Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Совместная проектная деятельность – залог успешности при переходе на новые образовательные стандарты

Дата публикации: 2019-04-14 12:08:14
Статью разместил(а):
Ерошкина Елена Юрьевна

Совместная проектная деятельность – залог успешности при переходе на новые образовательные стандарты

Автор: Ерошкина Елена Юрьевна

МКУ "СОШ № 5", г. Алзамай, Нижнеудинский район Иркутской области

 

Формирование компетентностей у обучающихся – важная задача, стоящая перед современной школой. Эту задачу можно решить, применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы. Воспитание любви к русскому языку – ответственная задача, стоящая перед учителем-словесником. А любовь к языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предметам «Русский язык» и «Литература», возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе. Не секрет, что изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса.

Как сделать урок радостным и интересным? Повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Активизировать познавательную деятельность учеников?  Как не передать ребятам определённую сумму знаний, а дать им возможность ощутить радость открытия. Одним из путей решения этой проблемы стала проектная деятельность. На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности использовались  большей частью индивидуальные краткосрочные проекты, чаще в среднем звене, но в этом учебном году, наглядно увидев несомненные преимущества данной технологии, в дальнейшем от единичных случаев использования  учебных проектов запланировано перейти к построению системы учебно-воспитательной работы с применением проектной технологии. По своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых этот неизведанный для него  мир.

Проектная деятельность не только доступна всем учащимся, но и крайне важна для развития личности ребёнка. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная  на применение знаний и приобретение новых путем самообразования. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Данный метод позволяет каждому ученику иметь возможность выступать в различных коммуникативных ролях, что способствует развитию коммуникативной компетентности. Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности. Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных  задач, он развивает информационную компетентность. Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентности. Метод проектов помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи.

Проектная технология является способом дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к учебному процессу на всех его этапах, создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому ребёнку собственную траекторию обучения и самообучения; развивает творческие способности учащихся; предоставляет возможность углубленного изучения предметов, создает условия для обращения личности “внутрь себя ”, саморазвития и самопознания. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Все ученики, даже те, кого  называют "слабыми", с удовольствием и интересом выполняют задания.

В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что немаловажно и является очень хорошим воспитательным моментом. В наш век информационных технологий большую часть времени молодежь проводит за компьютером, это самое увлекательное занятие для неё.Но такое увлечение сокращает время для подготовки домашнего задания, а зачастую и вообще убивает желание готовиться  к занятиям. Как в такой ситуации развить у наших воспитанников  интерес к учению, к знаниям?

Чтобы решить эти проблемы, на данный момент в своей практике  мы используем следующие проектные задания, способствующие их разрешению.

Секция учителей русского языка и литературы нашей школы разработала систему мультимедийных наглядностей и пособий по теме «Глагол». Мультимедийные пособия включают в себя демонстрационный комплекс по усвоению новой темы; комплекс по укреплению полученных знаний, по проверке умений и навыков и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, а также мультимедийные пособия для использования в качестве индивидуального  или домашнего задания. Комплекс  по усвоению и первичному закреплению новой темы. Данное методическое пособие представляет собой технологические карты, содержащие в себе основные теоретические сведения по теме «Глагол. Морфологические признаки» и практические задания разных видов и уровней сложностей.Комплекс по укреплению полученных знаний, по проверке умений,  навыков и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ представлен тестами,  подготовленными в  программе КТС (контрольно тестовая система).

Мультимедийные пособия для использования в качестве индивидуальной работы с обучающимся, а также выполнения домашнего задания. В эти задания включаются сказки, которые помогают усвоить тему в доступной форме; вводятся элементы занимательной фразеологии, ребусы, кроссворды, игровые задания, которые не смогут никого оставить равнодушным. К тому же игровые задания будут способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком по подготовке домашнего задания. Как качественно подготовить ребят к сдаче итоговой аттестации? Обобщив и систематизировав имеющийся практический материал, учитывая типичные ошибки, которые ребята допускают при подготовке к итоговой аттестации, мы пришли к выводу, что готовить детей необходимо комплексно, а помочь в этом сможет дидактический материал, накопленный за предшествующий период.

Так появились «Азбука ЕГЭ» и «Азбука ОГЭ» (дидактический материал для подготовки к итоговой аттестации). Задания распределены в зависимости от тем, представляют собой несколько форм и видов самых разных заданий, это своеобразный мини – тренажёр для подготовки к итоговой аттестации.Каждый из обучающихся может не только проверить свои знания по определённому разделу, но и имеет возможность устранить пробелы в знаниях. Самое важное в использовании данного материала - дать ребенку возможность самореализоваться, увидеть результат своей деятельности, сохранить интерес к предмету.

Творческие проекты обучающихся – первый шаг к вершинам мастерства. Учащиеся среднего звена научились передавать с помощью рисунков языковые явления, иллюстрировать художественные произведения. Они творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта. С большим удовольствием ребята пишут лингвистические сказки, в интересной непринуждённой форме раскрывающие особенности языковых явлений, иллюстрируют их, придумывают оригинальные названия, создают книжки-малышки (например, «Диета полных прилагательных», «Как полные прилагательные решили похудеть»), создают ребусы, кроссворды, загадки, серии иллюстраций по темам и разделам. «Необычное значение обычного слова» (этимология слов); 8 класс «Засоряют ли SMS-сообщения русский язык?»; 11 класс: «Я иду устраиваться на работу» (создание пакета документов, необходимых при приеме на работуЛитература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности.

Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная проектная работа даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. Мини-проект – сочинение “Мое открытие” учащихся 5 класса. В ходе изучения сказки А. Платонова “Неизвестный цветок” учащимся было предложено написать сочинение о каком-нибудь маленьком, но очень важном для них открытии, которое они сами совершили в своей жизни. 6  класс: «Ты скажись, добрый молодец, чей ты родом-племенем?» (составление родословной своей семьи) 6 класс. Одним из самых сложных, но и интересных для учеников является ролевой проект, где они сами выбирают для себя роли литературных персонажей и готовят инсценировки эпизодов сказок, пьес. Например, в 5 классе - из «Петрушки Уксусова», в 6-м и 7-м – из рассказов Чехова, в 8-м – из «Ревизора», в 9-м – из «Недоросля» и т.д.

Старшеклассники, получившие опыт работы над проектами в средней школе, овладели научными методами исследования. Они научились самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний.  Изучая языковые явления, учащиеся научились выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности. Ученики старших классов выбирают исследовательские проекты. 9-10 класс: «Изображение «маленького человека» в русской литературе 19 века», Образ русской женщины в литературе 19 века»10 класс «Феврония Муромская и Соня Мармеладова» (Сопоставительный анализ женских образов на христианской основе) Так, например, в рамках изучения курса МХК были выполнены групповые проекты по темам «Что есть красота?» и «Золотые мешки» в русской литературе» по произведениям Пушкина («Скупой рыцарь»), Гоголя («Мёртвые души») и Бальзака («Гобсек).

Внеурочная деятельность приобрела для обучающихся новый смысл: теперь это не просто развлечения, а новые открытия. Следующим шагом в постижении мастерства стало создание материалов для устного журнала, написание сценария и,как итог, фильм по произведению В. Распутина. Всё это было приурочено к 75-летию со дня рождения писателя.

Проведение предметных недель в школе - один из способов самореализации обучающихся. Как сделать так, чтобы такие мероприятия приносили радость, давали возможность раскрыться каждому? Мероприятия, проводимые в рамках декадника русского языка и литературы, всегда вызывают живой отклик в сердцах ребят. Лингвистические викторины, игры « Кто хочет стать миллионером», «Занимательный русский язык», «Путешествие в страну Фразеология» всегда собирают большое количество ребят, но в этом учебном году мы решили представить на суд зрителей новую форму – театрализованное представление -  творческий проект «Ах этот бал …».

В ходе подготовки данного мероприятия учащиеся выступили не только в роли актёров, им пришлось осваивать и смежные профессии – сценариста, костюмера, постановщика танцев. Учащиеся среднего звена представили на суд зрителей фрагменты произведений С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», Е. Шварца «Золушка»; восьмиклассники показали отрывок из рассказа Л.Толстого «После бала», выпускники девятых классов обратились к нетленному произведению А.С. Пушкина, волнующего умы и сердца и современных подростков – роману в стихах «Евгений Онегин»; десятый класс пригласил нас на бал губернатора в уездном городе NN (поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»). Одиннадцатый класс приготовил и показал монтаж не только из произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, это был  своеобразный экскурс в историю, так как главным действующим лицом был сам А.С. Пушкин. Зрители – а это не только учащиеся нашей школы, но и их родители, представители общественности города не остались равнодушными к происходящему, и артисты были вознаграждены заслуженными аплодисментами. Впоследствии жители города смогли увидеть наше мероприятие в программе местного телевидения, так как был подготовлен специальный репортаж.

Проектная деятельность в школе – это трудная, но интересная  совместная работа ученика и учителя, которая раскрывает возможности и способности ребят, увлекает их, учит поиску, помогает находить ответы  на волнующие их вопросы и принимать  решения, творить и стремиться создать еще.Задача же учителей русского языка и литературы  - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия. Ведь успех - это не столько то, что ты имеешь, сколько то, кем ты в результате становишься, то,  как ты поступаешь.Итак, успех — это не случайность, а закономерность, многократно подтвержденныйпозитивный жизненный опыт,который формируется благодаря положительному образу мышления, хорошему всестороннему образованию, оптимистичному способу жизни, сильному желанию человека достичь определенных вершини неуёмной деятельности, направленной на их покорение.

В 2011-2012 учебном году в связи с празднованием 75-летия В.Г. Распутина  на базе нашей школы было проведен семинар для библиотекарей Нижнеудинского района, на котором обучающиеся 5-11 классов представили устный журнал «Живой голос эпохи», презентации, посвящённые жизни и творчеству В.Г. Распутина, фильм по мотивам произведения «Уроки французского». Данное мероприятие получило высокую оценку со стороны присутствующих. Фильм, посвящённый творчеству В.Г. Распутина, был представлен на муниципальный конкурс методических разработок, библиотечных уроков, информационных часов по творчеству иркутских писателей в рамках празднования 75-летия Иркутской области. (1 место)

Было проведено внешкольное мероприятие учителей- словесников «Настали святки, то-то радость!» (защита творческого проекта)  для учителей города и руководителей муниципальных учреждений, которое получило высокую оценку. Наши дети – активные участники конкурсов и олимпиад разных уровней, они не останавливаются на достигнутом и стремятся покорить новые вершины. Чтобы быть успешным, ученик должен получать удовольствие от учёбы. Когда мы удовлетворены – мы счастливы. Когда мы счастливы - мы достигаем желаемого. Достигнув желаемого - мы успешны. Успех - это умение добиваться поставленных целей, получая от этого удовольствие.

.  .  .