Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Автор: Овкина Светлана Александровна
методист МКОУ «Школа № 7», г. Мыски, Россия
e-mail: ovk-svetlana@yandex.ru
Ovkina Svetlana Alecsandrovna
School № 7», Myski, Russia
e-mail: ovk-svetlana@yandex.ru
Аннотация: В статье представлены материалы, отражающие необходимость самообразования для педагогов в условиях современного образования.
Abstract: The articie presonts materials reflecting the need for self-education.
Ключевые слова: самообразование, компетентность, формы самообразования
Keywords: self-education, competence, forms of self-education
Тематическая рубрика: средняя школа, НПО, СПО
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу, изменение методики преподавания. В этих условиях педагогу важно владеть современными компетенциями.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48.) педагогические работники обязаны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
В системе этих требований формируется заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров.
Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии педагогической направленности.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают следующие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Целью самообразования является совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.
К задачам самообразования можно отнести:
- формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;
- повышение научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания основных предметов.
Самообразование можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая (коллективная).
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- изучение современных информационно-компьютерных технологий;
- участие в педагогических конкурсах;
- размещение своих разработок на сайтах в Интернете или создание своего сайта.
Групповая форма реализуется в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений.
Также самообразование педагога может осуществляться через следующие формы:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
4. Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Работая над индивидуальной темой самообразования, целесообразно придерживаться следующего алгоритма:
1. Выбор темы (проблемы) методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по теме.
2. Детальное ознакомление с темой (проблемой) посредством литературных источников:
- составление картотеки источников;
- выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
На основе самопознания, развития профессионально-педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования.
Список литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2000г.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. 2000г.
3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997г.
4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991г.
5. Опарин К.И. «Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога». - М., 2001г.
6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999г.