Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Планирование междисциплинарной темы IB PYP

Дата публикации: 2019-02-08 21:32:33
Статью разместил(а):
Смит Елена Александровна

Планирование междисциплинарной темы "IB PYP"

Автор: Смит Елена Александровна

 

Трансдисциплинарная тема.

Шесть трансдисциплинарных тем – это фундамент, на котором учащиеся строят свои знания, исследовательскую деятельность и действия. Учителю необходимо знать, чем эти темы отличаются друг от друга в плане содержания, каждая из тем имеет свои подтемы и ньюансы.  Только в этом случае учителя смогут работать с этими темами и достигать целей, которые перед собой ставят.

  • Убедитесь, что каждый в вашей команде понимает содержание темы, определите, какой аспект темы вы хотите рассмотреть в данном разделе [1]. Вернитесь к программе исследовательской деятельности [2] и посмотрите, какие аспекты данной темы уже отражены в других параллелях [3].  

Постоянно возвращайтесь к формулироваке темы, если во время планирования теряется фокус, или возникают разногласия между тем, что следует включить в содержание раздела. 

Центральная идея.

Очень важно правильно сформулировать центральную идею. Для кого-то это может показаться ненужной игрой с словами и смыслами, но при формулировании центральной идем происходят очень важные процессы, включающие обсуждение, аргументацию, осмысление и пересмотр понятий, при этом у команды учителей складывается единое понимание того, о чем будет этот раздел. Центральная идея имеет ценность только тогда, когда каждый член команды после встречи понимает и верит в эту идею.  

  • Центральная идея должна иметь значение для учащихся в вашей школе, быть актуальной здесь и сейчас.
  • Центральная идея должна быть значимой и содержать «Большие Идеи».  
  • Центральная идея должна быть не просто констатацией факта, например, «Растения – это источник пищи и энергии».  
  • Центральная идея должна подготавливать почву для исследования, которое выходит за рамки темы.
  • Центральная идея должна по возможности содержать элемент «что – как – почему».
  • Написав центральную идею, проверьте ее значимость, задав вопрос «Ну и что?»
  • Центральную идею интересно читать, в ней есть то, над чем интересно думать.
  • Центральная идея должна быть концептуально богатой.

Центральная идея – это не просто слова, эта ваша общая с детьми цель на 6-10 недель.  

Ключевое слово.

Центральная идея призвана определить, о чем этот раздел программы, но некоторые учителя могут испытывать затруднение в понимании, в чем же ее смысл. Поэтому следующим шагом предлагаем выделить ключевое слово, этот шаг поможет в планировании раздела. Иногда может так оказаться, что команда придет в результате к выводу о том, что этот раздел а) слишком перегружен информацией или б) содержит информацию, не представляющую достаточную ценность.

Выбрать ключевое слово бывает трудно, поэтому многие команды учителей пропускают этот шаг, но он крайне важен для планирования.

  • Ключевое слово отражает смысл всего раздела.  
  • Ключевое слово не должно содержаться в формулировке центральной идеи.
  • Ключевое слово не должно совпадать с одной из ключевых концепций, но может быть связанным с темой понятием [4], поэтому может потребоваться более близкое рассмотрение предметной области исследования перед принятием решения. 
  • Ключевое слово не может быть местоимением или наречием, так как напрямую должно вести к содержанию раздела.  
  • Ключевое слово может в итоге оказаться самым главным аспектом планирования!

Найти ключевое слово трудно, но это того стоит. 

Знаниевый компонент.

Чтобы понять что-либо, нам необходимо знание. Тем не менее, многие школы PYP провели последние десятилетие отрицая важность знания, следуя убеждению, что понимание первично.  В последнее время есть данные, что ученики PYP приходят в среднюю школу с недостаточным объемом знаний – общих или предметных. Пришла пора для школ скорректировать эту тенденцию. «Знающий» - это одна из характеристик портрета ученика и учителя должны добавить глубину и форму разделам программы исследования, приложив достаточно усилий для того, чтобы четко определить, какие знания получат ученики и как эти знания будут развиваться.

  • Некоторые межпредметные связи могут казаться очевидными, но их необходимо указать в плане, поскольку часто бывает, что именно очевидное ускользает при обучении темы.
  • Раздел исследовательской деятельности становится действительно широким и наполненным, когда учителя выходят за рамки очевидного при установлении межпредметных связей. Если вы внимательно прочитаете приложения к предметным программам в книге «Превращение PYP  в реальность», вы найдете множество возможностей для того, чтобы сделать обучение более интересным и наполнить его познавательным материалом.  
  • Некоторые аспекты изучаемой темы могут быть крайне важны для понимания центральной идеи, они обязательны для изучения. Другие аспекты не настолько важны, но могут представлять возможные направления исследования, они могут возникнуть во время изучения темы. Если вы посмотрите на это с этой точки зрения, то не будете переживать о том, чтобы включить в палн все, многое добавят ученики к вашей теме, некоторые аспекты будут раскрыты в индивидуальных исследовательских проектах.

Баз определения основного предметного содержания и знаниевого компонента раздела исследовательской деятельности, он останется пустым. 

Ключевые концепции.

Центральная идея должна быть концептуально богатой – это обозначает, что несколько ключевых концепций находят отражение в формулировке центральной идеи. Когда вы читаете центральную идею, несколько ключевых концепций должны бросаться вам в глаза. Несмотря на это, может случиться, что вам необходимо будет обсудить идею, чтобы выбрать между двумя концепциями, которые могут на первый взгляд казаться очень похожими, например – причина и изменение.

  • Хороший раздел исследовательской деятельности основан минимум на двух ключевых концепциях.
  • Более трех концепций в одном разделе раскрыть не представляется реальным.
  • Студенты получат доступ к центральной идее через ключевые концепции, поэтому представление концепций в виде ключей помогает учителям понять их назначение.
  • Правильный выбор ключевых концепций подразумевает процесс серьезного осмысления содержания раздела, смысла центральной идеи и того, как ученики поймут ее в процессе изучения.

Исследовательская деятельность по своей сути концептуальна, поэтому умение выбрать и использовать концепции играет важную роль.

Цели: что поймут и усвоят ученики [5]?

Очень часто этот шаг при планировании пропускают. Когда команда учителей аргументируют выбор ключевых концепций, завершая фразу «учащиеся поймут, что…», это помогает сосредоточиться не только на том, что хотят учителя получить от учеников, но и сформулировать цель раздела. Иногда, команда при этом может зайти в тупик, тогда нужно будет вернуться к формулировке центральной идеи и перефразировать  ее.

  • Цель должна опираться на ключевые концепции.
  • Цели должны быть значимые.
  • Цели должны быть просты для понимания.  
  • Цели должны быть реалистичны и близки вашим ученикам.

Что такое «понимание»? Как можно это измерить? 

Критериальная таблица оценивания понимания [6].

Для того, чтобы учащиеся формировали понимание тех или иных явлений, им необходимо руководство касательно того, что такое «понимание», как достигнуть его и как расширять границы своего понимания. Чтобы учителя смогли им в этом помочь, они могут предложить ученикам подсказку в виде таблицы оценки понимания, которую можно использовать в течение всей темы в качестве текущего оценивания, а в конце темы – как итоговое оценивание. Процесс создания критериальной таблицы оценивания понимания сложен, но им не следует пренебрегать. Работа над этим несомненно сделает изучаемую тему более продуманной, а ее содержание более качественным.

  • Критериальные таблицы должны быть составлены перед тем как вы приступаете к разделу, нужно ознакомить учеников с ними.
  • Критериальные таблицы должны помогать ученикам понять центральную идею.
  • Таблицы должны быть четкими, простыми для понимания.  
  • Таблицы должны помогать ученику, начинаться с фразы, помогающей ему понять, о чем будет идти речь дальше. 
  • Каждая часть таблицы ведет к следующей, от простого к сложному, отражая принцип познания.
  • Все учителя должны помогать составлять критериальную таблицу.
  • К таблицам необходимо обращаться на протяжении всего раздела исследовательской деятельности для рефлексии и планирования следующих шагов.
  • Ученики и учителя должны развивать и практиковать умение  оценивать понимания темы учениками, используя критериальные таблицы.  
  • Таблицы должны быть неотъемлемой частью портфолио и отчетной документации.

Как вы и ваши ученики могут убедиться, что они понимают тему? 

Направления исследования.

Направления исследования [7], с точки зрения формулировки очень похожи на цели. Они представляют собой краткий план того, как ученики будут приобретать знания и конструировать понимание. Если цель объемна, то она может быть разделена на два направления исследования.

  • Направления исследования вдохновляют учеников задавать вопросы
  • Направления исследования создают движение, ведут учеников за собой  
  • Направления исследования могут быть записаны, чтобы помочь ученикам разобраться с соотношением между навыками, знанием, обучением и установками [8].  

Как вы поможете ученикам в процессе изучения раздела программы? 

Многие считают, что не все учителя должны участвовать в планировании, потому что не у всех это хорошо получается. Тем не менее, не вызывает сомнения факт, что совместная работа над созданием раздела программы, трудности с которыми учителя при этом сталкиваются – все это способствует тому, чтобы сделать обучение и его содержание более интересным.

Хорошее планирование – это не просто формальность, это возможность изменить себя.



[1] Unit of Inquiry

[2] POI

[3] Grade levels

[4] Related concept

[5] Enduring understandings

[6] Conceptual rubrics

[7] Lines of inquiry

[8] Attitudes

 

.  .  .