с деформированным текстом и т.п.
Очень важно, чтобы учитель сумел заинтересовать учащихся. Для этого необходимо использовать различный игровой материал: загадки, кроссворды, ребусы, кукольный театр, обыгрывание ситуаций, дидактические и ролевые игры.
Разделы работы на уроках по развитию устной связной речи:
«Аудирование» - нацелено на улучшение качества воспроизведения речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи. Очень важно умение слушать и воспринимать речь.
«Дикция и выразительность речи» - отработка четкости произносительной стороны и эмоциональной выразительности. Сила голоса, темп, мимика, жесты, интонация.
«Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» - этот раздел является ведущим в развитии устной разговорной речи. Учащиеся «проигрывают» ситуации, моделируют различные варианты речевого поведения.
«Культура общения» - подготовка и проигрывание речевых ситуаций с использованием слов, оборотов и других языковых средств, служащих для выражения просьбы, благодарности, приветствия.
Технологии, используемые в работе по формированию связной речи:
«Азбука общения».
Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. Это игры и упражнения, направленные на формирование у школьников эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
«Технология активизирующего обучения речи как средству общения».
Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
«Мнемотехника».
Слово образовано от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для школьников в настоящее время становится все более актуальным. Благодаря этому приёму урок становится живым и эмоциональным. Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания правил, орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами.
Существует несколько мнемонических приёмов запоминания:
- образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
- рифмизация;
- нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
«Правила в картинках» применяются на уроках русского языка как графические и изобразительные средства зрительной наглядности. Они представляют собой справочный и инструктивный материал, просты в применении, их можно вывешивать в классе или прикреплять на магнитную доску на различное по продолжительности время на уроках объяснения нового материала или при закреплении и обобщении ранее изученного. Правила помогают учащимся выполнять упражнения, различные виды разбора.
Использование мнемотехники в речевом развитии способствует творческому познанию явлений родного языка, широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов и др.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Формирование связной речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Выбирая педагогические технологии для развития связной речи, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям обучающихся, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.