Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Индивидуальный проект обучающихся как средство достижения и оценки метапредметных результатов

Дата публикации: 2019-01-31 11:32:34
Статью разместил(а):
Губина Татьяна Николаевна

Индивидуальный проект обучающихся как средство достижения и оценки метапредметных планируемых результатов основного общего образования

Авторы: Губина татьяна Николаевна,

Фомина Елена Геннадьевна,

Никитина Ирина Юрьевна

 

Цель: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.

Задачи: 

- систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

- освоить основные характеристики типов индивидуальных проектов, этапы работы, оформления и оценивания;

- отработать практические умения в оценивании организационного этапа индивидуального проекта;

- познакомиться с внедрением проектной деятельности в образовательный процесс педагогов школы

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Именно это идея становится ключевым ядром всей образовательной программы.

В Федеральном законе № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены ФГОС, на основе которых разработаны основные образовательные программы НОО и ООО (Гл.1 ст.2, гл. 2 ст.10, ст.11)

В них говорится, что в ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Статья 2 посвящена основам учебно-исследовательской и проектной деятельности, где перечисляется чему ученик научится и получит возможность научиться. Даны особенности оценки метапредметных результатов. Сказано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата дея­тельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектиро­вания и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

 

Актуальность выбранной темы.

 В 2017-2018 учебном году РЦОКИО проводит мониторинг качества образования в Челябинской области.

Будет проведена диагностика индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся в 7-х классах, осваивающих образовательные программы в соответствии с ФГОС основного общего образования в форме индивидуального проекта (январь – март 2018 г.)

Индивидуальный проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении определенного периода по личностно окрашенной теме, в ходе реализации которой автор получает в качестве результата продукт воплощенного замысла и опыт применения универсальных учебных действий.

Регулятивные:

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и / или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

 

Коммуникативные:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной задачей;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

Индивидуальные проекты в основной школе представляют собой выполнение обучающимися проектов в рамках одного или нескольких учебных предметов, личностных интересов обучающихся с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, а также способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. Результаты выполнения обучающимися индивидуальных проектов выявляются в рамках диагностики уровня достижения ими метапредметных планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО.

Обучающимися могут быть предложены следующие типы проектов:

- социальный;

- исследовательский;

- информационно-познавательный;

- творческий.

Целью выполнения индивидуального проекта является предоставление обучающимся возможности реализовать способности и готовность к освоению содержания образования в самостоятельной форме.

Задачами выполнения индивидуального проекта являются:

- развитие умений планирования (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации (уметь выбрать подходящую информацию из различных источников, определить критерии отбора и правильно её использовать);

- развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление;

- формирование и развитие навыков публичного выступления;

- формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).

 

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационно-познавательный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Социальный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Проектные продукты могут быть представлены в виде мультимедийной презентации, стендового доклада, статьи, публикации, буклета, видеофильма и т.д.

Формы защиты: конференция, демонстрация продукта, испытание, выставка достижений.

Структура оформления проекта:

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Ведение (с обоснованием актуальности)
  • Основная часть (теоретическая и практическая)
  • Заключение (выводы)
  • Список литературы
  • Приложение
  • Педагогу-наставнику проекта обучающегося в рамках взаимодействия при выполнении девятиклассниками итогового индивидуального проекта следует обратить внимание на ряд особенностей.

На организационном этапе педагогу предлагается обратить внимание на полноту самостоятельности обучающегося при проявлении УУД, направленных на определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановку цели проекта. Цели и задачи проекта обучающихся определяются как их личностными мотивами (профессиональное ориентирование), так и социальными (проект направлен на создание продукта, имеющего значимость для других).

На деятельностном этапе педагогу предлагается обращать внимание на сформированность позиций у обучающегося, направленных на анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, построение алгоритма деятельности, максимальное выполнение плана работы над индивидуальным итоговым проектом. Важно предоставить возможность обучающемуся на практическом уровне в ходе реализации исходного замысла проявить умение самостоятельно выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решение, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Этап защиты проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения в рамках публичного мероприятия. Обучающемуся предоставляется возможность публично представить результаты работы над проектом и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности.

На этапе оценивания проект педагог инициирует обучающегося на самооценку результата проекта, который должен быть соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Работа в группах.

Мы предлагаем поработать сейчас в группах и оценить деятельность наставника на организационном этапе.

.  .  .