Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование ИКТ на уроках математики

Дата публикации: 2019-02-22 12:59:06
Статью разместил(а):
Южанинова Людмила Гаязовна

Использование ИКТ на уроках математики

Автор: Южанинова Людмила Гаязовна

МАОУ "Начальная школа "Мультипарк", г. Пермь

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

- самостоятельно критически мыслить;

- грамотно работать с информацией;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Основные задачи и цели педагогов коррекционной школы восьмого вида - формирование и развитие личности детей с ОВЗ для успешной социальной адаптации.

Известно, что учащиеся коррекционной школы отличаются нарушениями внимания, импульсивностью или инертностью, лёгкой отвлекаемостью, повышенной утомляемостью, психической нестабильностью. Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Т.А. Власова и М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в уме условие и вопрос задачи. Им свойственно быстрое забывание выученного материала.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.

Формирование вычислительных навыков имеет огромное практическое значение для учащихся коррекционной школы, т.к. ее выпускники сразу вступают в самостоятельную жизнь и включаются в производственный труд. Совершенно очевидно, что социальная адаптация невозможна без прочного овладения необходимыми навыками счета.

Вопрос о применении ИКТ в начальной школе актуален. Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик активно участвует в процессе.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т.е. решение проблем в обучении детей с ОВЗ.

Применение ИКТ позволяет в значительной степени продвинуться в достижении указанной цели. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярком, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительную учебную мотивацию;

- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно реагирует на ошибки, самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;

- корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.

Учитель, решающий вопрос о применении ИКТ в начальной школе, должен чувствовать, где и в чем компьютер может быть полезен. Компьютер - хороший инструмент, но он влияет на здоровье и нервную систему ребенка. Ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 20 минут. Поэтому и возникает проблема использовать эти 20 минут с наибольшей эффективностью.

Для формирования вычислительных навыков, а также для коррекции внимания, памяти, мышления учителю необходимо помнить:

- компьютер необходимо использовать только там, где он действительно дает больший эффект по сравнению с традиционным обучением;

- игра - лучший способ обучения ребенка.

На уроке можно использовать логические игры, тренажеры, игры на развитие внимания и памяти.

ИКТ могут быть использованы на уроке математики для формирования вычислительных навыков в различных формах:

- тренажеры;

- логические игры и занимательные программы на развитие внимания и памяти;

- контрольные материалы.

ИКТ могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Использование компьютерных технологий на уроках математики имеет ряд положительных моментов:

1. Создается творческая положительно-эмоциональная атмосфера на уроке: использование красивой графики, сказочной оболочки в обучающих программах приводит к тому, что дети с нетерпением ждут компьютерных уроков и мотивация обучения очень высока. Для этого же используется эффект новизны: различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка.

2. Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной целью, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное обучение самое прочное и неутомительное. Ребенок помогает сказочным героям, а решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из лабиринта, а развивается его память и внимание.

3. Происходит интенсификация обучения. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Презентация позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Ребенок постепенно, каждый в своем темпе, решает, например, 10-20 примеров на устный счет, причем мгновенно получает оценку правильности своего решения.

4. Возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, вызывает желание работать еще и еще. Поэтому игра должна быть доступной для ребенка, иметь несколько уровней по времени или по сложности. Один цикл игры не должен занимать более 3-4 минут, чтобы за 20 минут работы ребенок мог освоить несколько уровней и ощутить результативность игры.

5. Параллельно у ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, знает значение основных клавиш, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.

Использование ИКТ повышает интерес учащихся с ОВЗ к изучению математики, усиливает мотивацию. ИКТ позволяют сделать учащихся не созерцателями готового учебного материала, а активными участниками учебного процесса.

.  .  .