Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методические рекомендации к практическим занятиям

Дата публикации: 2019-04-04 12:22:25
Статью разместил(а):
Стрелец Диана Юрьевна

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Автор: Стрелец Диана Юрьевна

ГБПОУ «Самарский машиностроительный колледж»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации разработаны для обучающихся 4 курса по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Проведение практических занятий способствует формированию профессиональных и общих компетенций, обучающихся по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Конституция РФ провозглашает, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Согласно основному закону Российская Федерация – социальное государство, политикам которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция провозглашает, что труд свободен, каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Часто говорят о профессионально-трудовой деятельности человека, потому что труд не всегда может осуществляться на профессиональной основе.

Каждый обучающийся должен понимать, что начало его индивидуальной профессиональной деятельности в определенном трудовом коллективе будет означать его вступление в социальную жизнь и социальные отношения, регулируемые не только этическими, нравственными или техническими, но и юридическими правилами поведения, которые устанавливаются государством. Поэтому очень важно на занятиях по "Правовому обеспечению профессиональной деятельности" подготовиться к социальной адаптации в условиях их профессионально-трудовой деятельности, иметь представление о сложном комплексе взаимосвязанных и взаимообусловленных правил поведения, именуемых юридическими нормами. Конечно, при необходимости, например, в случае возникновения сложной юридической ситуации, требующей профессиональных знаний, они вынуждены будут обратиться к профессионалам-юристам. Однако ориентироваться в основных вопросах права им необходимо, чтобы принять правильное решение при выборе варианта поведения в конфликтной или иной неясной ситуации, а также для того, чтобы требовать уважения или соблюдения своих гражданских или профессиональных прав от других органов или лиц.

Цель практических занятий:

обучающая:

  • проведение практических занятий призвано помочь обучающимся глубже освоить основные понятия законодательства, научиться применять полученные знания при решении практических задач в повседневной жизни,
  • выполнение заданий практических занятий помогает обучающимся легче овладеть правовой терминологией;

воспитывающая:                                                                                                                       

  • изучение юридических норм;
  • умения самостоятельно анализировать ситуацию в конфликтной ситуации в период профессиональной деятельности;
  • умения работать в группе;
  • умения руководить творческими группами.

Методические рекомендации включают в себя 4 практических занятия   по  следующим темам:

  • Организационно-правовые формы юридических лиц
  • Правовое положение безработных граждан
  • Устройство на работу и оплата труда
  • Трудовые споры

Каждое практическое занятие   содержит следующие части:

  • название практического занятия,
  • раздел и тему рабочей программы, которые необходимо знать при выполнении практического занятия,
  • краткие теоретические сведения по конкретной теме,
  • контрольные вопросы,
  • задания,
  • структуру отчета практического занятия.

Методические рекомендации к практическим занятиям по предмету «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» могут использоваться в учебном процессе образовательных учреждений  СПО по специальностям 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

 

Практическое занятие № 1

Организационно-правовые формы юридических лиц

1. Цель работы.

  • Дать определение понятию «юридическое лицо»
  • Описать порядок создания юридического лица
  • Перечислить и раскрыть виды реорганизации юридических лиц

Сформировать компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;

ПК 3.6 Разрабатывать технологическую документацию.

 

  1. Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать при выполнении работы и сдаче отчетов по практическому занятию.

      Раздел 2. Формы и средства государственного регулирования правоотношений в профессиональной деятельности

      Тема 2.2.   Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.

 

  1. Краткие теоретические сведения.

 Статья 34 Конституции РФ провозглашает право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту их жительства в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Индивидуальные предприниматели как налогоплательщики должны встать на учет в налоговом органе по месту их жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. Также в течение 10 дней с момента государственной регистрации индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет по месту жительства в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ, Фонда социального страхования РФ.

В отличие от гражданской правоспособности, которая прекращается лишь со смертью, предпринимательская правоспособность может быть утрачена и ранее. Основаниями утраты статуса индивидуального предпринимателя являются:

  1. заявление гражданина об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом)
  3. ограничение предпринимательской правоспособности гражданина.
  4. признание гражданина недееспособным
  5. ограничение гражданина в дееспособности
  6. смерть гражданина.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям:

  • • по формам собственности (государственные, муниципальные, частные)
  • • по цели деятельности (коммерческие и некоммерческие)
  • • по степени обособления имущества
  • • по организационной структуре (простые и сложные)
  • • по степени взаимного участия юридических лиц в уставных капиталах друг друга
  • • по особенностям организационно-правовой формы

Этапы в процессе создания юридического лица:

1) учредители юридического лица должны определиться с его организационно-правовой формой.

Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмотрение учредителей. Однако бывают и исключения. Так, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. Аудиторская же деятельность может осуществляться в любой форме, за исключением открытого акционерного общества.

2) выработка учредительных документов. В зависимости от организационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учредительный договор и устав, либо только устав.

Учредительный договор — это документ, подписываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и направления деятельности, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности создаваемого лица. В случаях, когда договор является единственным учредительным документом (например, в товариществах), в нем должны быть определены условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, порядок управления деятельностью, порядок выхода участников из его состава.

Учредительный договор является разновидностью гражданско-правовых сделок и потому должен отвечать требованиям, предусмотренным гражданским законодательством.

Устав — документ, который наряду с учредительным договором (или самостоятельно) определяет правовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для общества с дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью.

3) формирование уставного (складочного) капитала.

4) государственная регистрация.

Государственная регистрация преследует несколько целей. Важнейшими среди них являются закрепление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов деятельности.

Реорганизация – это изменение правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам).

Реорганизация может проходить добровольно, т.е. на основании решения органов управления, и принудительно, т.е. по решению уполномоченного государственного органа (например, антимонопольного) или по решению суда.

Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Ликвидация – способ прекращения юридического лица, при котором правопреемство не возникает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданское законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в учредительных документах; признание недействительной регистрации юридического лица.

 

  • Контрольные вопросы.
    • Какие способы возникновения юридических лиц вам известны?
    • Что понимают под правоспособностью юридического лица?
    • Перечислите субъекты предпринимательской деятельности.
    • Дать определение учредительным документам
  • Задания.
    • Дать письменный ответ на вопросы;

5.2 Заполнить организационно-правовую форму юридических лиц исходя из данных: фонд, государственное унитарное предприятие, полное товарищество, ОАО, ЗАО,

объединение ЮЛ, производственный кооператив, муниципальное казенное предприятие, ООО, ОДО, АО, потребительский кооператив, хозяйственные товарищества, унитарные предприятия, ТСЖ, казенное предприятие субъекта РФ, некоммерческое партнерство, хозяйственные общества, муниципальные унитарные предприятия, учреждение, товарищество на вере, религиозные организации, иные организационно-правовые формы, федеральное казенное предприятие. (Приложение А)

  • Ответить на вопросы теста. (Приложение Б)
  • Оформить отчет по практике.

 

6. Структура отчета.

6.1.  Номер и наименование практического занятия;

6.2.  Цель работы;

6.3.  Контрольные вопросы;

6.4.  Задание;

6.5.  Выполнение работы.

 

Практическое занятие № 2

Правовое положение безработных граждан

  1. Цель работы.
  • Дать определения понятиям «безработные», «подходящая работа», «правовой статус безработного»
  • Дать представление об условиях и порядке признания граждан безработными
  • Ознакомить с правовым положением безработных граждан
  • Научить подсчитывать размер пособия по безработице

Сформировать компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;

ПК 3.6 Разрабатывать технологическую документацию.

 

  1. Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать при выполнении работы и сдаче отчетов по практическому занятию.

Раздел 3 Основы трудового права.

Тема 3.2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

  • Краткие теоретические сведения.

  Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

  Гражданин, обратившийся в орган службы занятости в целях трудоустройства, приобретает статус безработного не сразу, а только при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней с момента регистрации.

  Гражданин признается безработным, если он:

  • трудоспособен (от 16 до 55 лет – женщины или до 60 лет – мужчины, если они не признаны инвалидами 1 и 2 группы)
  • представил в орган службы занятости все необходимые документы – паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие; документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорт и документ об образовании.

  Подходящая работа – это такая работа, которая соответствует:

  • профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки,
  • условиям последнего места работы,
  • состоянию работы,
  • транспортной доступности рабочего места.

  Не может считаться подходящей работа, если:

  • она связана с переменой места жительства,
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда,
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по месту работы.

Правовой статус безработных граждан проявляется в государственных гарантиях социальной поддержки безработных. Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, выплату стипендии в период профессиональной подготовке по направлению органов службы занятости, возмещение затрат в связи с добровольным переводом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

 Время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице не прерывает трудового стажа.

  • Контрольные вопросы.
    • Чем заработок отличается от трудового дохода?
    • Охарактеризуйте правовой статус безработного.
    • Как осуществляется профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан?
    • Что гарантирует государство безработным гражданам?
    • Понятие и формы занятости.
  • Задания.

5.1. Изучить методические указания к выполнению практического занятия;

5.2. Дать письменный ответ на контрольные вопросы;

5.3. Выполнить индивидуальное задание (Приложение В);

5.4. Оформить отчет по практическому занятию.

  • Структура отчета.
    • Номер и наименование практического занятия;
    • Цель работы;
    • Задание;
    • Выполнение работы.

 

Практическое занятие № 3

Устройство на работу и оплата туда

1. Цель работы.

  • Ознакомить с понятиями «трудовой договор», «срочный трудовой договор», «испытательный срок», «трудовая книжка»
  • Составлять резюме
  • Дать представление об условиях и порядке устройства на работу
  • Ознакомить с порядком заключения трудового договора.

Сформировать компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;

ПК 3.6 Разрабатывать технологическую документацию.

 

  • Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать при выполнении работы и сдаче отчетов по практическому занятию.

Раздел 3. Основы трудового права.

Тема 3.3. Трудовой договор (контракт).

  • Краткие теоретические сведения.

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка (ст. 56 ТК РФ).

Существенными условиями трудового договора являются:

  • место работы;
  • дата начала работы;
  • наименование должности, специальности, профессии с ука0занием квалификации в соответствии с штатным расписанием организации или конкретной трудовой функции;
  • права и обязанности работника;
  • права и обязанности работодателя;
  • характеристики условий труда компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях;
  • условия оплаты труда;
  • виды и условия социального страхования, связанные с трудовой деятельностью.

При заключении трудового договора работодатель может договориться с работником об испытательном сроке, который для большинства категорий работников не может превышать трех месяцев.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и расторжение с ним трудового договора допускается только на общих основаниях.

  1. Контрольные вопросы.

4.1. Дайте определение понятию «трудовой договор». Какие виды трудового договора вам известны?

4.2. Какие порядки и условия труда существуют при устройстве на работу?

4.3. Что такое испытательный срок? Кем и как он устанавливается?

4.4. Изменение и прекращение трудового договора, не зависящие от воли сторон.

4.5. Основания прекращения трудового договора.

  1. Задания.

5.1. Изучить методические указания к выполнению практического занятия;

5.2. Дать письменный ответ на вопросы;

  • Составить резюме от собственного лица (Приложение Г);
  • Выполнить индивидуальное задание (Приложение Д);
  • Оформить отчет по практике.
  • Структура отчета.
    • Номер и наименование практического занятия;
    • Цель работы;
    • Задание;
    • Выполнение работы.

 

Практическое занятие № 4

Трудовые споры

1. Цель работы.

  • Дать определение понятиям «трудовые споры», «индивидуальный трудовой спор», «комиссия по трудовым спорам», «коллективный трудовой спор».
  • Научить составлять заявление в комиссию по трудовым спорам;
  • Ознакомить с порядком составления искового заявления в суд.

Сформировать компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

       ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;

       ПК 3.6 Разрабатывать технологическую документацию.

  1. Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении работы и сдаче отчетов по практическому занятию

Раздел 2 Труд и социальная защита.

Тема 2.9. Трудовые споры.

  1. Краткие теоретические сведения.

Трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работодателем и работником (ами). В зависимости от количества лиц, которые принимают участие в споре, различают индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами.

Коллективный трудовой спор рассматривается примирительной комиссией, которая является обязательной. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

При не достижении согласия  в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. КТС образуется по инициативе работников и работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Решение комиссии подлежит исполнению в течение 3 рабочих дней по истечению 10 дней, предусмотренных на обжалование, и может быть обжаловано работником или работодателем в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

  • Контрольные вопросы.

4.1. Опишите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам.

4.2. Какие этапы включает в себя порядок разрешения коллективного трудового спора?

4.3. Как происходит разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже?

4.4. Что такое забастовка? В каком порядке она происходит?

4.5. В каких случаях забастовка может быть признана незаконной?

5. Задание.

 5.1. Изучить методические указания к выполнению практической    работы;

 5.2. Дать письменный ответ на контрольные вопросы;

 5.3. Выполнить индивидуальное задание (Приложение Е, Ж);

 5.4. Оформить отчет по практическому занятию.

6.  Структура отчета.

6.1.  Номер и наименование практического занятия;

6.2.  Цель работы;

6.3.  Задание;

6.4.  Выполнение работы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  • Капустин А.Я. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для СПО / А.Я. Капустин — М.: Юрайт, 2016. – 382 с.
  • Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 192 с.
  • Козлов С.С. Трудовые споры: Сам себе адвокат. Выпуск №18. 2-е издание. – М.:Юрайт-Издат,2017.
  • Казанцев В.И. Трудовое право: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 374 с.
  • Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учебн. Пособие. – М.: РИОР, 2017. – 120с.

 

.  .  .