Занятие по рассказам И.Я. Яковлева «Горошины мудрости»

Дата публикации: 2019-02-28 09:36:10
Статью разместил(а):
Малыгина Галина Семеновна

Занятие по рассказам И.Я. Яковлева

«Горошины мудрости» 

Автор: Малыгина Галина Семёновна

 

Оборудование: 

1. Портрет И. Я. Яковлева. 

2. Плакаты с пословицами: 

Цитата: «И.Я. Яковлев был даром судьбы чувашскому народу в темное глухое время … Он создал литературный чувашский язык, … сделал то, что для славянских народов сделали Кирилл и Мефодий …»

                                                                          П.Хузангай, народный поэт Чувашии

 

Цели: 

1. Воспитание любви к Родине, воспитание чувства национальной гордости.

2. Знакомство с биографией и творческой деятельностью великого патриота России и Чувашской земли Ивана Яковлевича Яковлева.

3. Формирование понимания общечеловеческого, гуманистического характера произведений И.Я. Яковлева. 

 Плакаты с пословицами: 

«Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь». 

«Сегодня гуляшки, завтра гуляшки – останешься без рубашки». 

«От лени – болезни, от работы – здоровье». 

«Где дружба крепка, там хорошо идут дела». 

«Раз обманешь, другой, а на третий – не поверят». 

  

Ход мероприятия 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами на ТОК-ШОУ по произведениям И. Я. Яковлева.

Сначала мы познакомимся с биографией  И. Я. Яковлева, познакомимся с его рассказами для детей и выделим крупицы(образно говоря) горошины мудрости, которые он адресует нам, своим потомкам. 

- Посмотрите на годы жизни И.Я. Яковлева (1848 – 1930 г.г.).

- Свидетелем каких исторических событий он был? 

Он видел Первую мировую войну 1914г., отмену крепостного права 1861г. 

- Какова же биография этого человека? 

И.Я. Яковлев вошёл в историю нашей многонациональной культуры как выдающийся педагог-просветитель. В трудных условиях царской России он создал чувашскую письменность, издал первые учебники и другие книги для чувашских школ, организовал учительскую школу в Симбирске и немало сельских училищ, способствовал сохранению и развитию национальной культуры, распространению среди населения педагогических, сельскохозяйственных и медицинских знаний.

На третий день он остался без родителей. Фамилия и отчество даны были при крещении по крестному отцу, крепостному крестьянину Якову Яковлеву. 

Иван Яковлевич Яковлев прошёл трудный, но благородный жизненный путь. Родился он 25 апреля 1848 года в чувашской деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшенский район Республики Татарстан). На третий же день жизни он остался без родителей. До восьми лет сирота воспитывался  в семье удельного крепостного крестьянина Пахома Кириллова, служа ему поводырём.  Фамилия и отчество даны были при крещении по крестному отцу, крепостному крестьянину Якову Яковлеву. 

В 1856 году Иван поступил учиться в удельное училище, в котором с первого же класса обучение велось на русском языке. В 1860 году Иван Яковлев окончил училище в числе лучших и был послан в г. Симбирск для продолжения учебы в уездном училище. Откуда был переведен в землемерный класс, который окончил успешно в 1864 году. Землемером И. Я. Яковлев служил около трех лет (1864 -- 1866). Ему приходилось трудиться в чувашских деревнях не только Симбирской, но и других губерниях Среднего Поволжья. Нищета и поголовная неграмотность крестьян, отчужденность от всего русского заставляли Яковлева задуматься о судьбе родного народа, его будущности. Юный землемер долго размышлял, как вывести народ из темноты и невежества. Выход он видел в его просвещении. Добившись досрочного освобождения от службы в удельном ведомстве, И. Я. Яковлев поступил в Симбирскую гимназию, затем организовал школу родного языка – по подготовке учителей для чувашских школ, которой будет руководить всю последующую жизнь. Днём он учился сам, а вечером занимался со своими учениками. Все это не помешало ему закончить гимназию с золотой медалью. 

В 1870-1875 г. первым из чувашей получает высшее образование, успешно закончив Казанский университет. После чего работает 28 лет инспектором чувашских школ учебного округа (1875 – 1903 г.г.). 

Проходят века, но добрые дела И.Я. Яковлева не забываются. Чувашский народ глубоко чтит память выдающегося просветителя.

- Имя И. Я. Яковлева присвоено Чувашскому государственному педагогическому университету. 

- В Чебоксарах и Ульяновске И.Я. Яковлеву поставлен памятник. 

В Ульяновске – музей И.Я. Яковлева.

 

И мы преклоняемся перед мудростью и трудолюбием этого человека. 

А сегодня поучимся у него мудрости.  

Сегодня мы поиграем в ток-шоу. Ток-шоу – это передача, в которой люди обсуждают различные проблемы.

Встречаем героиню рассказа «ОЖИРЕВШАЯ КУРИЦА» Галю. 

Здравствуйте! Хочу рассказать свою историю. (Пересказ рассказа «ОЖИРЕВШАЯ КУРИЦА»). 

 ОЖИРЕВШАЯ КУРИЦА 

Несла курица каждый день по яичку. Хозяйке этого показалось мало, и она, чтобы курица неслась ещё лучше, по три яичка в день, стала ее закармливать. Курица разжирела и совсем нестись перестала.

Воспитатель: Проблема ясна. Переходим к обсуждению. 

Реплики воспитанников: 

Хозяйка не знает, что жадность до добра не доведёт? 

Хозяйка не почувствовала, когда стала закармливать курицу? 

А в жизни так, много хочешь, все потеряешь. 

Это тебе урок на всю жизнь. 

Мне тебя жалко, хозяйку, она  потеряла голову от жадности, и вот результат – грустный конец.  

 

Воспитатель: Поблагодарим Галю за рассказанную историю. 

Аплодисменты. Учитель обращает внимание присутствующих на перечень пословиц, помещенных на доске. 

Воспитатель: Подумайте, какая из перечисленных пословиц подходит к данному сюжету. (Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь). 

Слово предоставляется Юле.  

Инсценировка рассказа «Лгун».   

ЛГУН 

Пас мальчик в поле овец. Начал он однажды для смеху кричать, что волки на стадо напали:

- Эй, скорее сюда! Волки, волки-и!

Прибежали люди, посмотрели, а волков и в помине нет. Раз обманул пастушонок, другой, да всё до поры. Однажды в самом деле волк на стадо напал. Тут уж наш лгун и взаправду людей звать стал, да те подумали, что опять он нарочно кри­чит. Так и не прибежал никто. А волк всё стадо передушил.

Правду говорят старики: раз обманешь, другой, а на третий - заплачешь.

Воспитатель: Итак, слово воспитанникам:

Реплики  воспитанников: 

А мальчик не подумал, что может быть это была единственная овца в бедной семье, и из-за него люди будут голодать? И ему не стыдно ходить по деревне? 

Перед тем, как что-то сделать, надо всегда думать о последствиях. 

К порученному делу надо относиться серьёзно. 

Вот до чего может довести детская шалость.  

Воспитатель: Какая пословица подходит к данной истории? (Раз обманешь, другой, а на третий – не поверят). 

Воспитатель: Слово предоставляется Денису.

Инсценировка рассказа «Калач».  

 КАЛАЧ 

Очень любил один мальчик калачи. Увидит, бывало, что отец на базар собирается, и всё просит его калач привезти. И вот однажды в базарный день отец велел мальчику взять котомку, положить в неё краюху чёрного хлеба и повёл его корчевать пни. Дошли они до места, отец и говорит:
- Вот, сынок, корчуй эти пни, а на хлеб и не смотри: он сам в калач превратится.
А сам отправился на базар. Покорчует - покорчует наш мальчик, подбежит к котомке и смотрит, а хлеб как был, так и остался, не стал калачом. Подбежит ещё - всё то же. День уж к вечеру, проголодался мальчик, а хлеб по-прежнему чёрный, а не белый. Отрезал он ломоть, посолил - да в рот: ой-ой, хлеб-то, оказывается, вкуснее калача стал!
Вернулся с базара отец. 
- Ну, сынок, как? Получился из хлеба калач? 
- Да, цветом-то всё тот же, чёрный, а на вкус куда лучше калача, - отвечает сын.
- Так вот оно, сынок: коль всласть поработаешь, так и чёрный хлеб вкуснее становится, а сытому и мёд горчит, -сказал отец.

 

Воспитатель: Итак, слово воспитанникам.

Реплики воспитанников: 

- Не зря говорят, в здоровом теле – здоровый дух, ты поработал и аппетит разбудил. 

- Раньше говорили, кто как ест, так и работает. По-моему, это всегда так.  

Воспитатель: Спасибо, Денис, за искренность. Какая пословица подходит к данной истории? (От лени – болезнь, от работы – здоровье). 

Воспитатель: Итак, прозвучало 3 истории. Эти истории были написаны И. Я. Яковлевым более 100 лет назад. Актуальны ли они сейчас, в наше время? (Да, они говорят о человеческих принципах существования, учат жизни.) 

А какова роль этих принципов? (Человек всегда должен оставаться человеком). 

До каких пор человечество будет соблюдать свои принципы существования? (До тех пор, пока крутится Земля.) 

Я предлагаю вам закончить наш час общения составлением копилки мудрости, по-чувашски «Пурнас хутасси». Знайте, чем тяжелеее будет эта копилка, тем легче вам будет идти по жизни, ведь она учит человека быть человеком. 

Сейчас вы запишите на своей крупиночке, «горошинке» те слова,(пословицы) которые точно отражают то, что вы считаете необходимым на жизненном пути настоящему хорошему человеку.  

Дети записывают на листочках, лежащих на столе. 

Закрепление знаний 

Воспитатель: 

А сейчас каждый будет выходить к доске, зачитывать свою «горошину» и будет приклеивать её в нашу копилку. 

 На доске нарисован мешок с надписью «Копилка мудрости» – «Пурнас хутасси». (Жадность до добра не доведёт; Не забывай о порученном деле; Береги честь смолоду, а платье снову; Нельзя обманывать, будешь всегда один и  

Воспитатель: 

Наша копилка мудрости наполнилась наполовину. Вот ещё сколько места для мудрых мыслей. Я желаю вам, чтобы вы постоянно пополняли свой жизненный опыт и чтобы копилку мудрости пронесли через всю свою жизнь. Не только на словах, а делами следовали жизненным принципам человека. 

А теперь посмотрите на стенд «Славься, чувашский народ!» 

Что здесь изображен? (Наши писатели и известные люди Чувашии – И. Я. Яковлев и другие.) 

А как  можно назвать их? (Патриоты, герои.) 

А благодаря чему они стали известными? Как они добились таких результатов?  (Благодаря трудолюбию, выдержке, настойчивости, упорству в достижении цели.) 

Мы гордимся своим народом, восхваляем его патриотов и будем стараться быть похожими на них. И закончим наш праздник стихами и чувашскими народными частушками.

1. Славлю край родной, любимый 

Славлю край неповторимый. 

Лип цветущих аромат 

Шелковых лугов наряд! 

2. Славлю я поля родные 

Славлю берега крутые 

Народ чувашский, мой родной! 

3. Славлю я мой край красивый 

Славлю край приволжский, милый 

Славлю песни птичьих стай 

Славлю мой чувашский край! 

Рефлексия.

- Ребята, вы отлично потрудились.

Молодцы! Всем спасибо за работу!