Конспект учебного занятия "Не специфическая иммунопрофилактика"
Конспект учебного занятия
«Нспецифическая иммунопрофилактика»
Автор: Марадулина Людмила Яковлевна
ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж», Бердский филиал
Тип занятия: Предъявление и закрепление нового теоретического материала.
Вид занятия: Комбинированный.
Цели:
1. Образовательные: Формирование специальных знаний по теме занятия, знакомство с основными понятиями иммунопрофилактики.
2. Воспитательные:
- стремиться к воспитанию стремления к физическому здоровью;
- добиться осознанности.
Методическое оснащение и учебное оборудование: Наглядно-дидактический материал: презентация к занятию, национальный календарь прививок.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход урока
Добрый день уважаемые студенты!
Позвольте представиться, меня зовут Марадулина Людмила Яковлевна, и сегодня 4 часа занятий мы будем говорить о здоровье человека, факторах риска и иммунопрофилактике.
Но прежде чем мы начнем наше занятие я хочу познакомиться с Вами, и поэтому прошу Вас по очереди назвать свои имена. Итак, можно начинать.
Слайд 1. Тема нашего занятия « Иммунопрофилактика». Вы все имеете представление о таких понятиях как: здоровье человека, заболевание, факторы риска и профилактика, иимунитет.
Давайте сейчас попытаемся понять, на сколько Вы осведомлены по данным вопросам. Вопросы:
1. Что в себя включает понятие здоровье человека?
2. Что такое факторы риска для здоровья? Приведите пример.
3. Заболевание – это …
4. Что такое профилактика заболеваний?
Спасибо за ответы. На некоторые вопросы мы имеем однозначные ответы, в чем-то не до конца разобрались. Сегодня мы попробуем вместе разобраться в теме «Иммунопрофилактика».
Слайд 2. Цель занятия: Формирование специальных знаний по теме занятия, знакомство с основными понятиями иммунопрофилактики.
Слайд 3. В результате контакта с микроорганизмами во время инфекционного заболевания развивается иммунитет к ним. Иммунопрофилактика позволяет выработать иммунитет до естественного контакта с возбудителем.
Иммунопрофилактика — метод индивидуальной или массовой защиты населения от заболеваний путём создания или усиления искусственного иммунитета.
Она подразделяется на неспецифическую и специфическую.
Слайд 4. Неспецифическая иммунопрофилактика предполагает:
– следование здоровому образу жизни (качественное полноценное питание, здоровый сон, режим труда и отдыха, двигательная активность, закаливание, отсутствие вредных привычек, благоприятное психоэмоциональное состояние);
– активацию иммунной системы с помощью иммуностимуляторов.
Специфическая иммунопрофилактика — против конкретного заболевания. Она может быть активная и пассивная.
Слайд 5. Активная специфическая иммунопрофилактика — создание искусственного активного иммунитета путем введения вакцин. Используется для профилактики:
– инфекционных заболеваний до контакта организма с возбудителем. При инфекциях с длительным инкубационным периодом активная иммунизация позволяет предупредить заболевание даже после заражения бешенством либо после контакта с больными корью или менингококковой инфекцией;
– отравлений ядами (например, змеиными);
– неинфекционных заболеваний: опухолей (например, гемобластозов), атеросклероза.
Пассивная специфическая иммунопрофилактика — создание искусственного пассивного иммунитета путём введения иммунных сывороток, γ-глобулинов или плазмы. Используется для экстренной профилактики инфекционных заболеваний с коротким инкубационным периодом у контактных лиц.
Слайд 6. Проблема неправильного питания очень актуальна в наше время. Люди редко задумываются, что 70% всех болезней и визитов на прием к врачу связаны именно с нежеланием людей соблюдать основы правильного питания. Половина причин болезней, которые приводят к смертельному исходу, таких как онкология, диабет, инсульт напрямую связана с неправильным питанием.
Особую опасность для распространения многих социально значимых хронических заболеваний несет избыточное питание. Оно способствует возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, болезней эндокринной системы и нарушения обмена веществ, опорно-двигательного аппарата, злокачественных новообразований и др. И наоборот, есть данные, что увеличение потребления овощей и клетчатки, а также снижение потребления жиров способствует предотвращению некоторых видов онкологических заболеваний.
Древнегреческому философу Сократу принадлежат слова: "Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить". Питание является важнейшей физиологической потребностью организма. Но в то же время нет более противоречивой и сложной темы, как рациональное питание. Сложности: 1) экономические, 2) многообразие различных теорий, мнений.
Роль питания:
1. Источник энергии, необходимой для восполнения энергетических затрат организма:
При сгорании 1 г. белка освобождается 4,1 ккал. При окислении 1 г. углеводов – 4,1 ккал. При окислении 1 г. жира – 9,3 ккал.
Основным источником энергии являются углеводы, так как по объему мы их употребляем больше. 60-65% энергии должно тратиться на мышечную работу. 25% - основной обмен (зависит от возраста, пола, конституции). 10-15% - умственная деятельность.
2. Платическая роль – построение и непрерывное обновление клеток, тканей, заживляющая роль.
3. Биорегуляторная роль - получаем вещества (витамины, ферменты, гормоны).
4. Образование и формирование иммунитета (белки, витамины).
Слайд 7. Схема обеспечения питанием ресурсов организма.
Слайд 8. Пища - основной источник существования человека. В ней содержится около 600 химических веществ, более 90% которых обладают лечебными свойствами.
Питание – это сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ.
Рациональное питание (от латинского слова racionalis – разумный, целесообразный, обоснованный) – это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и национального факторов.
Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию.
Первый принцип рационального питания – умеренность. Она необходима в питании для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. В среднем человек съедает в 5 раз больше, чем ему необходимо для жизни. Главное условие правильного построения пищевого режима - разнообразие стола. Есть ровно столько, сколько нужно, чтобы покрыть затраты энергии (при идеальном весе). Показатель массы тела взрослого человека - это проблема здоровья.
Слайд 9. Классификация массы тела по Индексу Кетле
Индекс Кетле: ИК = ВЕС (кг) : РОСТ (М2)
Типы массы тела |
Индекс Кетле |
Риск заболеваний |
Дефицит массы тела |
> 18,5 |
Низкий |
Нормальная масса тела |
18,5-24,9 |
Обычный |
Избыточная масса тела |
25-29,9 |
Повышенный |
Ожирение I степени |
30,0-34,9 |
Высокий |
Ожирение II степени |
35,0-39,9 |
Очень высокий |
Ожирение III степени |
≥ 40 |
Чрезвычайно высокий |
Слайд 10. Между избыточной массой тела и повышением АД есть тесная взаимосвязь. Особенно неблагоприятно избыточное отложение жира в области живота (абдоминальный тип ожирения). Снижение массы тела приводит к снижению АД: так снижение массы тела на 1 кг уменьшает повышенное АД на 1 мм рт.ст., а потеря пяти лишних килограммов массы тела приводит к снижению систолического АД на 5-6 мм рт.ст., а диастолического АД на 2-3 мм рт.ст.
Однако необходимо помнить: уменьшение калорийности до величины менее 1200-1300 ккал в сутки опасно для здоровья.
Суточная калорийность в 3000 ккал годна только лицам с высокими потерями энергии при значительной физической нагрузке. Здоровым лицам рекомендуется 2000-2200 ккал, склонным к полноте - не более 1800 ккал в сутки. Необходимо отличать чувство натурального голода от аппетита, выработанного привычкой.
Баланс энергии заключается в том: сколько энергии получил организм, столько он должен тратить без остатка. Но этот принцип не соблюдается. Энергетическая ценность рациона должна покрывать энерготраты организма.
Институт питания ввёл нормы питания для взрослого населения. Согласно рекомендациям института питания нормы питания, для взрослого человека зависят от пола, возраста, характера труда, условий быта, климата (энергетическая ценность рациона в районах Крайнего Севера увеличивается на 10-15%), физиологического состояния организма (беременные, кормящие, занимающиеся физкультурой и спортом).
Слайд 11. Формула калорийности ВОЗ:
Методика Всемирной организации здравоохранения предлагает рассчитывать суточную потребность в калориях по следующей формуле:
1. для женщин от 18 до 30 лет (0,062 × вес в кг + 2,036) × 240×КФА;
2. для женщин от 31 до 60 лет (0,034 × вес тела в кг + 3,538) × 240×КФА;
3. для женщин старше 60 лет (0,038 × вес тела в кг + 2,755) × 240 × КФА;
4. для мужчин от 18 до 30 лет (0,063 × вес тела в кг + 2,896) × 240 × КФА;
5. для мужчин от 31 до 60 лет (0,484 × вес тела в кг + 3,653) × 240 × КФА;
6. для мужчин старше 60 лет (0,491 × вес тела в кг + 2,459) × 240 × КФА.
КФА – это коэффициент физической активности, где 1 – низкая, 1,3 – средняя, 1,5 – высокая.
Сокращение калорийности питания с возрастом. Физическая активность человека падает с возрастом, а питание остается прежним. Если за 100% принимаем калорийность питания в 30 лет, то дальнейшем на 10% она должна уменьшаться через каждые 10 лет.
Слайд 12. Второй принцип рационального питания – разнообразие.
Основное требование рационального питания – оптимальное и своевременное восполнение энерготрат, пластических и биологических активных веществ, расходуемых в процессе жизнедеятельности.
Оптимальным в рационе здорового человека считается соотношение: Б (1):Ж (1):У (4)
Слайд 13. Для нормальной жизнедеятельности организма основные пищевые вещества должны содержаться в рационе в следующих пропорциях:
- белок - 15% общей калорийности (90-95 г);
- жир - 35% общей калорийности (80-100 г);
- углеводы - 50% общей калорийности (300-350 г).
Эксперты ВОЗ рекомендуют потребление белка не менее 0,75 г на 1 кг массы тела в сутки. Потребность в белке резко возрастает у детей, кормящих женщин, беременных, спортсменов и может достигать 1,2-1,5 г/кг в сутки.
Потребность в жирах зависит от климата, характера трудовой деятельности. Так для жителей южных районов потребность в жирах составит 0,7-0,9 г на 1 кг массы тела в сутки, а для жителей северных районов - до 1,3 г на 1 кг массы тела в сутки.
Слайд 14. Чем тяжелее и интенсивнее трудовая деятельность человека, тем больше в его рационе должно быть жиров и углеводов.
Соотношение белков, жиров и углеводов для разных людей может быть различным:
- для работников умственного труда - 1:1:4;
- для людей, занимающихся легким трудом, - 1,0:1,2:4,0;
- для людей, занамающихся трудом средней тяжести, - 1,0:1,2:4,6;
- для спортсменов, старающихся нарастить мышечную массу, - 1,0:0,8:4,0;
- для подростков - 1,0:0,9:4,2;
- для людей старше 60 лет - 1,0:1,1:4,8.
Соотношение белков и жиров в питании детей должно составлять 1:1. Содержание белков, жиров и углеводов в пище для детей младшего возраста должно быть 1:1:3, а для детей старшего возраста - 1:1:4. Разбалансированность основных компонентов питания неблагоприятно сказывается на обменных процессах, отрицательно влияя на рост детей и подростков.
Слайд 15. Наиболее важными веществами, влияющими на рост и развитие организма, на восполнение его энергетических затрат, являются белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества, органические кислоты, дубильные вещества, пигменты, фитонциды, экстрактивные вещества.
Белки или протеины (от греческого protos – первый, т.е. самый главный) занимают по количеству содержания одно из первых мест в живом организме.
Белки – жизненно необходимые вещества. Они выполняют разнообразные функции в организме:
1. Пластическое значение: служат строительным материалом для построения клеток, тканей, органов, образования ферментов и большинства гормонов, гемоглобина;
2. Формируют соединения, обеспечивающие иммунитет к инфекциям.
3. Участвуют в процессе усвоения (на различных этапах) жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов.
4. Участвуют в процессах свертывания крови, тканевом дыхании.
5. В обеспечении свойств возбудимости и раздражительности нервной и мышечной ткани.
Жизнь организма связана с непрерывным расходом и обновлением белков. Белки в отличие от жиров и углеводов не накапливаются в резерве и не образуются из других веществ, то есть являются незаменимой частью пищи. Избыток белков – приводит к атеросклерозу, снижению иммунитета, инфекционным заболеваниям, мочекаменной болезни, накоплению в организме шлаков (ненужных веществ). Недостаток белков – снижает иммунитет, вызывает анорексию, ускоряет старение, снижает умственную и физическую работоспособность.
Слайд 16. По рекомендациям ВОЗ для нормальной жизнедеятельности организма требуется 0,55 г белка на 1 кг веса человека.
Состав пищи, содержащий высокий % белка:
Наилучшая пища: (орехи, семечка, проросшие зерно).
Хорошая пища: (яйца, горох, бобы, рыба, сыр, грибы, свежее молоко).
Плохая пища: (все хлебные злаки, обдирные крупы, мясо, кипяченное и пастеризованное молоко).
Слайд 17. Жиры: жиры (липиды) являются важной составной частью живой клетки.
По насыщенности жирными кислотами они делятся на две большие группы: твердые жиры (сало, смалец, сливочное масло), которые содержат насыщенные жирные кислоты и жидкие жиры (масло подсолнечное, оливковое, из орехов, из косточек и так далее), содержащие в основном ненасыщенные жирные кислоты. При дефиците ненасыщенных жирных кислот понижается поражение кожи, интенсивность роста, угнетается репродуктивная функция.
Слайд 18. Функции жиров:
1. Пластическая (входят в состав клеток (липиды) и клеточных структур).
2. Участвуют в обменных процессах.
3. Источник энергии.
4. С ними поступают витамины А, Д, Е, незаменимые жирные кислоты, лецитин.
Слайд 19. Суточная норма потребления жира для взрослого человека составляет приблизительно 1 г на 1 кг массы тела. Но потребление жира не должно превышать 80-100 г и не должно быть меньше 25-30 г.
Потребность в жире увеличивается в холодное время года и снижается в теплое. Интересно, что любые состояния, при которых в организме создается дефицит кислорода (проживание в горных районах, пожилой возраст, тяжелая физическая работа и т.р.), требует снижения жиров в рационе.
Слайд 20. Содержание жирных кислот в различных продуктах.
Тип жирной кислоты |
Пищевые продукты |
Влияние на уровень жиров в крови |
||
Холестерин |
Фактор риска |
|||
Липопротеины низкой плотности (ЛПНП) |
Липопротеины высокой плотности (ЛПВП) |
|||
Насыщен ные |
Бараний, говяжий жир, свиное сало (шпик), все виды мяса, птица, печень, сардельки, колбасы, сыр, яйца, цельные молочные продукты, растительные масла: кокосовое, пальмовое. |
Способствует образованию |
Снижает уровень |
Ожирение, атеросклероз, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца (ИБС) |
Полинена сыщенные |
подсолнечное, ореховое, кукурузное, соевое, хлопковое, рапсовое; кукуруза, соя; грецкие орехи, фундук, миндаль; рыба, рыбий жир |
Снижают уровень |
Снижают в незначительной степени |
Препятствуют Образованию склеротических бляшек. |
Мононенасыщенные |
Подсолнечное, ореховое, кукурузное, соевое, хлопковое, рапсовое; кукуруза, соя; грецкие орехи, фундук, миндаль; рыба, рыбий жир |
Противодействуют образованию ПНП, снижают их уровень |
Оливковое масло повышает уровень |
Препятствуют Образованию склеротически бляшек |
Трансжирные кислоты (гидрогенизи рованные и синтетичес кие жиры) |
Комбинжиры, твердые маргарины, кулинарные жиры |
Способствуют образованию |
Снижают уровень |
Гипергликемия, атеросклероз, тромбоз. |
Слайд 21. Углеводами называют соединения углерода, водорода и кислорода, причем водород и кислород входят в соотношении 2:1, как в воде, отсюда их название. Животные и человек не синтезируют углеводы. Углеводы разделяются на моносахариды (простые): глюкоза; фруктоза; рибоза; галактоза, ксилоза. Дисахариды:сахароза; мальтоза; лактоза. Полисахариды – (высокомолекулярные соединения). Они делятся на перевариваемые и не перевариваемые в ЖКТ. К перевариваемым – крахмал и гликоген, к не перевариваемым - клетчатка, пектиновые вещества.
Пищевые волокна (целлюлоза, клетчатка и пектиновые вещества). Они способствуют насыщению, необходимого для нормального функционирования кишечника, для предупреждения запоров, участвуют в удалении из организма вредных веществ и холестерина. Пектинами богаты фрукты, ягоды, некоторые овощи. Пектины впитывают в себе вредные вещества в кишечнике, уменьшают в нем гнилостные процессы, способствуют заживлению его слизистой оболочки. Длительный недостаток в питании пищевых волокон ведет к запорам, полипозам, раку толстой и прямой кишки, геморрою, является одним из факторов риска ССЗ, сахарного диабета, желчекаменной болезни.
Слайд 22. Углеводы необходимы для нормального обмена белков и жиров, в комплексе с белками выполняют пластическую роль.
Глюкоза – главный поставщик энергии для мозга. Фруктоза не требует для своего усвоения гормона инсулина, что позволяет рекомендовать её при сахарном диабете. Основными поставщиками сахарозы служат сахар, кондитерские изделия, варенье, а также некоторые овощи и фрукты. В кишечнике сахароза расщепляется на глюкозу и фруктозу. Лактоза содержится в молочных продуктах. Лактоза нормализует деятельность полезной микрофлоры кишечника, уменьшает процессы гниения в кишечнике. Даже при рациональном питании до 30% углеводов пищи способно переходить в жиры. При избытке углеводов особенно за счет легкоусвояемых, этот процент значительно выше. На фоне повышений энергоценности рациона такое питание ведет к ожирению.
При недостатке пищевых волокон (клетчатки) способствует возникновению сахарного диабета при наследственной или вызванной иными причинами предрасположенности к нему. В среднем суточная потребность в углеводах здоровых людей составляет 400 г для мужчин и 350 г для женщин.
Слайд 23. Витаминами называются низкомолекулярные соединения органической природы, не обладающие энергетическими и пластическими свойствами, проявляющие биологическое действие в малых дозах. Они образуются путем биосинтеза в растительных клетках и тканях. При недостатке витаминов в организме возникают гиповитаминозы и авитаминозы.
Витамины делят на водорастворимые (С, В, В2, В6, В12, В15, РР и другие) и жирорастворимые (А, Д, Е, К).
Слайд 24. Питьевой режим. Важнейшей частью пищевого рациона является вода, которая обеспечивает течение обменных процессов, пищеварение, выведение с мочой продуктов обмена веществ, терморегуляцию. Вода составляет почти 2/3 массы тела человека. Потребность в воде зависит от характера труда, питания, климата, состояния здоровья и других факторов. Средняя суточная потребность 2,5 л./сутки. Для детей потребность составляет 80-100 мл./кг веса, у взрослого – 30 мл./кг.
Слайд 25 Потребление эндогенной воды регулируется чувством жажды при усиленном выведении её из организма или ограниченном поступлении с пищей или при избыточном поступлении минеральных солей.
При уменьшении количества воды в организме на 1% от веса тела человек испытывает жажду. При потере 6-8% воды нарушается обмен веществ; 10% - может возникнуть почечная недостаточность, 20% - наступает смерть от обезвоживания.
Слайд 26. Минеральные вещества – неорганические соединения, которые служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток, крови и костей, но не обладают энергетической ценностью.
Минеральные вещества в зависимости от их содержания в организме и пищевых продуктах подразделяются на макро – и микроэлементы. К макроэлементам, которые содержатся в больших количествах (десятки и сотни миллиграммов на 100 гр. живой ткани или продукта), относятся кальций, фосфор, магний, калий, натрий, хлор и сера. Микроэлементы содержатся в организме и продуктах в очень малых количествах. В настоящее время 14 микроэлементов признаны необходимыми для жизнедеятельности: железо, медь, марганец, цинк, кобальт, йод, фтор, хром, молибден, ванадий, никель, стронций, кремний, селен. Минеральные вещества участвуют в построении тканей организма, особенно костей, в регуляции кислотно-основного состояния организма, регулируют водно-солевой обмен, поддерживают осмотическое давление в клетках и межклеточных жидкостях, влияют на защитные функции организма, его иммунитет, способствуют нормальным функциям нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем.
Слайд 27. Минеральные вещества являются не заменимой составной частью пищи, а их длительный недостаток или избыток в питании ведет к нарушениям обмена веществ и заболеваниям.
Основные причины этих явлений:
1. Однообразное питание.
2. Недостаток или избыток некоторых минеральных элементов обусловливает уменьшение или увеличение поступления в организм этих веществ с местными продуктами и питьевой водой, ведут к заболеваниям, например, эндемический зоб от недостатка йода.
3. Несбалансированное питание.
4. Неправильная кулинарная обработка пищевых продуктов.
5. Отсутствие изменений питания при повышенной потребности организма в минеральных веществах, обусловленных физиологическими причинами (беременность, кормление грудью, характером труда).
Слайд 28. Пирамиды питания
Слайд 29. Третий принцип рационального питания – регулярность.
Пища должна быть свежеприготовленная и поступать в организм небольшими порциями. В противном случае возникает существенное препятствие для ее обработки пищеварительными соками. Плотно поевший, становится заторможенным, сонливым, у него снижается работоспособность.
Распределение приемов пищи в течении дня: завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 35%, полдник – 10%, ужин – 15%
Длительность интервалов в приеме пищи определяется временем переваривания пищи в желудке и кишечнике до полного всасывания и усвоения питательных веществ.
Слайд 30. Переваривание пищи в желудке продолжается от 1 до 5 часов в зависимости от состава, количества и консистенции пищи.
Длительность задержки пищевых продуктов в желудке:
1-2 часа: Вода, чай, какао, кофе без примесей, молоко, бульон, яйца всмятку.
2-3 часа: Кофе, какао (с молоком, сливками), яйца вкрутую, рыба, мясо отварное и телятина.
3-4 часа: Вареная курица и говядина, хлеб, яблоки, рис отварной, картофель, капуста.
4-5 часов: Жаркое (мясо, дичь) сельдь, пюре гороховое, тушеные бобы, жир бараний и свиной.
Слайд 31. Кратность питания существенно влияет на обмен веществ в организме и его функциональное состояние. Для здорового человека оптимальным является четырех – пятиразовое питание, где основное распределение суточного рациона приходится равномерно на первый, второй завтрак и полдник, обед и ужин характеризуются максимальной нагрузкой на желудочно-кишечный тракт.
В данной теории учитывается ритм работы желудочно-кишечного тракта. Максимум образования желудочного сока и ферментов приходится на 7-9, 12-13 и 17-19 часов. Такое питание в течение суток способствует созданию равномерной нагрузки на пищеварительный аппарат, обеспечивает наиболее полную обработку пищи высокоактивными пищеварительными соками и полное усвоение питательных веществ. Равномерное поступление в организм этих веществ способствует поддержанию гомеостатических функций организма.
Слайд 32-33. При рациональном питании существует ряд общих рекомендаций:
1. Белковая пища (мясо, птица, рыба, сыр) .
2. Один день в неделю желательно применять вегетарианскую диету с большим количеством зелени – свежих овощ) должна включаться в рацион не чаще одного раза в сутки. ей и фруктов (в соответствии с православным календарем это могут быть дни среда и пятница). При этом один из приемов пищи может включать сырые овощи и фрукты (салаты, сырые пюре, соки и т.д.).
3. Заканчивать еду следует тогда, когда человек чувствует, что он почти насытился.
4. Садиться за стол следует при остром ощущении голода.
5. Медленно и тщательно пережевывать пищу.
Слайд 34. «Чем меньше человек ест, чем лучше жуёт и больше двигается, тем лучше он себя чувствует и дольше живёт» (И.Неумывакин). Очень важны условия приема пищи: соответствующая обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи.
Слайд 35. Физическая активность как фактор сохранения здоровья.
По данным многочисленных исследований каждый из факторов риска снижает среднюю продолжительность жизни на срок от 2 до 7 лет. Одно из первых мест в этой печальной статистике принадлежит гиподинамии. Победить коварнейшего врага человека – гиподинамию – пока можно только с помощью физических упражнений.
Еще Аристотель писал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Недостаток двигательной активности приводит к ослаблению организма, в результате развивается ряд тяжелых заболеваний сердца, сосудов, обмена веществ и др., ведущих к укорочению жизни. Если нагрузка недостаточна, то после 40 лет отмечаются усталость на работе, беспричинное плохое самочувствие, появляются первые признаки гипертонии и атеросклероза, невроза, заболевания позвоночника и др. отклонения. Для нашего века, века невиданного развития цивилизации, гиподинамия стала подлинным бедствием.
Следствием гипокинезии является нарушение обмена веществ, избыточная масса тела, извращение метаболизма в тканях. Особенно значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе, улучшаются сердечные сокращения, уменьшается общее количество крови, эритроцитов и содержания в них гемоглобина.
Наша цивилизация дошла до того, что появилось новое направление в науке – кинезотерапия – лечение движением, т.е. тем, что у нас когда-то было врожденным, что дала нам природа, мы вынуждены учиться снова.
Гиподинамия – снижение всякой работы, как кинетической, так и статической – этот термин более широк.
Слайд 36. Гипокинезия – снижение двигательной активности, связанной с перемещением. Кинезис – движение. Но эти термины часто употребляются как равнозначные.
Слайд 37-38. Движение – это признак полноценной жизни и деятельности человека в любом возрасте, оно необходимо для развития и роста организма. В молодом и зрелом возрасте физические упражнения укрепляют опорно-двигательный аппарат, оказывают благотворное влияние на вегетативные функции организма. Лицам пожилого возраста помогают сохранить подвижность суставов и гибкость позвоночника.
Слайд 39. Физическая активность – это совокупность различных моделей поведения; она определяется как «движение тела при помощи мускульной силы, сопровождающееся расходом энергии», и измеряется степенью превышения расхода энергии над основным обменом веществ. Физическая тренированность является объективным показателем регулярной физической активности.
Слайд 40-45. Наиболее важные преимущества занятий физкультурой таковы:
1. Улучшается физическая работоспособность, отсутствует одышка, не чувствуется усталость.
2. Совершенствование выносливости. Любая нагрузка выполняется с меньшими затратами энергии, после нагрузки организм восстанавливается быстрее.
3. Укрепляется сердечно - сосудистая система, сердце работает экономно, сокращения его становятся мощными и редкими.
4. Повышается эффективность работы дыхательной системы. Физические нагрузки увеличивают жизненную емкость легких с 3-5 литров у нетренированных до 7 и более у спортсменов.
5. В процессе физической деятельности развивается опорно-двигательный аппарат. 80% веса тела – опорно-двигательный аппарат - мышцы, кости.
6. Развиваясь, мускулатура, укрепляет и костно-связочный аппарат. Увеличивается прочность связок, сухожилий и хрящей. Уменьшается потеря костной массы и таким образом защищается от остеопароза.
7. Физическая активность благотворно влияет на психическую деятельность человека, способствует повышению тонуса, появлению бодрости и жизнерадостности, улучшений умственной деятельности и творческих возможностей.
8. Мышечная активность оказывает большое влияние на вегетативную нервную систему, управляющую деятельностью всех органов.
9. В процессе регулярных физических занятий тренируется защитная функция организма, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, будь то переохлаждение, нервно-психическое перенапряжение или боль, уменьшается и исчезает метеозависимость. У физических тренированных людей усиливается иммунитет.
10. Физические упражнения улучшают обмен веществ в результате положительного влияния на железы внутренней секреции, выделяющие жизненно необходимые гормоны (гипофиз, надпочечники, поджелудочная железа). Профилактика ожирения.
11. Сокращение числа типичных заболеваний пожилого возраста (болезни мышц, суставов, связок: ревматизм, артрит и др.).
12. Снижается уровень глюкозы в крови, таким образом, уменьшается риск развития инсулиннозависимого сахарного диабета.
13. Улучшается функционирование мозга благодаря усиленному снабжению его кислородом.
14. Стимулируется производство мужского полового гормона.
15. Продление активной жизни.
Слайд 46. Самые доступные две формы оздоровительного процесса с помощью двигательной активности:
1. Ежедневная утренняя физическая зарядка.
2. 2-3-х разовая (утренняя, или вечерняя) в неделю физическая тренировка для здоровья (по желанию: ходьба, бег, купание, плавание, коньки, лыжи, аэробика и др.).
Слайд 47. Для контроля за результатами физкультурно-оздоровительных занятий и динамикой происходящих изменений в организме необходимо вести дневник самоконтроля.
В дневник самоконтроля следует внести исходные объективные и субъективные данные и один-два раза в месяц сравнивать их с полученными результатами от физкультурно-оздоровительных занятий. Объективные данные: ЧСС (пульс), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), масса тела, АД (артериальное давление), объемы талии, бедер, грудной клетки, показатели основных физических качеств др. Субъективные данные: настроение (самочувствие), сон, аппетит, уровень жизнедеятельности – работоспособности, психоэмоциональное равновесие и др.
Слайд 48. С точки зрения биохимических процессов нагрузки делят на:
Анаэробные упражнения – это упражнения, выполняемые без использования кислорода, который поступает в организм при дыхании. Это специальная форма упражнения, которая может выполняться при задержке дыхания, (подводное плавание, забег на 100м).
Аэробные упражнения требуют кислорода в течение длительного периода времени и, как следствие эта потребность заставляет организм совершенствовать работу тех систем, которые ведает переносом кислорода (сердце и кровеносные сосуды).
Слайд 49. Гимнастика – основа физкультурной деятельности. Её преимущества – в разнообразии и богатстве упражнений, широкой возможности индивидуального выбора и дозировки. Она оказывает общефизиологическое воздействие на организм и специализированное на сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную системы, развивает силу, гибкость, быстроту, выносливость и координацию движений.
Слайд 50. Ходьба – самый доступный вид физических упражнений и может быть рекомендован людям всех возрастов, имеющих разную подготовленность и состояние здоровья, независимо от их профессиональной деятельности.
Для тех, кто не тренирован и много лет ведет малоподвижный образ жизни, в первую очередь рекомендуется - ходьба.
Слайд 51. Различают несколько вариантов оздоровительной ходьбы: медленный, средний, быстрый. Каждый вариант характеризуется определенной скоростью или темпом, длиной и частотой шагов.
Скорость, длина и частота шагов при разных вариантах ходьбы (Средняя длина шага 70 – 75 см.)
Варианты ходьбы |
Скорость км/ч |
Длина шагов, см. |
Частота шагов, в мин. |
Медленный |
2,5-3,0 |
60-70 |
80-90 |
Средний |
4,0-5,0 |
70-80 |
100-120 |
Быстрый |
5,5-6,5 |
80-90 |
120-140 |
Ходьба по Лестнице (ступеньки) |
60 ст/мин. |
- |
- |
Слайд 52. Так как энергетическая стоимость ходьбы невелика, необходимо ходить 1-1,5 часа, чтобы получить выраженный оздоровительный эффект.
Преимущества ходьбы как вида физических упражнений очевидны и бесспорны. Напомним, что ходьба:
- источник положительных эмоций, психомышечной разрядки, хорошее средство борьбы со стрессом;
- облегчает боль в спине и пояснице;
- помогает сделать талию более стройной, улучшает форму ног и ягодиц;
- способствует снижению веса;
- не создает нежелательной нагрузки на суставы, укрепляет кости;
- понижает кровяное давление, понижает уровень холестерина, уменьшает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и других недугов;
- позволяет проводить время с семьей и друзьями;
- не требует специального оборудования и материальных затрат;
- ею можно заниматься не только дома, но и во время путешествий.
Слайд 53. Для контроля состояния во время физических упражнений рекомендуют определять пульс во время и после нагрузки.
Допустимая частота пульса при физических упражнениях |
||||||
Возраст, годы |
20-30 |
31-40 |
41-50 |
51-60 |
61-70 |
71-80 |
Пульс |
195 |
190 |
182 |
170 |
162 |
145 |
Слайд 54. Оптимальный уровень сердечных сокращений можно определить по следующим формулам: для мужчин — (205 — 1/2 возраста) х 0,8; для женщин — (220 — возраст) х 0,8.
Слайд 55. Оздоровительный бег. Общее влияние бега на организм связано с изменениями функционального состояния ЦНС, компенсацией недостающих энергозатрат, функциональными сдвигами в системе кровообращения и снижением заболеваемости.
Оздоровительный бег (в оптимальной дозировке) в сочетании с водными процедурами является лучшим средством борьбы с неврастенией и бессонницей – болезнями 21 века, вызванными нервным перенапряжением изобилием поступающей информации в результате снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность.
Успокаивающее влияние бега усиливается действием гормонов гипофиза (эндорфинов), которые выделяются в кровь при работе на выносливость. При интенсивной тренировке их содержание в крови возрастает в 5 раз по сравнению с уровнем покоя и удерживается в повышенной концентрации в течение нескольких часов. Эндорфины вызывают состояние своеобразной эйфории, ощущение беспричинной радости, физического и психического благополучия, подавляют чувство голода и боли, в результате чего резко улучшается настроение. Психиатры широко используют циклические упражнения при лечении депрессивных состояний – независимо от их причины.
Слайд 56. Благодаря активизации жирового обмена бег является эффективным средством нормализации массы тела. У людей регулярно занимающихся оздоровительным бегом, вес тела близок к идеальному, а содержание жира в 1,5 раза меньше, чем у не бегающих.
Помимо основных оздоровительных эффектов бега, связанных с воздействием на системы кровообращения и дыхания, необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функцию печени и желудочно-кишечного тракта, костную систему.
Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией.
Слайд 57. Положительное влияние бега на функцию суставов возможно только при условии использования адекватных (не превышающих возможности двигательного аппарата) нагрузок, постепенного их увеличения в процессе занятий. Таким образом, положительные изменения в результате занятий оздоровительным бегом способствуют укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Рекомендуется бегать не менее 3 раз в неделю через день. Начинать с 15 минут и довести до 20-30 минут. Практически здоровый человек должен посвящать бегу ежедневно 15-20 минут, пробегая 3-4 км.
Слайд 58. Оздоровительный эффект плавания. Плавание всесторонне развивает организм, усиливает деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышает обменные процессы, улучшает осанку и закаливает организм, устраняет чрезмерную возбудимость, раздражительность, укрепляет нервную систему.
Слайд 59. Для того чтобы получить достаточный оздоровительный эффект, надо не только уметь держаться на воде, но и плавать, чтобы ЧСС была на уровне 120-140 уд/мин. Поэтому необходимо овладеть техникой плавания. Наиболее пригодный для оздоровительной тренировки стиль – брасс.
Слайд 60-61. Рекомендации:
1. Продолжительное пребывание в воде, большие нагрузки представляют опасность инфекционных поражений глаз или ушей, заболеваний лобных пазух. Поэтому не следует слишком долго находиться в воде.
Программа поддержания хорошего уровня физической подготовленности (для всех возрастов) |
||||
Дистанция, м |
550 |
725 |
825 |
900 |
Время, мин, с |
10,01-15,00 |
13,21-20,00 |
15,01-22,30 |
16,41-25,00 |
Частота занятий в неделю |
6 |
4 |
4 |
3 |
2. Если после плавания вы почувствуете недомогание, пропадет аппетит, нарушается сон, то временно прекратите занятия и обратитесь к врачу.
3. Не рекомендуется плавать натощак или непосредственно после еды.
4. При холодной температуре необходимо сократить продолжительность занятий, а в воде следует больше двигаться. После занятий нужно досуха вытереться и хорошо протереть уши. Полезно растереть тело шершавым полотенцем (своего рода массаж).
Слайд 62. Закаливание предполагает использование разнообразных мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма вредному воздействию. Проводится закаливание с использованием естественных природных факторов: солнца, воздуха и воды.
Слайд 63. Основная цель закаливающих мероприятий - общеукрепляющее воздействие на организм, повышение тонуса центральной нервной и мышечной системы, нормализация обмена веществ, активация окислительных процессов, улучшение работы сердечно - сосудистой системы и органов дыхания.
Слайд 64. В процессе закаливания организм человека адаптируется к физическим изменениям окружающей среды (температуры, влажности, солнечной радиации). Тренируются процессы терморегуляции, происходят функциональные и морфологические изменения приспособительного характера.
Классификация мер закаливания:
- местные (влажное обтирание или обливание рук, ног, отдельных частей туловища, ножные ванны, хождение босиком);
- общие (обтирание и обливание всего тела, водные, солнечные и воздушные ванны, купание).
- пассивное закаливание происходит независимо от человека. Летом, он ходит в облегченной одежде, много времени проводит на открытом воздухе, купается, ходит босиком и т.д. Все это оказывает тренирующее воздействие на физиологические механизмы терморегуляции и несколько повышает устойчивость к холоду. Эффективность пассивного закаливания невелика.
- активное закаливание - это систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых раздражителей, направленных на повышение устойчивости организма к ним. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры.
Слайд 65-69. Приступая к закаливанию, усвойте его основные правила:
1. Надо убедиться в необходимости закаливания и воспитать потребность к нему. Сознательное отношение, заинтересованность создадут нужный психологический настрой и обеспечат успех. То есть понимание необходимости должно стать убеждением.
2.Систематичность. Процедуры следует проводить ежедневно. Систематический подход позволяет выработать определенную стереотипную реакцию организма на внешний раздражитель. Закаливание организма должно проводиться систематически в течение всего года, независимо от погодных условий и без длительных перерывов, так как только регулярность процедур обеспечивает повышение способности нервной системы адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Имеет значение и точное дозирование силы и длительности воздействия раздражителя.
Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней. Длительные перерывы ведут к полной или частичной утрате приобретенных защитных реакций.
2. Постепенность. Интенсивность и длительность действия раздражителя надо увеличивать постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций.
Принцип «от простого к сложному» в практике закаливания организма сводится к применению вначале щадящих процедур и постепенному переходу к более сильным воздействиям.
Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Принцип постепенности и последовательности увеличения дозировки воздействий обеспечивает достижение желаемого результата, так как только повышение требований стимулирует усиление устойчивости организма к воздействиям. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.
3. Последовательность. Закаливание начинают с более щадящих процедур: воздушных ванн, обтирания и ножных ванн, соблюдая принцип №2 – постепенно снижать температуру. Затем переходят к обливанию и душу и в последнюю очередь – к плаванию в холодной воде и его экстремальному виду – моржеванию.
Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами.
4. Учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья человека.
Любой вид закаливания требует как врачебного, так и самостоятельного контроля за состоянием здоровья. Мониторинг особенно важен при закаливании детей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.
5. Активный режим подразумевает повышение эффективности закаливания при выполнении во время процедур физических упражнений, так как исследования показали, что физические упражнения при закаливании холодом дают возможность компенсировать вызванную охлаждением усиленную теплоотдачу за счет возрастающей теплопродукции.
Повышается устойчивость организма только к тому раздражителю, воздействию которого он систематически подвергался. А потому разностороннее закаливание подразумевает воздействие на организм воздухом, водой, солнцем, раздражение холодом и теплом.
6. Комплексность. Наиболее эффективное закаливание включает в себя одновременное применение нескольких процедур, которые отражают весь комплекс естественных природных воздействий.
Эффективность действия закаливающих процедур значительно повышается, если их сочетать с выполнением физических упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была также различной.
7. В каждом конкретном климатическом регионе закаливание должно быть специфичным. Оно не может быть одинаковым в Новосибирске и Брянске, Мурманске и Одессе.
8. Проводите закаливание в хорошем настроении, чтобы оно приносило удовольствие. Положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения или действия жары.
9. Самоконтроль. В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов является крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и т.п.
Бессонница, раздражительность, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этом случае необходимо изменить форму и дозировку процедур.
Слайд 70. Солнечные ванны.
Действительно, солнечные ванны благотворно влияют на организм, причем каждый вид лучей оказывает специфическое действие.
В основе физиологического действия солнечных лучей лежат различные фотохимические реакции, особенности которых зависят от длинны волны.
Слайд 71. Видимые или световые лучи с длиной волны 760-400 нм:
1. Обеспечивают возможность зрительных восприятий.
2. Определяют суточный биологический ритм активности человека.
3. Усиливают биохимические процессы в организме.
4. Повышают его иммунобиологическую реактивность.
5. Вызывают заметные изменения в обмене веществ, ритме сна.
6. Повышает общий тонус организма.
Слайд 72. Инфракрасные лучи с длинной волны 3000-760 нм:
1. Способствуют образованию дополнительного тепла в организме.
2. Активно влияют на течение различных физиологических и патологических процессов организма.
Слайд 73. Ультрафиолетовые лучи с длинной волны 400-280 нм:
- Оказывают выраженное биохимические действие (глубина проникновения в организм на 0,2-0,4 мм).
- По характеру и интенсивности УФ – излучение неоднородно.
- Лучи с длиной волны более 320 нм вызывает покраснение кожи (эритему), пигментацию (загар) и образование витамина Д.
Слайд 74. УФ излучение способствует положительным физиологическим сдвигам:
- Способствуют улучшению состава крови.
- Обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям.
- Оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.
Слайд 75-77. Солнечные ванны широко используются в целях закаливания. Но нельзя забывать, что их избыток вреден для организма. Чтобы избежать неприятных последствий, нужно строго соблюдать определенные правила:
1. Соблюдайте правило 3 «н»: носить, надевать, находиться. Что означает: 1) носить одежду, закрывающую грудь, ноги и руки, шляпу с широкими полями; 2) выйдя на берег после купания, сразу надеть сухую одежду; 3) находитесь в тени, особенно во время полуденного солнца.
2. Солнечные ванны принимаются не позже, чем за 1 час до еды, и не раньше, чем через 1,5 ч. после еды. Нельзя принимать их натощак.
3. Оптимальная температура воздуха для приёма солнечных ванн – от 19 до 25 градусов.
4. Солнечные ванны лучше принимать в движении: ходьба, работа в саду, гребля на лодке, игры. Это помогает организму бороться с перегревом, с тепловым ударом.
5. После солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20-25°), а затем 20-30 мин отдохнуть в тени.
6. Учитывайте индивидуальные особенности. Людям с повышенной возбудимостью, со слабопигментированной кожей длительность солнечной ванны следует уменьшить.
Всегда помните, что продолжительность солнечной ванны рекомендуется ежедневно увеличивать на 3 минуты, начиная с 2-5 мнут, но не должна превышать 20 минут. Ультрафиолетовые лучи в малых дозах возбуждают, а в больших угнетают центральную нервную систему.
Слайд 78. Сигналы неблагоприятного воздействия солнечных лучей: сильное покраснение кожи, обильное потоотделение. Если появились эти симптомы, необходимо перейти в тень. Длительность солнечных ванн следует уменьшить.
Показателем влияния солнечных ванн является самочувствие. Если после их приема вы бодры и жизнерадостны, у вас хороший аппетит, крепкий сон, значит, они пошли вам на пользу. Если вы, раздражительны, вялы, плохо спите - нагрузка была велика и нужно на несколько дней исключить пребывание на солнце.
Слайд 79. Оптимальное время для приема солнечных ванн:южные районы - 7-10 часов; средняя полоса -8-11 часов; северные районы - 9-12 часов.
Слайд 80. Противопоказания: принимать солнечные процедуры нельзя легковозбудимым людям, выздоравливающим после заболеваний, девушкам и женщинам в дни естественных недомоганий, при повышенной температуре тела, острых заболеваниях, сильном истощении и малокровии, фотодерматозах, онкозаболеваниях, активной форме туберкулеза, склонности к носовым кровотечениям, имеющим на коже крупные родинки, скопления мелких родинок или родимые пятна и др., требующих медицинского наблюдения.
Слайд 81 Рекомендации.
– Принимать солнечные ванны не более одного раза в день, через 1,5 часа после приема пищи.
– Продолжительность закаливания солнцем – 5-10 минут ,постепенно прибавляя по 3-5 минут.
– Длительность процедуры можно довести до 30-40 минут.
– Во время приема солнечных ванн голову следует покрыть светлым головным убором.
Помните:
- Загар не является показателем оздоровления организма.
- Следует избегать перегревания организма во избежание солнечного удара.
Слайд 82. Закаливание воздухом. Воздух влияет на организм своей температурой, влажностью и скоростью движения. При приеме воздушных ванн руководствуются правилами:
1. Воздушные ванны принимаются не позже, чем за час до еды, и не раньше чем через 1,5 ч. после еды; нельзя принимать натощак.
2. Для воздушных ванн подходит любое время дня, но наиболее благоприятный период - от 8 до 18 часов.
3. Во время воздушной ванны рекомендуется умеренная мышечная активность - ходьба, работа в саду, несложные физические упражнения.
4. Тело должно быть защищено от резкого ветра.
5. Необходим самоконтроль за самочувствием.
Слайд 83. Сигналы неблагоприятного воздействия: при теплых ваннах - резкое покраснение кожи, обильное потоотделение, при прохладных и холодных - появление "гусиной" кожи и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается.
Воздушные ванны принимают в обнаженном виде либо в одежде, хорошо пропускающей воздух (полные ванны и полу ванны).
Пульсирующая температура - закаливание с помощью проветривания. Для этого несколько раз в день открывают окно или форточку на столько времени, чтобы температура в комнате снизилась на 3-5°. Все находящиеся в помещении на это время покидают ее. Проветривать помещение необходимо 4-5 раз в день по 10-15 мин и 1 сквозное проветривание. Свежий воздух должен быть во время утренней гимнастики, сна.
Слайд 84. Воздушные ванны - самая легкая форма закаливания. Но зато они действуют на организм с момента рождения человека и практически всю жизнь. Свежий воздух-основа закаливания. Оказывает многократное действие:
- улучшает окислительные процессы,
- улучшает состав крови,
- повышаются защитные функции кожи,
- улучшается деятельность многих внутренних органов,
- нормализуется деятельность центральной нервной системы,
- стимулируется обмен веществ,
- повышается настроение,
- улучшаются сон и аппетит,
- увеличивается сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
Чем больше разница между температурой поверхности тела и температурой воздуха, тем сильнее эффект.
Воздушные ванны можно принимать круглый год: летом на открытом воздухе, в другие времена года - в помещении при открытых окнах и форточках.
Слайд 85. Воздушные ванны подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.
Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.
Начинать прием воздушных ванн необходимо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16° С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 4-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.
После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе, в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22°С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.
Слайд 86. Рекомендации:
– Начинать прием воздушных ванн необходимо чрез 2 часа после еды, в комнате, независимо от времени года, при температуре +15-16°С.
– Обнажить тело по пояс и оставаться в таком состоянии 3-5 минут.
– Продолжительность воздушных ванн необходимо увеличивать ежедневно на 5-10 минут (довести до 2-х часов).
– Начинать закаливание необходимо в теплое время года, чтобы к осени быть достаточно закаленным и постепенно переходить к воздушным ваннам более низкой температуры.
– После воздушных ванн рекомендуется принять теплый душ.
Слайд 87. Закаливание водой. Закаливание водой – обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. Вода является самым мощным и быстрым средством закала. Холодные умывания, обтирания, обертывания, обливания, ванны, полоскания горла прекрасно тренруют механизмы иммунитета и терморегуляции, стимулируют обмен веществ, образование защитных гормонов гипофиза и надпочечников, способствуют красоте кожи и развитию мышц. Эти процедуры нормализуют АД и аппетит, даруя чувство свежести, особой легкости во всем теле и хорошее настроение. Однако далеко не все знакомы с секретами закаливающего действия воды.
Слайд 88. Оздоровление водой имеет два механизма:
- Во-первых, выделительный, помогающий коже вывести вредные продукты обмена.
- Во-вторых, очистительный, способствующий избавлению организма от болезнетворных начал.
Слайд 89. Правило: чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее соприкосновение с телом.
Слайд 90. Перед занятием водными процедурами проведите легкий разогревающий само - массаж и комплекс физических упражнений, настраивающих вас на холодовые воздействия.
В порядке возрастающей интенсивности водные процедуры делятся на умывания, промывания носоглотки, обтирания, обливания, души, ванны, купания в водоемах, растирание снегом, баня.