Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.08.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Дата публикации: 2019-02-11 06:51:24
Статью разместил(а):
Овкина Светлана Александровна

Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование

 

Автор: Овкина Светлана Александровна

методист МКОУ «Школа № 7», г. Мыски, Россия

e-mail: ovk-svetlana@yandex.ru

Ovkina Svetlana Alecsandrovna

School № 7», Myski, Russia

e-mail: ovk-svetlana@yandex.ru

 

Аннотация: В статье представлены материалы, отражающие необходимость самообразования для педагогов в условиях современного образования.

Abstract: The articie presonts materials reflecting the need for self-education.

 

Ключевые слова: самообразование, компетентность, формы самообразования

Keywords: self-education, competence, forms of self-education

Тематическая рубрика: средняя школа, НПО, СПО

 

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу, изменение методики преподавания. В этих условиях педагогу важно владеть современными компетенциями.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48.) педагогические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

В системе этих требований формируется заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров.

Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии педагогической направленности.

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают следующие профессиональные компетенции:

- методическая компетентность;

- исследовательская компетентность;

- управленческая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- образовательная компетентность.

Целью самообразования является совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.

К задачам самообразования можно отнести:  

- формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры; 

- изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;

- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии; 

- повышение научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания основных предметов. 

Самообразование можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая (коллективная).

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.

Индивидуальная работа по самообразованию может включать:

- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- изучение современных информационно-компьютерных технологий;

- участие в педагогических конкурсах;

- размещение своих разработок на сайтах в Интернете или создание своего сайта.

Групповая форма реализуется в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений. 

Также самообразование педагога может осуществляться через следующие формы:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Работая над индивидуальной темой самообразования, целесообразно придерживаться следующего алгоритма:

1. Выбор темы (проблемы) методической работы:

- ознакомление с литературой;

- ознакомление с нормативно-правовыми документами;

- изучение прогрессивного педагогического опыта по теме.

2. Детальное ознакомление с темой (проблемой) посредством литературных источников:

- составление картотеки источников;

- выписки из литературных источников.

3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана методической работы:

- обоснование выбора темы;

- актуальность и новизна;

- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

- формулирование цели и задач работы;

- разработка календарного плана индивидуальной работы.

4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.

На основе самопознания, развития профессионально-педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования.

 

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2000г.

2.  Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. 2000г.

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997г.

4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991г.

5. Опарин К.И. «Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога». - М., 2001г.

6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999г.

.  .  .

technologi.site
technologi.site