Интерактивное обучение
Интерактивное обучение
Автор: Головкина Ольга Николаевна
В ФГОС основного общего образования в качестве одной из важнейших задач обучения названа необходимость «формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практического освоения морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества». Универсальным методом обучения, соответствующим требованием ФГОС является ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Если искать сущность интерактивного обучения, то им стало бы слово «взаимодействие», точнее – Взаимо-Со-Действие.
Интерактивное обучение - это особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само - и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающихся и социально-ориентированных задач.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, по сколько обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой не возможно реализовать совместную деятельность; развивает общие умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей т.п.), т.е. обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.
Интерактивное обучение решает еще одну очень важную задачу - релаксацию, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности и т.д. В режиме занятий происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).
Интерактивное обучение способствует углубленному изучению той или иной темы, овладению определенной методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретению навыков подхода к решению проблем.
Коллективная взаимодействия и общения учит школьников формулировать мысли, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированного вести спор.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:
- повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
- усиление мотивации к изучению географии;
- формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;
- развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;
- формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность.
Задачи интерактивного обучения:
- познавательная, связанная с учебной ситуацией и овладением содержанием образовательных программ;
- коммуникативно-развивающая, связанная с выработкой и развитием навыков общения внутри и за пределами конкретной группы;
- социально-ориентационная, связанная с воспитанием гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.
Признаки интерактивного обучения:
• Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме. деятельности
• Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
• Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
• Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
• Свобода выбора (форм исследования, способ представления точки зрения).
• Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
• Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Интерактивное занятие (урок) можно подразделить на 4 основные этапа: подготовительный, интерактивное общение (работа в малых группах), интерактивного общение (межгрупповая работа), рефлексия.
Этап занятия |
Задачи учителя |
Задачи учащихся |
Результаты этапа |
Подготовительный |
Методическая проработка занятия; подготовка пространства, располагающему к активному диалогу; предъявление задач, побуждающих к интеграции усилий |
Принятие по форме и по содержанию ситуации обучения и предъявленной учебной задачи |
Быстрое включение в ситуацию обучения, осознание поставленной учебной задачи, готовность к ее решению |
Интраактивный |
Осуществление тайм-менеджмента; не доминантная коррекция коммуникативного процесса во времени групповой работы. |
Поиск решения учебной задачи внутри микрогруппы; освоение правил учебного сотрудничества, включение в ролевое взаимодействие |
Подготовка внутригруппового решения; выбор варианта его предъявления и защиты |
Интерактивное |
Организация "тендера" решений с включением всех участников в процесс поиск оптимального варианта разрешения поставленной задачи. |
Предъявление групповых решений, их сравнение и оценка |
Развитие аналитического критического и креативного подходов в ситуации учебного сотрудничества |
Рефлексивный |
Обеспечение возможности представить мнение по поводу учебной и коммуникативной задач урока |
Конструктивная актуализация мнения по поводу формы и содержания проведенного урока |
Развитие групповых и личностных навыков рефлексии, формирование позитивных групповых процессов. |
К психолога педагогическим условиям организации интерактивного обучения и воспитания относят доверительные, позитивные отношения между преподавателями и учащимися: демократический стиль преподавания, сотрудничество учащихся между собой с учителем; опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности, их регулярная и целеобусловленная смена, включение внешней внутренней мотивации деятельности, взаимомотивация учащихся.
В зависимости от форм организации интерактивного обучения и воспитания могут меняться и условия их организации. Общими условиями при объяснении нового материала могут быть следующие:
1. Педагог входит в контакт не как "законодатель" а как собеседник.
2. Преподаватель не только признает право учащихся на собственное суждение, но и заинтересован в нем.
3. Объяснение включает обсуждение различных точек зрения на решение проблем, воспроизводит логику развития понятия, показывает способы решения противоречий.
4. Общение со школьниками строиться так, чтобы подвести к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданным самим же преподавателем.
5. Преподаватель строит вопросы к материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у школьников и стимулирует их самостоятельный поиск ответов по ходу объяснения, добиваясь активной мыслительной деятельности у учащихся.
Разрешение проблемных ситуаций идет по алгоритму:
1. Формирование проблемы, ее анализ.
2. Актуализация до уровня значимости для каждого , подготовка опорных знаний.
3. Сопоставление результатов анализа интуациии с нормой.
4. Разработка механизма достижения нормы в исследуемой проблеме (построить модель, проект, разработать технологию и т.п.).
5. Сопоставление результатов целью (несоответствие рассматривается как новая проблема).
Примеры заданий интерактивного обучения
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации |
Методы обмена деятельностями |
Методы мыследеятельности |
Методы смыслотворчества |
Методы рефлексивной деятельности |
Интерактивные игры |
|
Познавательные УУД |
«Дебаты» |
«Слепой капитан» |
«Четыре угла» |
«Заверши фразу» |
«Рефлексивный круг» |
«Икебана (букет)» |
«Интервьюирование» |
«Мозаика» |
«Цветные фигуры» |
«Ассоциации» |
«Рефлексивная мишень» |
«Биоценоз» |
|
«Неоконченные предложения» |
«Метаплан» |
«Выбор» |
«Алфавит» |
«Мини-сочинение» |
«Давай делай» |
|
«Деловая игра» |
«Диктант для шпиона» |
«Логическая цепочка» |
«Работа с понятиями» |
«Ключевое слово» |
«Гостиница» |
|
«Свободный микрофон» |
«Поединок» |
«Смена собеседника» |
«Интеллектуальные качели» |
«Анкета-газета» |
«Школа» |
|
«Показуха» |
«Мозговой штурм» |
«Дюжина вопросов» |
«Минута говорения» |
«Заверши фразы» |
«Инсценирование» |
|
«Диалогическая пара» |
«Почта» |
«Круглый стол» |
«Аллитерация понятия» |
«Острова» |
«Имитация» |
|
«Если бы я был…» |
«Мастерская будущего» |
«Дискуссия» |
«Сочиняем рассказ» |
«Рынок мнений» |
«Театрализация» |
|
«Источники информации» |
«Моделирование жизненных ситуаций» |
«Мозговой штурм» |
«Кластер» |
«Синквейн» |
«Ролевая игра» |
|
«Круглый стол» |
«Чье это?» |
«Минута творения» |
«Телеграмма» |
«Эстафета с вариациями» |
||
«Перекрестные группы» |
«Кейс-метод» |
«Древо мудрости» |
«Чемодан, корзина, мясорубка» |
«Коллективное эхо» |
||
«1х2х4» |
«Выбери из 5» |
«Слово-импульс» |
«Руки-ноги» |
|||
«Пресс-конференция» |
«Шпаргалки» |
«Шипы и розы» |
«Ванька-встанька» |
|||
«Аквариум» |
«Ожившие модели» |
«Лестница достижений» |
||||
«На вкус и цвет» |
«Ассоциативные схемы» |
«Вопросник» |
||||
«Нормы взаимодействия» |
«Концентрация» |
«Выставка плаката» |
||||
«Блиц опрос по цепочке» |
«Видеорепортаж» |
|||||
«Заключительная дискуссия» |
||||||
«Коллективное письмо» |
||||||
Коммуникативные УУД |
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации |
Методы обмена деятельностями |
Методы мыследеятельности |
Методы смыслотворчества |
Методы рефлексивной деятельности |
Интерактивные игры |
«Дебаты» |
«Слепой капитан» |
«Ожившие модели» |
«Кластер» |
«Рефлексивный круг» |
«Икебана (букет)» |
|
«Интервьюирование» |
«Блиц опрос по цепочке» |
«Логическая цепочка» |
«Минута творения» |
«Зарядка» |
«Биоценоз» |
|
«Деловая игра» |
«Моделирование жизненных ситуаций» |
«Дискуссия» |
«Заключительная дискуссия» |
«Давай делай» |
||
«Диалогическая пара» |
«Поединок» |
«Смена собеседника» |
«Заверши фразы» |
«Школа» |
||
«Щадящий опрос» |
«Мастерская будущего» |
«Круглый стол» |
«Острова» |
«Эстафета с вариациями» |
||
Регулятивные УУД |
«Метаплан» |
«Чье это?» |
«Заверши фразу» |
«Рефлексивный круг» |
«Икебана (букет)» |
«Дебаты» |
«Интервьюирование» |
«Диктант для шпиона» |
«Дюжина вопросов» |
«Ассоциации» |
«Рефлексивная мишень» |
«Биоценоз» |
|
«Неоконченные предложения» |
«Почта» |
«Круглый стол» |
«Алфавит» |
«Чемодан, корзина, мясорубка» |
«Давай делай» |
|
«Деловая игра» |
«Мастерская будущего» |
«Дискуссия» |
«Работа с понятиями» |
«Ключевое слово» |
«Гостиница» |
|
«Свободный микрофон» |
«Картинная галерея» |
«Мозговой штурм» |
«Телеграмма» |
«Зарядка» |
«Школа» |
|
«Снежный ком» |
«Круглый стол» |
«Кейс-метод» |
«Минута говорения» |
«Анкета-газета» |
«Инсценирование» |
Что дает интерактивное обучение педагогу?
• Побуждает педагога к творчеству, к самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту.
• Знакомясь с новым интерактивным методом, приемом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, примеряет к своей индивидуальности.
• Эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а их использование – необходимое условие оптимального развития и тех кто учится, и тех кто учит.
Полноценное интерактивное обучение реализует и учебно – познавательную и коммуникативно – развивающую, и социально – ориентационную задачи, позволяет сформировать у учащихся важные поведенческие ориентиры – активную и осознанную позицию в сообществе, принятий правил общежития и взаимодействия, готовность к содействию, установка по поиск конструктивных решений в ситуациях межличностных коммуникациях. Именно такое сочетание обеспечивает оптимальную социализацию индивида в обществе, что, собственно, и является основной целью системы образования.