Выявление и анализ социально-педагогических проблем подростков 14-15 лет

Дата публикации: 2019-03-09 17:34:27
Статью разместил(а):
Кондратьева Анна Борисовна

Выявление и анализ социально-педагогических проблем подростков 14-15 лет

Автор: Кондратьева Анна Борисовна

ГБОУ "Школа № 634", Санкт-Петербург

 

Всю свою жизнь с самого рождения человек проводит в обществе. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к ее членам и, вообще, к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, у него формируется свои взгляды, свои отношения с миром. Отношения в семье влияют, прежде всего, на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт.

Традиционно считается, что проявлениями девиаций страдают, в основном, дети из неполных, малообеспеченных и многодетных семей. Однако, последнее время, все чаще наблюдаются проявления девиантного поведения у подростков из полных и внешне благополучных семей. Именно это противоречие послужило толчком к наблюдению за поведением учащихся 14-15 лет.

Для исследования были выбраны подростки, обучающиеся в 8-х классах школы. Для выявления группы подростков с девиантным поведением использовался метод педагогического наблюдения.

Результаты педагогического наблюдения за учащимися представлены в таблице 1.

Таблица 1

Проявление девиаций (% от общего числа учащихся)

Девиации

8А, %

8Б, %

8В, %

- опоздания на уроки;

20,5

24

17

- прогулы первых и последних уроков;

11,5

30,5

12,5

- использование нецензурной лексики;

19

50

19

- курение;

27

33

25

- вызов на КДН в связи с административным правонарушением.

0

12,5

0

 

Для дальнейшей работы был выбран такой метод как анкетирование.

Так как наиболее неблагополучным выглядит 8Б класс, он был выбран для выявления уровня правовых знаний школьников. Исследование проводилось на основе анкеты «Выявление причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений» разработанное кафедрой социальной педагогики академии постдипломного педагогического образования. В анкетировании приняло участие 17 подростков  14-15 лет.

Анкета состояла из различных блоков вопросов, которые можно сгруппировать по следующим темам: правовые знания, семья, друзья, проблемы обучения, досуг учащихся.

Как показали результаты анкетирования, большая часть учащихся не знает что, использование нецензурных слов (82%), курение (70%), мелкое хулиганство (53%) и переход дороги на красный свет (53%) являются административными правонарушениями. При этом учащиеся уверенно узнают действия, относящиеся к преступлениям, но почти половина из них не относят к преступлениям вандализм, разжигание национальной ненависти, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и т.п.

Способы проведения досуга учащимися является достаточно важной составляющей при оценке причин девиантного поведения подростков, поэтому в анкете данному разделу было посвящено несколько вопросов.

Из результатов анкетирования видно, что свое свободное время подростки проводят в основном с друзьями. С друзьями у подростков более широкий круг интересов: кроме прогулок (47%), разговоров (83%) и походов в кино (65%), дети занимаются в секциях и кружках (65%), ходят смотреть на спортивные соревнования и на дискотеки (65%). Многие играют в интернет-игры (71%). Среди подростков преобладает именно общение.

С родителями дети, прежде всего, смотрят телевизор, ходят в театры и кинотеатры (83%), просто разговаривают (70%) и гуляют (47%), выполняют какую-либо работу (47%). Совместных дел у родителей с детьми меньше, чем со сверстниками, так как родители очень много времени проводят вне дома, а общение с другими родственниками практически отсутствует.

Часть вопросов анкеты была посвящена обучению.

Результаты показывают, что учащиеся отвечают на вопросы анкеты недостаточно искренне или что у учащихся преобладает необъективная оценка своего отношения к учебе. Кроме того, настораживает появление мнения об отсутствии смысла в обучении. Это мнение подтверждается наблюдением и общением с подростками (например, высказывания «предмет ОБЖ не имеет смысла», «зачем столько уроков физкультуры и написания докладов на них», «физика мне не нужна, я гуманитарий» и т.п.).

Особенно важно, как сами учащиеся осознают необходимость предотвращения и предупреждения правонарушений.

По результатам анализа видно, что способом предупреждения преступлений подростки считают, прежде всего, появление нового круга сверстников, положительно влияющих на ребенка (71%), затем правовые знания о последствиях совершения преступления (правонарушения) (47%) и повышение ответственности родителей (35%). Мерами, необходимыми для снижения уровня преступлений и правонарушений, подростки, прежде всего, считают расширение досуговой деятельности (65%), возможность заработка во внеурочное время (53%) и расширение мер и форм профилактики (35%). Кажется существенным то, что дети считают неготовность семьи к сотрудничеству и взаимодействию  (35%) одной из причин мешающих успешной работы по профилактике правонарушений и преступлений, как одной из форм крайних проявлений девиации.

Из группы анкетируемых были выделены подростки с наибольшими проявлениями девиантного поведения, а именно: опоздания, прогулы, невыполнение домашних заданий, нарушение школьной дисциплины (поведение на уроках и переменах, отсутствие, предусмотренной школьным локальным актом, формы). С этими учениками и их родителями было проведено дополнительное анкетирование для выявления социально-педагогических проблем ребенка. В данном анкетировании приняло участие 9 учеников и 9 родителей.

Анализ  результатов анкетирования показал, что дети выполняют домашнее задание 1,5-2 часа в день, шестеро из них самостоятельно, а родители считают, что дети тратят на выполнение домашних заданий 3 часа и выполняют домашние задания самостоятельно или под их контролем. Если дети не хотят делать домашнее задание, то пятеро родителей (56%) настаивают, объясняют, ругают, взывают к сознательности, двое (22%) ничего не предпринимают и только один (11%) родитель пытается понять, почему ребенок не хочет выполнять задания. На вопрос о любимых фильмах родителей шестеро подростков (67%) ответили, что не знают, но спросят позже, пятеро родителей (56%) также не знают, что любят смотреть их дети. О любимом цвете своих родных не знают четверо подростков (44%) и шестеро родителей (67%). Семеро родителей (78%) не знают любимых учителей своего ребенка, пятеро (56%) – любимого блюда.

Анализ информации о таких семьях показывает, что работающие родители мало общаются со своими детьми, в основном их общение носит формальный характер. Дети перестают расспрашивать родителей об их интересах и не делятся своими проблемами. По результатам анкетирования видно, что связь между родителями и детьми нарушена, родители мало интересуются делами своего ребенка, не знают его вкусов и предпочтений, не видят проблем, возникающих в процессе обучения.

Диагностические беседы проводились с родителями индивидуально. В процессе беседы родители отвечали на вопросы: о режиме дня подростка и его друзьях;  о его увлечениях и домашних обязанностях; об отношении родителей к проблемам в школе; о чем родители беседуют с детьми и какие темы поднимают наиболее часто; о внутрисемейных отношениях (манера общения подростка с разными членами семьи, наличие конфликтов), осведомленность о поведении ребенка в школе. Так же часть вопросов была посвящена правовым знаниям родителей.

По результатам бесед оказалось, что большинство подростков занимаются только собой и не имеют постоянных домашних обязанностей. Дети посещают спортивные секций, но основным увлечением все же является интернет. По вечерам родители не могут оторвать ребенка от гаджетов, как следствие дети поздно ложатся спать в 1-2 ночи и с трудом встают в школу. Кроме того методы воспитания у отца и матери часто отличаются, то есть у них нет общего подхода к ребенку. Меры воздействия на подростка тоже разные. Отцы чаще всего применяют к детям карательные меры, то есть лишение каких-либо благ: карманных денег, гаджета, ограничение общения с друзьями. Матери стараются поговорить с ребенком, уговорить его выполнить что-либо, такие разговоры происходят обычно после совершения подростком какого-либо проступка. Получается, что родители часто опаздывают со своими мерами воздействия, они не пытаются предугадать последствия и предотвратить проступки своих детей.

Некоторые родители не знают возраста наступления административной ответственности, а так же не знают о том что, использование нецензурных слов, появление в общественных местах в состоянии опьянения, курение, жестокое обращение с животными являются административно наказуемыми правонарушениями. Часть родителей не знает своих обязанностей по отношению к детям, в частности: обязанность воспитывать и дать образование своему ребенку, что прогулы школьных занятий без уважительной причины и невыполнение домашних заданий также являются сферой ответственности родителей.

На основании неоднократных бесед с родителями выявилось довольно формальное отношение родителей к рекомендациям педагогов школы, непонимание значимости выявленных проблем девиантного поведения ребенка и его возрастных особенностей, а также недостаточное участие родителей в общественном управлении образовательным учреждении. Отсюда следует, что важно разработать не только цикл занятий для ликвидации пробелов в знаниях родителей, но и памятки, где обозначен круг вопросов, с которыми можно обратиться за помощью к социальному педагогу и другим специалистам школы, а также способствовать активному включению родителей в жизнь школы.

Таким образом, на основе анализа результатов исследования проблем девиантного поведения с использование методов анкетирования, педагогического наблюдения, диагностических бесед с подростками и их родителями можно сделать вывод, что проблемами в семье у школьников являются:

- отсутствие единых требований в семейном воспитании;

- отсутствие заботы о членах семьи;

- правовая безграмотность школьников;

- недостаточная правовая и педагогическая компетентность родителей, а так же на уровне образовательного учреждения;

- недостаточное включение родителей в жизнь школы и слабое взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.