Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок в 5 классе "Имя существительное как часть речи" с использованием ТРКМ

Дата публикации: 2019-04-16 13:17:06
Статью разместил(а):
Ерошкина Елена Юрьевна

Урок в 5 классе "Имя существительное как часть речи" с использованием ТРКМ

Автор: Ерошкина Елена Юрьевна

МКУ "СОШ № 5", г. Алзамай, Нижнеудинский район Иркутской области

 

Тема: «Имя существительное  как часть речи».

Цели урока: 

- Учебно-познавательные: закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы. 
- Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества.

Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно–исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный. 

Технология: элементы технологии развития критического мышления, игровая

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
· Прием рефлексивной деятельности · Метод открытого обсуждения новых знаний 
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников 

Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».

 

Ход урока

Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?

1. Стадия «Вызова». Игра «Кто я?». Соедините слова.

В школе я

В магазине я

На улице я кто?

В транспорте я

Дома я

пешеход

ученик

покупатель

пассажир

сын, дочка.

— Слова, какой части речи использовали?

 Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология -огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.  Какой частью речи являются  слова, живущие в этом городе?  Правильный ответ поможет определить тему урока.

2. Постановка проблемы и задач урока.

Правильно, это имя существительное. Запишите в тетради  тему урока (Имя существительное как часть речи).  С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти.  Отправляемся в путь!

3. Работа по теме урока.

1 остановка «Опознавательная». Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в данном тексте.  ( Число запишите в маршрут) Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветках кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо – фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах берёза. А что помогло вам так легко справиться с заданием? (Теоретические сведения) 

2. Остановка «Теоретическая». 

Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт.  Работа с учебником стр.63. Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.

Имя существительное     

Грамматическое 
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении

Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

 
   

постоянные

непостоянные

 

Предмет

Кто?  

Что? 

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

 

Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту. Игра «Турнир ораторов». Учащиеся делают сообщение : «Можно ли обойтись без имен существительных ? «Для чего в речи нужны имена существительные?»

3. «Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание.
Найди лишне слово.

·         Олень, дочь, мужчина . (род) 

·         Собака, книга, девочка. (одуш.) 

·         Москва, город, Россия. ( собств.) 

·         Песня, море,  листопад. (склонение) 

·         Ключи, уроки, класс. (число) 

- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите .Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.  

Игра «Волшебник».Задание. Сделайте неодушевленные предметы одушевленными. Задание 1. Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, добавив суффикс.

1. безделье –
2. защита –
3. помощь –
4. камень –
5. работа –

Какой  морфологический признак мы не вспомнили? (падежи)

Учитель: Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Физкультминутка. «Самый внимательный»Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили дру­гие части речи, то надо потопать.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость. директор, спорт, красивый, мел, прыгать, бег, плавание, мы, картофель.

4. «Синтаксическая».

Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами.

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения.  (работа в группах)

Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

5. «Проверочная». Тест. (взаимопроверка) 

«5» — 5 правильных ответов;  «4» — 4 правильных ответа;  «3» — 3 правильных ответа 

6. «Творческая». Употребление существительных в речи.

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога. (В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.  (С. Аксаков) 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной

Ночные тени

Тени без конца…

Ряд волшебных изменений.

Милого лица. (А.Фет) 

Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние  или чувство поэта. 

Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие, тишина. 

Проблемный вопрос. Чем оно интересно?  В чём особенность этого стихотворения?

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные? Прочтите стихотворение без существительных.

Итог. 

- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.

(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)

Знаем мы теперь отныне - 
Есть одно такое имя - 
Назовет любой предмет 
И на все нам даст ответ. 
Это главная часть речи, 
Обозначает все на свете, 
Без нее никак нельзя. 
Существительным ура!

Лингвистический  паспорт.  Имя существительное.                                             

Грамматическое 
значение

Вопрос

Морфологические признаки

 

Роль в предложении

   

постоянные

непостоянные

 

 

  

 

   

 

Маршрутный лист:

№ 

Остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 

 

«Теоретическая » 

 

«Морфологическая» 

 

«Синтаксическая» 

 

«Проверочная» 

 

6

 «Творческая» 

 

 

Приготовить выступление : «Можно ли обойтись без имен существительных? « Для чего в речи нужны имена существительные?»

 

.  .  .