Урок русского языка в 7 классе "Публицистический стиль"
Урок русского языка в 7 классе "Публицистический стиль"
Автор: Суровцева Светлана Владимировна
Предмет: русский язык.
Класс: 7.
Авторы УМК: Русский язык 7 класс. /Автор-составитель М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. рук. Н.М. Шанский. М. - Просвещение.
Тема урока: «Публицистический стиль» входит в одну большую тему – «Стили речи». Поэтому ученики к данному уроку должны повторить ранее изученные стили речи (д/з параграф 10).
Форма урока: урок развития речи.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: мультимедийный проектор, рабочие карточки. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения.
Цели урока:
Образовательная: практическое овладение навыками публицистического стиля.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития.
Развивающая: развитие речи и развитие творческих способностей.
Задачи:
· Вспомнить особенности публицистического стиля.
· Уметь определять и обосновывать принадлежность текста к публицистическому стилю
· Обогатить знания о публицистическом стиле
· Подготовиться к созданию собственного текста публицистического стиля.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
· понимать эмоции других людей, сопереживать.
Регулятивные УУД:
· самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
· владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Познавательные УУД;
· находить ответы на вопросы;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
· умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I. Организационный этап. (3-5 мин.) Цель этапа: активизировать внимание учащихся, настроить на работу |
||
Здравствуйте, ребята, я очень рада нашей встрече! Наш урок сегодня покажется вам не совсем обычным. Я пришла к вам поделиться своей мечтой. Вы уже задумывались над своей будущей профессией? Открою вам секрет: в вашем возрасте я мечтала стать журналистом. Уже в 9 классе я стала внештатным корреспондентом районной газеты «Ленинское знамя», у меня даже был даже псевдоним Людмила Иванова. Вам интересно, почему я стала учителем, а не журналистом? Ответ прост: так сложилась жизнь. Но я не жалею, что стала учителем, наоборот, жизнь дала мне возможность передавать знания и опыт, дарить тепло самым чистым и благодарным людям – детям. Вам. |
Слушают учителя, знакомятся, включаются в беседу, устанавливают эмоциональный контакт |
Организация учебного сотрудничества с незнакомым учителем |
II. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности (2-3 мин.) Цель этапа: через проблемную ситуацию создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
||
Я знаю, что тема стили речи вами уже изучена. А можете ли вы догадаться, чему будет посвящен сегодняшний урок, связав тему с моей мечтой? - Да, ребята, публицистический стиль. К концу урока вы в процессе совместной работы должны представить образовательный продукт. Это будет статья в районную газету. В толковом словаре русского языка приводится следующее определение: «Продукт - это какой-либо предмет или результат труда человека или группы людей...» Образовательным продуктом является совокупность ваших знаний, умений и навыков, обобщенных, систематизированных и конкретизированных на данном уроке. Это ваш интеллектуальный труд. |
Предположительные ответы детей: - На уроке мы будем говорить о публицистическом стиле. |
Личностные: осознание ценности данного урока. Регулятивные: осознание смысла учебной задачи и принятие ее как лично значимой, внутренняя мотивация на активную деятельностную позицию. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
III. Этап актуализации опорных знаний (10-13 мин.) Цель этапа: воспроизведение ранее полученных опорных знаний для активного усвоения учебного материала на основе технологии коммуникативно-диалоговой деятельности. |
||
- Ребята, я знаю, что вы составляли опорную таблицу по стилям речи. Это основные вопросы §10 с предыдущего урока. - Запишите на доске · основные функции П.С.(анализ видеосюжетов) выбор функционального поля деятельности*, · лексические особенности, · грамматические особенности, · жанры, · общие черты П.С. * Функции публицистического стиля: Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях. Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы. |
Составление кластера «Публицистический стиль». Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. - просмотр видеороликов «Спаси человека в себе» «Новости Бурятии» |
Познавательные: умение структурировать знания по теме, осознанно и произвольно строить речевые высказывания; определение основной и второстепенной информации. Регулятивные: прогнозирование, контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном.
|
IV. Этап фиксирования результата в действии. (15-18 мин.) Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к собственной деятельности |
||
- А теперь, ребята, немного отдохнем. Скажите, какой важный и добрый праздник ожидает весь мир на следующей неделе? - Предлагаю вам посмотреть видеосюжет, который поможет определить еще одно событие, кроме Дня учителя. - Всемирный день защиты животных, или просто День животных — международный день, призванный обратить внимание человечества на проблемы остальных обитателей планеты Земля. Эта дата отмечается ежегодно 4 октября. - Именно к этому празднику мы приурочим статью. На ваших столах лежат рабочие листы с названием микротемы текста. Ваша задача за определенное время составить от 3-5 предложений. 5 микротем – 5 групп. Во время работы проверяйте себя по смысловым блокам кластера. Этапы: 1. Формулировка проблемы (тезис), 2. Красная книга – это список всех редчайших видов живых организмов нашей планеты. 4. Милосердие – замечательное качество человека. 5. Обращение к обществу. (При работе с тестом разрешается пользоваться гаджетами для поиска информации) ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ППРОДУКТА |
Предположительные ответы детей: - На следующей неделе будет отмечаться День учителя. - просмотр видеоролика «Всемирный день защиты животных» - записи в тетради: Всемирный день защиты животных отмечается 4 октября. Самостоятельная работа в группах. Именно гаджеты могут стать хорошим средством мотивации к учебе. Учащиеся самостоятельно подходят к открытию нового знания |
Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами, таблицами, средствами коммуникации; умение структурировать полученные знания. Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия. Умение анализировать языковой материал. Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника. Умение осуществлять проверку знаний; коррекция. |
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка результатов своей деятельности. |
||
При проведении рефлексии учитель предлагает воспользоваться приемом «Для меня сегодняшний урок …» |
Учащимся дается возможность оценить свою работу по критериям: · на уроке мне было комфортно/дискомфортно · теперь я могу…, потому что узнал… · этот урок стал полезным/бесполезным |
Личностный результат УУД: - способность к самооценке. Регулятивные: волевая саморегуляция |
VI. Домашнее задание Цель: мотивация учащихся, стремящихся решить задачи повышенного уровня. |
||
1. Составить синквейн «Публицистический стиль» |
Для выполнения задания детям предлагается инструкция и образец выполнения задания. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: создание письменного монологического высказывания. |