Развитие речи школьников на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах
Развитие речи школьников
на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах
Автор: Харланова Наталья Борисовна
МБУ «Школа № 13 имени Б.Б. Левицкого», г. Тольятти
Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком и литературой, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся.
По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.
И тем не менее развитие речи как определенная область теории методики не так давно начала складываться. Об этом свидетельствует недостаточная разработанность таких основополагающих категорий и понятий методики, как разделы работы по развитию речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития речи.
Между тем современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу, для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных.
Одна из основных задач работы по развитию связной речи – формирование коммуникативных умений.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
• анализировать текст с точки зрения содержания ( темы и основной мысли), построения, языковых средств (использование синонимов, антонимов и т.д.);
• выразительно читать тексты: определять и соблюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово в предложении логическим ударением;
• озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
• подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи;
• самостоятельно строить высказывание (повествование, описание).
Для работы над данными умениями используются темы, связанные с личным жизненным опытом учащихся, а так же темы, связанные с произведениями литературы и живописи.
Общение школьника с произведением искусства проходит несколько этапов, и свои конкретные учебные цели преследует начальная школа, базовая школа, старшие классы.
Читатель в начальных классах – уже вполне самостоятелен в рамках своих возможностей восприятия, вкусов, навыков чтения.
Средние классы должны стать школой читательского мастерства: уже не мешает несовершенство техники чтения, накоплен опыт чтения произведений разных видов и жанров, произошло первое знакомство с писателями-классиками. Ученикам доступно и з у ч е н и е художественного произведения в его специфике.
Старшие классы изучают художественные произведения в контексте творчества писателя и в процессе развития родной и всемирной литературы.
Коммуникативные навыки выпускников школы будут различными при любой методике обучения: не все овладеют искусством создавать безупречные и выразительные высказывания, однако поднять уровень филологической культуры учащихся до умения понимать выразительность чужой речи – задача, безусловно, осуществимая.
Развитие связной речи школьников – важнейший аспект обучения литературы. Последнее время коммуникативному воспитанию детей придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.
Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и развития связной речи.
Работа по овладению нормами литературного языка формирует навыки правильного воспроизведения слова; работа по обогащению речи воспитывает умение не только правильно, но и уместно, с учетом требования контекста употреблять языковые средства в речи.
Связь речевой деятельности и общего психического развития ребенка всегда вызывала внимание психологов, так как помогала решать более общую и методологически значимую проблему соотношений мышления и речи.
Для методологической науки исследования психологов оказываются основой построения системы развивающего обучения. Труды многих методистов создали предпосылки для объединения усилий двух школьных предметов: литературы и русского языка – в развитии речи учащихся. Однако для создания единой системы влияния на учащихся необходимо определить соотношение литературного и речевого развития школьников.
Сближение задач литературного и речевого развития школьников оказывается условием постижения искусства слова. Речевая скованность приводит к прямолинейности оценки героев и ситуаций художественного текста. Обедненность собственной речи не позволяет читателю почувствовать многие оттенки авторской мысли. Кроме того, каждый новый писатель, наделенный своеобразием стиля, мироощущения, требует от школьников овладения новой языковой манерой, иными пластами лексики, побуждает освоить новые интонации речи, воспринять иную, чем прежде музыку фразы.
Нам показалось, что разбудить в учащихся интерес к литературе помогут уроки развития речи:
- во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью;
- во-вторых, совершенствуя речь учащихся – инструмент познания, средство общения и зеркало мышления, - мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам;
- в-третьих, мы можем более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.
Методические проблемы организации работы по развитию речи на уроках литературы
В этой связи становятся понятны усилия учителей и методистов, стремящихся обеспечит взаимодействие анализа художественного произведения и развития речи. Сложность решения этой задачи объясняется прежде всего тем, что в условиях школы литература становится учебным предметом, но не должна при этом терять качества искусства. Именно, сохраняя свойства художественного воздействия на читателя, литература способствует развитию ученика, его общей и речевой культуры. Однако общение с содержательной, яркой, увлекательной книгой, каким бы захватывающим оно ни было, автоматически не может привести к преображению речи читателя. Нужны система работы, тренировка, упражнения. Здесь-то и возникают противоречия между художественной природой искусства и дидактическими задачами учебного предмета.
Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и средства. Другими словами, выбор тех или иных педагогических приемов зависит и от личности самого учителя, и от специфики самого предмета.
Средние классы являются ключевыми, базовыми в структуре литературного образования, в них ученик овладевает читательским мастерством, которое состоит не только в умелом общении с произведениями искусства, но и в умении выбрать произведение для собственного чтения и доказательно оценить его.
У 5-классников удивительно сочетаются «наивный реализм» и чуткость к художественному образу. Поэтому особенно важно соединить содержание с эстетическим вниманием к автору, слову, приемам, которыми пользуется художник, создавая мир заново и видя его своеобразие.
Осуществление этих целей должно быть непрерывно связано с собственным литературным творчеством учащихся. Не просто запомнить, что называется эпитетом или сравнением, не только научиться находить и объяснять их в произведении, но обязательно попытаться самому посмотреть на мир (цветок, дерево, небо, реку) глазами художника, передать другим свое видение – такую задачу должен ставить учитель перед детьми, соединяя в единый процесс изучение произведения, теоретико-литературные понятия, собственное литературное творчество школьников.
Разнообразие форм работы
Одним из важнейших моментов показалось для нас организовать на уроках развития речи для учащихся 5-6 классов ситуацию успеха. Дело в том, что при переходе в среднее звено обучения ученик сталкивается с тем, что все факторы, которые обеспечивали стабильность учебного процесса претерпевают изменения. Пятиклассники переходят к новой форме обучения: от классно-урочной к предметной, где сталкиваются с новыми преподавателями, у каждого из которых свой стиль общения, свои приемы преподавания. Все это зачастую приводит к тому, что дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Вывод однозначен: 5 класс является для учащихся переломным. Тем важнее повышенное внимание к этому периоду школьной жизни со стороны педагогов, тем нужнее приемы и средства, помогающие младшим подросткам скорее адаптироваться в новых условиях. На наш взгляд, ситуация успеха относится именно к таким средствам.
На каждом уроке развития речи необходимо настроить детей на определенный лад, начать с «эмоциональных поглаживаний» (термин американского психотерапевта Э.Берна): обращение к учащимся по имени («ничто так не ласкает человеческий слух, как называние имени его»), опоры на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на ободряющие прикосновения во время уроков, акцента на позитивное построение фраз.
Другим приемом, придающим эмоциональную привлекательность урокам развития речи, стало необычное начало занятий. Каждый учебный предмет должен обладать в глазах учащихся своеобразной визитной карточкой. Наши занятия по развитию речи мы обычно начинаем с речевой разминки.
Примеры речевых разминок:
- Не надобен и клад, когда в семье лад. (Пословица)
─ Прочитайте текст, записанный на доске. Подберите синонимы к слову «лад».
─ К какому жанру устного народного творчества вы отнесете данный текст? Почему?
─ Как вы понимаете смысл пословицы? Какие отношения в семье она утверждает?
- ─ Прочитайте «птичьим базаром»:
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет;
Мертвые листья срывает
И в бешеной пляске несет.
(И.Бунин)
─ Какие слова помогают нам представить ветер как живое существо?
─ Каково их значение, прямое или переносное?
─ Какое настроение вызывают у вас эти строки?
─ Кто из вас наблюдал подобную картину в лесу?
─ Прочтите выразительно, попытайтесь передать настроение, рожденное этим стихотворением.
Еще одним приемом, вызывающим интерес к урокам развития речи, стало обучение школьников речевым средствам создания комического.
Прежде всего о том, что мы понимаем под речевыми средствами комического. Комическое в жизни, искусстве рождается в результате несоответствия чего-то привычному, утвердившемуся как норма. Восприятие комического, таким образом, имеет оценочный характер, предполагая своеобразное «примеривание» объекта, воспринимаемого в качестве смешного (комического), к эталонам знакомого, правильного, хорошего, красивого. Психологический смысл восприятия комического заключается в создании несовпадения, несоответствия воспринимаемого обычному, ожидаемому.
Работа над литературным текстом как основа развития речи
Первое и необходимое условие освоения текста – это ясное понимание выраженных в нем мыслей автора, последовательности их развития и объединяющей их идеи.
В художественном произведении выраженные в образах мысли автора, как и объединяющая их идея, всегда эмоционально насыщены, пронизаны его отношением к тем явлениям жизни, о которых он пишет, связаны с определенными авторскими намерениями. Причем отношение автора к изображаемому и его намерения не всегда непосредственно высказываются словами. Они улавливаются внимательным читателем в тексте, в своеобразии языка, стиля и т.п.
Освоить художественное произведение – это значит осмыслить его содержание, т.е. изображенные в нем явления жизни, внутренний смысл каждого из этих явлений. Уяснение изображенного – творческий процесс, мобилизующий мышление, воображение и чувства учащихся, в результате которого складывается определенная трактовка произведения. Задача учителя состоит в том, чтобы толкование смысла отдельных явлений и событий анализируемого произведения (отрывка) соответствовало его идейной направленности.
Проникая в глубинное содержание текста, учащиеся «заражаются» мыслями и чувствами автора и переживают их как свои собственные. Конечно, переживают по-своему, так, как это свойственно каждому из них в соответствии с возрастом и индивидуальными способностями. Вся сумма впечатлений от художественного произведения, все вызванные им мысли, чувства, переживания, эмоциональные оценки и волевые устремления образуют исполнительский подтекст, в котором выражается трактовка произведения.
Как правило, подтекст рождается в результате глубокого проникновения в художественное произведение, сопереживание с автором. Формирование подтекста – основное содержание работы при подготовке выразительного чтения, которое тоже является элементом развития речи учащихся.
Необходимым условием рождения подтекста является умение ясно увидеть изображенную в произведении жизнь, т.е. представить в своем воображении все, о чем говорится в произведении: не только зрительные образы, переживания и внутреннее состояние героев, но и звуки, запахи, вкусовые и осязательные ощущения.
Обычно картины и образы возникают в воображении читателя при первом знакомстве с текстом. Но они еще не так полны и четки.
Яркие и точные видения, образные представления складываются постепенно в процессе освоения текста, параллельно с уяснением смысла разнообразных явлений изображаемой в нем жизни, отношения автора к этим явлениям, значения используемых им выразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор и т.д. осмысления всего богатства содержания текста, необходимое для рождения исполнительского подтекста, служит одновременно уточнению и детализации видений.
Видения, отражающие смысл текста, не возникают мгновенно и непроизвольно. Из запаса собственных знаний, наблюдений и ощущений, памяти о личном пережитом учащиеся извлекают и отбирают материал, из которого конструируют в воображении образы, созданные автором. Обусловленные личным опытом каждого ученика, они, конечно, не адекватны видениям автора. Последнее не возможно вообще в силу неповторимости жизненного опыта и индивидуальных особенностей.
Важно, чтобы видения учащихся соответствовали изображаемому автором, помогали уяснить идейно-художественную суть произведения, вызывали активное эмоциональное отношение к тому, о чем в нем говорится.
Подтекст и видение – плод творческого освоения текста, в результате которого художественное произведение становится предельно близким, понятным и волнующим.
Подтекст передается интонацией, которая является продуктом развития речи учащихся. Интонация же рождается в словесном действии.
Обучение выразительному чтению – одна из задач преподавания развития речи на уроках литературы. Ведь сказку надо уметь «сказывать», загадку – произносить с интонацией загадывания, пословица же требует категоричности, утверждающей интонации. Все это является особенностями уроков развития речи.