Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ПМ.04

Дата публикации: 2017-09-30 11:38:02
Статью разместил(а):
Горбунова Зоя Сергеевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности МДК04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Автор: Горбунова Зоя Сергеевна
(преподаватель Малиновского филиала Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства)
 
 

Рецензенты:

Юферова Л.В., преподаватель Малиновского филиала Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства;

Бекищенко С.А., главный бухгалтер ООО «БухгалтерКонсультант».

 

Содержание:

 

Введение. 4 

1. Рекомендации по работе с учебно-методическим пособием. 6 

1.1 Как составлять конспект.. 8 

1.2 Как подготовить аннотацию.. 10 

1.3  Как подготовить рецензию и отзыв. 12 

1.4 Реферат как форма организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. 12 

1.5  Как подготовить доклад. 17 

1.6  Выполнение и защита  выпускной квалификационной работы.. 17 

2. Требования к результатам освоения профессионального модуля 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности, междисциплинарного курса 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности. 20 

3. Формирование компетенций. 24 

4. Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями. 25 

5. Задания на внеаудиторную самостоятельную работу. 28 

6. Критерии оценки выполненной работы.. 34 

Список рекомендуемой литературы.. 36 

Введение 

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - одно из основополагающих требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования говорится, что Программа подготовки специалистов среднего звена должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

В соответствии с ФГОС обучающиеся должны освоить компетенции при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. 

Самообразование рассматривается в научно-педагогической литературе, как в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учебного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями и без них.

Самостоятельная работа - метод активного обучения. Чем обусловлена активность студентов? Прежде всего, целью, которая в самостоятельной деятельности осознается обучающимся, становится для него актуальной и значимой. Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:

–     потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением;

–     желание  проявить самостоятельность,  выполнить задание без посторонней помощи;

–     потребность проверить свои знания и возможности.

Своеобразие самостоятельной работы обучающихся (СРС), которая осуществляется в аудиторное или внеаудиторное время, заключается, во-первых, в том, что его основу составляют действия, которые обучающейся выполняет без помощи преподавателя. Обучающийся сам выбирает способы решения учебной задачи, совершает множество операций, контролирует их качество в соответствии с поставленной целью.

Второй особенностью самостоятельной работы является самоконтроль, как одна из важнейших форм саморегуляции обучающегося. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если обучающийся не контролирует свои действия (обращается к таблице, нормативному документу, справочнику, мысленно формулирует ответ). Обучающейся должен совмещать исполнительные и контрольные действия.

Третья особенность обусловлена тем, что действия самоконтроля тесно связаны с оценочной деятельностью, играющей важную роль в процессах саморегуляции. Ученые утверждают, что ее необходимо формировать на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценочной деятельности группы студентов.

И, наконец, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо «зримыми» результатами. Это решенные задачи, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы. Поскольку к этим результатам обучающейся приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность обучающегося, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обращать особое внимание на самостоятельность обучающегося, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.

Основными задачами преподавателя по организации индивидуальной внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности являются:

–     ознакомление студентов с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы обучающихся;

–     оказание необходимой индивидуальной и групповой консультативной помощи  обучающимся;

–     обеспечение обучающихся современным, иллюстрированным и адаптированным материалом для изучения отдельных тем, подготовки к семинарам и практическим занятиям;

–     осуществление контроля качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

 

1. Рекомендации по работе с учебно-методическим пособием 

По времени и месту проведения выделяют аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. Аудиторная самостоятельная работа по профессиональному модулю выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по тщательно разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Система внеаудиторной работы многокомпонентна: в нее входит деятельность обучающихся в составе учебной группы, кружка, творческого коллектива, а также индивидуальная работа по отдельным дисциплинам.

к самостоятельной работе вне аудитории относится:

–     конспектирование и работу с книгой, документами и первоисточниками;

–     доработку и оформление записей по лекционному материалу;

–     проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации;

–     выполнение докладов и рефератов;

–     подготовку к семинарам, конференциям, конкурсам;

–     составление планов, тезисов, конспектов;

–     участие в проведении различных исследований и обработке их данных;

–     анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме;

–     подготовку к деловым играм;

–     выполнение курсовых, дипломных работ и др.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом СПО.

 

Основные виды, сущность и структуру самостоятельной работы

обучающихся с источниками информации

Виды исследовательских работ

Компоненты содержания

Конспект - краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

–      в плановых конспектах - соответствие определенной части конспекта плану;

–      в текстуальных конспектах - цитаты;

–      в свободных конспектах – сочетание выписок, цитат, тезисов;

–      в тематических конспектах – ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам.

Аннотация - краткая характеристика текста (книги, статьи, рукописи), раскрывающая содержание и фиксирующая основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора. Отзыв - общая оценка, критическое суждение, мнение, впечатление о работе, произведении без детального анализа.

–      основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения;

–      значимость текста.

–      Примечание: текст аннотации обычно не стандартизируется 

–      вступление (предмет анализа, актуальность темы, структура текста, заключение о соответствии работы заявленной теме);

–      основная часть (краткое содержание и оценка качества выполнения исследования; оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости исследования);

–      заключение (общая оценка работы, пожелания автору).

Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, о педагогической работе (статье). Это краткое объективное воспроизведение взглядов автора в статье и развернутое научно-обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника.

–      вступление (предмет анализа, актуальность темы, структура текста);

–      основная часть (изложение позиции автора по ключевым вопросам исследуемой проблемы, как в целом, так и к главным ее положениям; изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме; критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств);

–      заключение (выводы рецензента, пожелания автору).

–      Примечание: структура рецензии может быть различной по желанию автора 

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением.

–      план-оглавление;

–      введение, (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы);

–      основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга);

–      заключение (выводы автора, область применения результатов работы);

–      список литературы.

Доклад - публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

–      план работы;

–      систематизация полученных сведений;

–      выводы и обобщения.

Курсовая работа - самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей образовательного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно-педагогической литературы.

–      оглавление;

–      введение;

–      основная часть;

–      заключение;

–      список литературы;

–      приложения

Квалификационная (аттестационная, дипломная) работа - научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей психолого-педагогической науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

–      оглавление;

–      введение;

–      основная часть;

–      заключение;

–      список литературы;

–      приложения.

 

1.1 Как составлять конспект

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

 

Конспект:

–     подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

–     показывает внутреннюю логику изложения;

–     содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;

–     отражает отношение составителя к материалу;

–     может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.

Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:

–     прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;

–     выяснить в словаре значение новых непонятных слов, выписать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

–     вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется своими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

–     прочитать конспект ещё раз, доработать его.

Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется. Положительной чертой этого вида конспектов является то, что он учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

Этапы работы: 

1.  Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.

2.  Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

3.  Сформулируй и запиши вывод.

Задание для самостоятельной работы при этом может быть сформулировано следующим образом:

Вариант 1. Внимательно прочтите предложенный текст (тексты) в учебнике (учебниках или распечатке). Представьте его в виде конспекта. На его основе составьте тезисы и план.

Вариант 2. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя предложенный преподавателем план. Оформите план-конспект.

Вариант 3. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя вид конспекта - тематический обзорный (раскрывает конкретную тему с использованием нескольких источников).

Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспектов используется, для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует активной мыслительной работе, поэтому, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.

Этапы работы:

1.  Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, вьщелить те цитаты, которые войдут в конспект.

2.  Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

–      (цитата);

–      (цитата); (вывод);

–     основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.

3.  Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.

4.  Сделать общий вывод.

Опорный конспект - это отражение изложения информации, заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.

Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.

Этапы работы: 

Прочитать внимательно текст.

Разделить его на смысловые части - блоки.

Поставить к каждой части вопрос.

Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами,
расположив их в виде логической схемы.

Ниже мы приводим образец опорного конспекта-схемы, выполненного студентом по теме: «Железы внутренней секреции» (рис. 5).

Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Однако именно этот вид конспектов в высшей степени способствует прочному усвоению учебного материала.

Этапы работы: 

1.  Используя имеющиеся источники, выбрать материал по интересующей теме, изучить его и глубоко осмыслить.

2.  Сделать необходимые выписки основных мыслей, цитат, составить тезисы.

3.  Используя подготовленный материал, сформулировать основные положения по теме.

Тематический конспект - это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определённой теме.

Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.

Этапы работы: 

1.  Изучить несколько источников и сделать из них выборку материала по определённой теме или хронологии.

2.  Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.

3.  Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложить осознанный материал.

 

1.2 Как подготовить аннотацию.

Аннотация - краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. 

 

Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе.

Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации, заключаются в следующем:

–     композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции исходного текста;

–     отбор сведений, формулирование выводов и их расположение зависят от характера аннотации;

–     язык аннотации должен отличаться лаконичностью, простотой, ясностью;

–     аннотация на статьи оформляется на библиографической карточке, дается без абзацев;

–     средний объем - 500 печатных знаков. Аннотация имеет две обязательные части:

–     содержательная характеристика первоисточника, цель автора;

–     адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут быть и факультативные части:

–     композиция, структура первичного текста;

–     иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.

При характеристике содержания текста:

В статье (книге) рассматривается...; 

В книге изложены...; 

Статья посвящена...; 

В статье даются...; 

В основу работы положено...; 

Автор останавливается на следующих вопросах...; 

Автор затрагивает проблемы...; 

Цель статьи - показать...;

Цель автора - объяснить (раскрыть)...; 

Целью статьи является изучение...; 

Автор ставит своей целью проанализировать... 

При характеристике композиции работы:

Книга состоит из... глав (...частей)...;

Статья делится на ... части;

В книге выделяются ... главы. 

При характеристике назначения текста:

Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)...; 

Сборник рассчитан...; 

Предназначается широкому кругу читателей...; 

Для студентов, преподавателей...; 

Книга заинтересует... 

Основная ошибка в составлении аннотации - избыточность информации, длинноты в формулировке мыслей. Одно из важнейших правил рецензента - избегать лишнего: вводных слов и предложений, сложных предложений!

 

1.3  Как подготовить рецензию и отзыв.

Рецензия - разбор и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения. Рецензия указывает на его достоинства и недостатки, высказывает оценку, мнение при детальном анализе. 

Отзыв - это мнение, впечатление о произведении без детального его анализа, важной является общая оценка.

 

Типовой план рецензии, отзыва

 

I.  Вступление

1.  Предмет анализа

2.  Актуальность темы.

3.  Структура текста (для отзыва – без детального анализа).

II. Основная часть

4.  Краткое содержание (для отзыва - без детального анализа).

5.  Общая оценка.

6.  Недостатки, недочеты.

III. Заключение

Выводы: итоговая оценка, пожелания автору.

 

1.4 Реферат как форма организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов 

Одной из важных форм внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности является написание реферата. В «Толковом словаре русского языка» дается следующие определение этого понятия: «Реферат -краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашем понимании реферат -это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по данной теме, ее основной проблематике. Он отражает точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

Поскольку реферат - одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников, поэтому он, в отличие от конспекта, является новым, авторским тестом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Таким образом, реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата заключается в том, что:

в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок;

в нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по интересующей проблеме;

он не должен отражать субъективных взглядов реферата на излагаемый вопрос. Оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части в виде резюме.

К реферату предъявляются следующие требования:

–          точное изложение взглядов автора;

–          изложение всех наиболее существенных моментов реферируемого источника (конспективно, фрагментарно, аналитически - на выбор референта);

–          соблюдение единого стиля изложения;

–          использование точного, краткого, литературного языка;

–          логическая последовательность изложения;

–          ограниченность объема (не более 25 страниц машинописного текста).

Анализ рефератов показал, что студенты чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

1.       Вводный - выбор темы, работа над планом и введением.

2.       Основной - работа над содержанием и заключением реферата.

3.       Заключительный - оформление реферата.

4.       Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.).

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, студенту не следует спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Он должен попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.

При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью используются списки рекомендуемой литературы, библиотечные каталоги, консультации преподавателя и библиотекаря.

Как найти литературу для подготовки контрольных и курсовых работ, докладов, рефератов и пр.? 

С этой целью, прежде всего, надо просмотреть составляющие разделы книжных каталогов библиотеки. Библиотекари объяснят, как ими пользоваться. Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, молено воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно выписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки. 

Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, молено разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.

 Структура реферата 

Она включает в себя следующие элементы:

1.       Титульный лист

2.       Оглавление

3.       Введение

4.       Содержание (главы и параграфы)

5.       Заключение

6.       Приложения

7.       Список литературы и источников.

Выбрав тему реферата и изучив литературу, студент должен сформулировать цель работы и составить план реферата.

Цель - это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально ее необходимо обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, студент параллельно думает над составлением плана. Причем необходимо четко соотносить цель и план работы.

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План - это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы.

Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном - на главы и параграфы.

Перед студентом часто встает вопрос: как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, на что он намерен в ходе работы сделать упор, как расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы.

Требования к содержанию реферата 

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

–          не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Такие утверждения лучше выражать в безличной форме. Например, вместо фразы «проведенный мною эксперимент» лучше писать «проведенный эксперимент»;

–          при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

–          каждая глава (параграф) начинается с новой страницы;

–          при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо соблюдать следующие требования:

1.       Цитата приводится в той форме, в какой дана в источнике, заключается в кавычки с обеих сторон.

2.       Цитата должна быть полной. Возможен пропуск слов, предложений в цитате, который обозначается многоточием. Многоточие ставится в любом месте цитаты. Знак препинания, стоящий перед пропущенным текстом или за ним, не сохраняется.

3.       Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

4.       Допускается непрямое цитирование, т.е. пересказ мыслей других авторов своими словами. В этом случае также необходимо сделать ссылку на источник.

5.       Цитирование не должно быть избыточным, что создает впечатление несамостоятельной работы.

6.       При необходимости выразить свое отношение к цитате или к ее отдельным словам рекомендуется ставить после них восклицательный или вопросительный знаки, которые заключают в круглые скобки.

7.       Сноски на источники цитирования могут оформляться различными способами.

В данном случае нужно помнить, что ссылки располагаются в конце страницы не в алфавитном порядке, а в последовательности цитирования. Нумерацию ссылок можно делать сплошной по всей работе или самостоятельной для каждой страницы. Если на одной странице дают подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках приводят слова: «Там же» и номер страницы, с которой взята цитата. Например: Там же. С. 35.

Заключение 

Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

–     основные выводы в сжатой форме;

–     оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения.

Объем заключения - 1-2 машинописных листа формата А-4.

 

Приложение 

Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть: таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

 

Требования к оформлению реферата 

1.  Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А-4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала следует четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.

2.  Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение вышеуказанных):

–     набор текста реферата необходимо осуществить стандартным 12 шрифтом;

–     заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделить полужирным;

–     междустрочный интервал - полуторный;

–     разрешается интервал между абзацами;

–     отступ в абзацах 1-2 см.;

–     поле левое - 2,5 см, правое - не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

–     нумерация страницы - снизу справа;

–     объем реферата - до 25 страниц.

3.  Наименования структурных частей работы служат их заголовками и располагаются в середине строки. Заголовки пунктов и подпунктов начинают с абзацного отступа. Заголовки не подчёркивают. Точку в конце заголовков не ставят. Если заголовок включает два предложения, их разделяют точкой. В конце второго предложения точку не ставят. Переносы слов в заголовках не допускаются.

4.  Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы.

5.  Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, карты) располагаются в работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается над ней. Под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных.

Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе одна иллюстрация, её не нумеруют и слово «Рис.» под ней не пишут.

6.  Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Заголовок таблицы помещается над таблицей посередине.

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Титульный лист должен содержать информацию об учебном заведении, отделении, курсе обучения студента, названии учебной дисциплины, по которой выполнен реферат.

 

1.5  Как подготовить доклад.

В настоящее время средние специальные учебные заведения уделяют много внимания научно-исследовательской работе студентов. В связи с этим возрастает интерес к таким видам самостоятельной работы студентов, как подготовка докладов.

Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.

Письменный доклад - это запись устного сообщения по какой -либо теме объёмом от пяти до пятнадцати страниц. В таком докладе не обязательно:

–     выделять структурные элементы работы в виде плана;

–     выделять заголовки внутри текста;

–     ссылаться на использованную литературу по ходу текста.

Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы.

При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:

1.  Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с её содержанием.

2.  Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3.  Составить план доклада.

4.  Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5.  Прочитать текст и отредактировать его.

6.  Оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов.

 

1.6  Выполнение и защита  выпускной квалификационной работы.

Выпускная  квалификационная работа является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования

Выполнение  выпускной  квалификационной  работы   призвано способствовать   систематизации  и  закреплению  полученных  студентом знаний,   умений  и освоенных компетенций.

Защита  выпускной  квалификационной  работы  проводится  с целью  выявления соответствия уровня и качества подготовки  выпускников ФГОС СПО в части  требований к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительным  требованиям  образовательного    учреждения     по специальности и готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Выпускная  квалификационная  работа  выполняется  в  форме дипломной работы.

Выпускная    квалификационная    работа    должна    иметь актуальность,  новизну,    практическую  значимость  и  выполняться по возможности по предложениям  (заказам)  предприятий,  организаций  или образовательных учреждений.

Темы   выпускных  квалификационных  работ  разрабатываются преподавателями образовательных учреждений среднего  профессионального образования  совместно  со  специалистами предприятий или организаций, заинтересованных  в   разработке   данных   тем,   и   рассматриваются соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена  студентом  при  условии  обоснования  им целесообразности ее разработки.

Темы  выпускных  квалификационных  работ  должны  отвечать современным   требованиям   развития   науки,  техники,  производства, экономики, культуры и образования.

Директор     образовательного     учреждения     назначает руководителя выпускной квалификационной  работы.  Одновременно,  кроме основного  руководителя,  назначаются консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы.

Закрепление   тем   выпускных  квалификационных  работ  (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом директора.

По    утвержденным    темам     руководители     выпускных квалификационных   работ   разрабатывают  индивидуальные  задания  для каждого студента.

Задания     на     выпускную    квалификационную    работу рассматриваются  предметными (цикловыми)  комиссиями,  подписываются   руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

В  отдельных  случаях  допускается  выполнение   выпускной квалификационной  работы  группой  студентов.  При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.

Задания  на  выпускную  квалификационную  работу  выдаются студенту  не  позднее  чем  за  две  недели  до  начала  преддипломной практики.

Задания    на    выпускную    квалификационную     работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи,  структура и объем работы,  принципы разработки и  оформления, примерное   распределение   времени  на  выполнение  отдельных  частей выпускной квалификационной работы.

Общее   руководство   и   контроль  за  ходом  выполнения выпускных квалификационных работ осуществляют заместитель директора по учебной  работе,  заведующие отделениями,  председатели  предметных (цикловых)   комиссий   в   соответствии   с должностными обязанностями.

Основными      функциями      руководителя      выпускной квалификационной работы являются:

–     разработка индивидуальных заданий;

–     консультирование  по  вопросам  содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;

–     оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

–     контроль  хода  выполнения выпускной квалификационной работы;

–     подготовка  письменного  отзыва  на  выпускную квалификационную работу.

К каждому  руководителю  может  быть  одновременно прикреплено не более 8 студентов.  На консультации для каждого студента  должно  быть предусмотрено не более двух часов в неделю.

По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель  подписывает  ее  и  вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в учебную часть.

Выпускные   квалификационные   работы  могут  выполняться студентами как в образовательном  учреждении,  так  и  на  предприятии (организации).

Содержание выпускной квалификационной  работы  включает  в себя:

–     введение;

–     теоретическую часть;

–     опытно - экспериментальную часть;

–     выводы и   заключение,   рекомендации  относительно  возможностей применения полученных результатов;

–     список используемой литературы;

–     приложение.

По структуре дипломный  проект  состоит  из  пояснительной записки   и   графической   части.   В  пояснительной  записке  дается теоретическое и расчетное обоснование принятых в  проекте  решений.  В графической части принятое решение представлено в виде чертежей, схем, графиков,  диаграмм.  Структура  и  содержание  пояснительной  записки определяются  в зависимости от профиля специальности,  темы дипломного проекта.

В состав дипломного проекта могут входить изделия,  изготовленные студентом в соответствии с заданием.

По  структуре  дипломная работа состоит из теоретической и практической  части.  В  теоретической  части   дается   теоретическое освещение  темы  на основе анализа имеющейся литературы.  Практическая часть  может  быть   представлена   методикой,   расчетами,   анализом экспериментальных   данных,   продуктом   творческой   деятельности  в соответствии  с  видами  профессиональной   деятельности.   Содержание теоретической  и  практической  части  определяется  в  зависимости  от профиля специальности и темы дипломной работы.

 

2. Требования к результатам освоения профессионального модуля 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности, междисциплинарного курса 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности.

 

В результате изучения профессионального модуля студенты должны освоить:

Профессиональные компетенции

Обучающийся должен  

Основные показатели оценки результата 

знать

уметь

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

 

–     отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

 

Полное и четкое определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации.

Уверенное, обоснованное и точное отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

Квалифицированное владение методами и способами обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.

Правильное составление шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.

 Достоверное и оперативное определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

требования к бухгалтерской отчетности организации;

состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

сроки представления бухгалтерской отчетности;

правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

осваивать новые формы бухгалтерской отчетности;

Четкое соблюдение требований к бухгалтерской отчетности организации.

Внимательное отношение к бухгалтерскому балансу как к основной форме бухгалтерской отчетности.

Полная и грамотная группировка и перенос обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности.

Выполнение всех требований к составлению пояснительной записки.

Полное и необходимое отражение изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Оперативное получение аудиторского заключения в случае необходимости.

Точное соблюдение сроков представления бухгалтерской отчетности.

Правильное внесение исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

 

формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

формы отчетов в государственные внебюджетные фонды;

форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

- сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

- содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций  по их заполнению;

- порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

 

осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

Полное и правильное заполнение налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет в соответствии с действующей инструкцией по их заполнению.

Полное и правильное заполнение форм отчетности по взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС в соответствии с действующими инструкциями по их заполнению.

Полное и правильное заполнение формы статистической отчетности по данным бухгалтерской отчетности в соответствии с инструкцией по ее заполнению.

В обязательном порядке соблюдение сроков представления налоговых деклараций и форм отчетности в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики.

Оперативно осваивать заполнение новых форм налоговых деклараций и форм отчетности во внебюджетные фонды в соответствии с новыми инструкциями их заполнения.

Оперативная и законная регистрация и перерегистрация организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах. 

С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

–     составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;

–     составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

–     участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

–  анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

 

3. Формирование компетенций.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, инновационных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой обучающихся.

По данному профессиональному модулю предусмотрены следующие образовательные технологии:

1.       лекции;

2.       инновационные / интерактивные  формы практических занятий; 

3.       семинарские и практические занятия в традиционной форме;

4.       самостоятельная работа;

5.       подготовка к письменным работам и тестированию;

6.       подготовка к зачету;

7.       подготовка к экзамену квалификационному.

 

4. Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями.

Содержание

Количествово часов 

Вид самостоятельной работы

место проведения

характер учебной деятельности

Раздел 1. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период и составление форм бухгалтерской отчетности

58

 

 

Тема 1.1. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

40

внеаудиторная

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка докладов и сообщений, выполнение письменных работ, выполнение тестовых заданий.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Тема 1.2. Составление форм бухгалтерской отчетности

18

внеаудиторная

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка докладов и сообщений, выполнение тестовых заданий.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Раздел 2. Составление налоговых декларации по налогам и сборам в бюджет, форм расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и форм статистической отчетности

36

 

 

Тема 2.1. Составление налоговых декларации по налогам и сборам в бюджет, форм статистической отчетности

28

внеаудиторная

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка докладов и сообщений, выполнение письменных работ.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Тема 2.2. Составление форм расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды 

8

внеаудиторная

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

 

Распределения времени, выделенного на самостоятельную работу :

 

Номера тем  (по тематическому плану)

Время на СРС (по тематическому плану)

в том числе:

конспектирование учебной и другой литературы

решение практических задач

выполнение тестовых заданий

выполнение письменной работы

анализ позиций по проблемам учебного материала

изучение рекомендуемой литературы

подготовка докладов, сообщений

подготовка к зачету

подготовка к экзамену квалификационному

Тема 1.1. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

40

4

14

2

2

6

2

4

2

4

Тема 1.2. Составление форм бухгалтерской отчетности

18

4

3

1

 

 

2

4

2

2

Тема 2.1. Составление налоговых декларации по налогам и сборам в бюджет, форм статистической отчетности

28

2

12

 

2

 

2

4

2

4

Тема 2.2. Составление форм расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды 

8

1

1

 

 

 

2

2

1

1

Всего

94

11

30

3

4

6

8

14

7

11

 

5. Задания на внеаудиторную самостоятельную работу 

Задания на внеаудиторную самостоятельную работу студентов по теме 1.1. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

 

Цель задания:

–     изучение  нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России;

–     реформирования отчетности в соответствии с МСФО;

–     изучение видов работ, предшествующих заполнению форм бухгалтерской отчетности;

–     рассмотрение механизма отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

–     уточнение оценки активов и пассивов;

–     изучение порядка закрытие счетов бухгалтерского учета в конце отчетного периода.

 

Содержание:

1.  Конспектирование, изучение рекомендуемой литературы:

–     определение бухгалтерской отчетности;

–      порядок отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

–     методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

–     методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

–     назначение и порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

–     методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

–     требования к бухгалтерской отчетности организации;

–     сущность бухгалтерского баланса, как основной формы бухгалтерской отчетности;

–     методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

–     условия и процедура составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

–     сущность учетной политики организации в целях бухгалтерского учета;

–     порядок принятия учетной политики в целях бухгалтерского учета и отражения изменений в ней;

–      правила внесения изменений в бухгалтерскую отчетность.. 

2.  Решение практических задач (приложение А);

3.  Выполнение тестовых заданий (приложение Б); 

4.  Выполнение письменной работы (приложение В); 

5.  Анализ позиций по проблемам учебного материала (приложение Г); 

6.  Изучение рекомендуемой литературы : 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 

7.  Подготовка докладов, сообщений на тему: 

–     особенности  трансформации бухгалтерской отчетности российских организаций;

–     определение бухгалтерской отчетности; Порядок отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

–     методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

–     методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

–     назначение и порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

–     методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

–     Подготовка к зачету (приложение Д, тесты 1, 2). 

 

Срок выполнения: к следующему занятию после получения.

Ориентировочный объем сообщения:, сообщение не менее трех  страниц.

Отчетность: составленный конспект, подготовленное сообщение (доклад), решенные задачи, ответы на тесты, сделанные выводы по проблемам учебного материала.

Метод оценки: пятибалльная.

 

Источники:

–     обязательные: 1-3

–     дополнительные: 3-5

 

Задания на внеаудиторную самостоятельную работу студентов по теме 1.2. Составление форм бухгалтерской отчетности.

Цель задания:

–     получение и расширение  теоретических знаний о моделях построения баланса, оценке его статей, аналитическом использовании баланса;

–     получение и расширение  теоретических знаний и практических навыков об отчете о финансовых результатах;

–     изучение содержания и практическое составление  отчета об изменениях капитала;

–      изучение содержания и практическое составление отчета о движении денежных, показать правовые и экономические аспекты бухгалтерской информации;

–     получение и расширение  теоретических знаний и практических навыков  о процедуре составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

–     отработка знаний и умений порядка составления отчета о целевом использовании полученных средств;

–     изучение  принципов консолидации отчетности и приобретение практических навыков. 

 

Содержание:

1.  Конспектирование, изучение рекомендуемой литературы:

–     определение бухгалтерской отчетности;

–     порядок отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

–     методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

–     методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

–     назначение и порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

1.  методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

2.  Решение практических задач (приложение Е).

3.  выполнение тестовых заданий (приложение Ж).

4.  Изучение рекомендуемой литературы :

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 

1.  Подготовка докладов, сообщений на тему: 

–     требования к бухгалтерской отчетности организации;

–     сущность бухгалтерского баланса, как основной формы бухгалтерской отчетности;

–     методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

–     оценка статей баланса в РФ и по  МСФО;

–     сущность учетной политики организации в целях бухгалтерского учета;

–     порядок принятия учетной политики в целях бухгалтерского учета и отражения изменений в ней;

–     правила внесения изменений в бухгалтерскую отчетность.

2.  подготовить отзыв на учетную политику организации, по месту прохождения производственной практики;

3.  подготовка к зачету (приложение Д);

4.  подготовка к экзамену квалификационному (приложение Е)

 

Срок выполнения: к следующему занятию после получения.

Ориентировочный объем сообщения: не менее трех  страниц.

Отчетность: составленный конспект, подготовленное сообщение (доклад), решенные задачи, ответы на тесты, заполненные формы бухгалтерской отчетности.

 

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

–     обязательные: 1-3

–     дополнительные: 3-5

 

Задания на внеаудиторную самостоятельную работу студентов по теме 2.1. Составление налоговых декларации по налогам и сборам в бюджет, форм статистической отчетности

 

Цель задания:

–     изучение содержания и практическое составление форм налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

–     изучение содержания и практическое составление форм статистической отчетности и инструкция по их заполнению;

–     изучение содержания новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению.

 

Содержание:

–     Конспектирование, изучение рекомендуемой литературы:

–     Новый порядок администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

–     Функции Пенсионного фонда России по контролю страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

–     Сдача отчетности в ПФР, ФФОМС по новым формам, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

–     Форма квартальной отчетности в ФСС за отчетный год «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения» (форма - 4 ФСС РФ).

1.  Решение практических задач (приложение З);

2.  Выполнение письменной работы (ответить на вопросы): 

–       кто является налогоплательщиком НДС?

–       что является объектом налогообложения НДС?

–       перечислите операции, не подлежащие налогообложению.

–       порядок оформления счетов-фактур.

–       налоговые вычеты по НДС.

–       порядок применения налоговых вычетов по НДС.

–       налоговая база по  НДФЛ.

–       доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ.

–       стандартные налоговые вычеты по  НДФЛ.

–       социальные налоговые вычеты по НДФЛ.

–       имущественные налоговые вычеты по НДФЛ.

–       профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ.

3.  Изучение рекомендуемой литературы: 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 

4.  Подготовка докладов, сообщений на тему: 

–     процедура составления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма НДФЛ-2).

–     процедура составления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма НДФЛ-3).

–     процедура составления форм отчетности в государственные органы статистики.

5.  Подготовка к зачету – изучить формы статистической отчетности:

–     сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг (Форма П-1);

–     сведения о численности и заработной плате работников (форма № П-4);

6.  подготовка к экзамену квалификационному (приложение Е) 

 

Срок выполнения: к следующему занятию после получения.

Ориентировочный объем сообщения: не менее трех  страниц.

Отчетность: составленный конспект, подготовленное сообщение, заполненные формы налоговой и статистической отчетности.

Метод оценки: пятибалльная.

 

Источники:

–     обязательные: 1-3

–     дополнительные: 3-5

 

Задания на внеаудиторную самостоятельную работу студентов по теме 2.2. Составление форм расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Цель задания:

–     изучение содержания и практическое составление форм расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

–     изучение нового порядка администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Содержание:

1.  Конспектирование, изучение рекомендуемой литературы:

–     новый порядок администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

–     функции Пенсионного фонда России по контролю страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

2.  Решение практических задач: 

–     подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

3.  Изучение рекомендуемой литературы: 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 

4.  Подготовка докладов, сообщений на тему: 

–     сдача отчетности в ПФР, ФФОМС по новым формам, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

–     форма квартальной отчетности в ФСС за отчетный год «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения» (форма - 4 ФСС РФ).

5.  Подготовка к дифференцированному зачету: 

–     подготовить реферат на тему: Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (ФОРМА - 4 ФСС)

6.  Подготовка к экзамену квалификационному (приложение Е) 

 

Срок выполнения: к следующей лекции.

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Отчетность: составленный конспект, подготовленное сообщение (доклад), решенные задачи.

Метод оценки: пятибалльная.

 

Источники:

–     обязательные: 1-3

–     дополнительные: 3-5

 

6. Критерии оценки выполненной работы 

При планировании и организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся выделены следующие критерии оценки результатов СРС:

1.       Уровень освоения студентом учебного материала.

2.       Умение использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных задач.

3.       Сформированность общеучебных умений.

4.       Обоснованность и четкость изложения ответа.

5.       Оформление материала в соответствии с требованиями.

6.       Уровень самостоятельности студента при выполнении СР.

7.       Формирование общих и профессиональных компетенций. 

Однако следует отметить, что критериальная база для оценки качества самостоятельной работы обучающихся не может быть унифицированной. В зависимости от типа учебных занятий и вида самостоятельного задания будут различными критерии оценки его эффективности.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся предусмотрена программой для всех форм обучения и организуется в соответствии с УМК. Контроль выполнения заданий на СРС  осуществляется преподавателем на каждом семинарском и практическом занятии. Итоговая оценка СРС по пятибалльной системе  выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю  в период сдачи зачетов и экзаменов.

Для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся важны критерии оценки выполненной работы, так как методы контроля и самоконтроля в обучении позволяют:

установить готовность студентов к восприятию и усвоению новых знаний;

выявить причины затруднений и ошибок студентов;

определить эффективность организации внеаудиторной работы.

Основными требованиями к выбираемому методу контроля для оценки внеаудиторной самостоятельной работы, являются: объективность, всесторонность, дифференциация, учет специфики учебной дисциплины, гласность (сообщение отметки и оценочного суждения).

Для проверки уровня усвоения знаний и умений обучающихся можно использовать такие методы как: опрос, тестовые задания, сочинение, доклад, реферат, контрольная работа, защита творческого проекта, графические методы контроля и многие другие.

Критерии оценки решения кроссворда: 

Вы правильно разгадали кроссворд. Работа оформлена чисто, без исправлений - 5 (отлично);

Вы не смогли отгадать 2-3 определения. Работа оформлена аккуратно - 4 (хорошо);

Половина заданий у Вас вызвала затруднения – 3 (удовлетворительно).

Подчеркнем, что студент обязательно должен знать критерии оценки выполняемой работы.

Формой учета внеаудиторной самостоятельной работы студента может быть отметка с обязательным оценочным суждением преподавателя (группы обучающихся), или сумма баллов, набранных  обучающимся в процессе выполнения заданий. Отметка за выполненную самостоятельную работу из пяти заданий складывается из суммы оценок студента за каждое выполненное задание и делится на 5.

Например, если обучающийся выполнил каждое задание с оценкой «отлично» 5 х 5 = 25 (сумма набранных баллов), оценка кол-во заданий 25:5 = 5 (отлично)

Сумма баллов, набранных студентом, может накапливаться и влиять на общую оценку его участия в практическом, лабораторном или теоретическом занятии по дисциплине.

Итог внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся подводится в виде отметки, которая может быть выставлена, в раздел журнала теоретических или практических занятий.

Критериями оценки самостоятельной работы студентов является набранная сумма баллов: 

–     за выполненную самостоятельную внеаудиторную работу; 

–     за тестовые задания, предлагаемые в конце семинарско-практического занятия. 

Максимальная сумма баллов за выполненную работу - 40 

от 30 до 40 баллов - 5 (отлично); 

от 25 до 29 баллов - 4 (хорошо); 

от 24 до 20 баллов - 3 (удовлетворительно);

менее 20 баллов - 2 (неудов.).

Студенту, набравшему менее 20 баллов, необходимо повторно выполнить тестовые задания и/или внеаудиторную работу.

 

Список рекомендуемой литературы:

Основные источники:

Законодательные и нормативные акты:

1.                 Налоговый кодекс РФ. Часть 2. от 5 августа 2000г. №117-ФЗ.

2.                Федеральный закон от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ. «О бухгалтерском учете».

3.                Федеральный Закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ. «О несостоятельности (банкротстве)».

4.                План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министра финансов Российской Федерации от 31.10.2000г. № 94н.

5.                Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н.

6.                Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.

7.                Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.

8.                Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.

9.                Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01) «Учет материально- производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н.

10.           Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

11.           Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/08) «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.08 № 106н.

12.           Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 14/07) «Учет нематериальных активов», утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н.

13.           Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 15/08) «Учет расходов по займам и кредитам», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н.

14.           Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 19/02) «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н.

15.           Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 18/02) «Учет расчетов по налогу на прибыль организации», утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

 

Учебные издания:

1.  Богаченко В.М., Кириллова Н.А.  Бухгалтерский учет : учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений / В.М. Богаченко – Серия: Среднее профессиональное образование. – М. : Феникс, 2015 г. – 511 с.

2.  Иванова Н.В. Бухгалтерский учет : учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Иванова – 9-е издан., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.

                                              

Дополнительные источники:

1.  Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. Серия: Среднее профессиональное образование. – М. : Феникс, 2011. – 462 с.

2.  Бухгалтерский учет. Учебное пособие / В.Т. Чая, О.В. Латыпова – М. : Кнорус, 2009. – 224 с.

3.  Камышанов П.И. Бухгалтерская финансовая отчётность : составление и анализ  / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. – 8-е изд., исправ. – М. : Омега-Л, 2009. – 221 с.

4.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. – М. : Проспект, 2010. – 352с.

3.  Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.М. Лебедева. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.

5.  Натепрова Т.Я., Трубицына О.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. – М. : Дашков и К, 2010. – 292 с.

6.  Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт : учеб.-практ. пособие / Р.З. Тумасян. – 9-е изд., стер. – М. : Издательство «Омега-Л», 2009. – 823 с.

Периодические издания:

Журналы «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Консультант бухгалтера», «Бухгалтерский бюллетень», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», «БУХ.1С».

Интернет-ресурсы:

1.       http: // www.consultant.ru/ Справочно-правовая система Консультант Плюс.

2.       http:// www.garant.ru/ Справочно-правовая система «Гарант».

3.       http://www.buh.ru БУХ.1С/ - Новости БУХ.1С.

4.       http://www.buhgalteria.ru/ Бухгалтерия. Ru.

5.       http://www.kadis.ru/ipb/ Библиотека бухгалтера.

6.       http://www.klerk.ru/ Практическая помощь бухгалтеру. Статьи бухгалтеру.

7.       http://www.glavbukh.ru/ Бухгалтерский портал.

.  .  .