Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения

Дата публикации: 2018-12-15 09:53:51
Статью разместил(а):
Шутова Наталия Николаевна

Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения

Автор: Шутова Наталия Николаевна

 

Самостоятельная учебная работа обучающихся - любая организованная преподавателем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Самостоятельная работа складывается: из работы с книгой, составления конспектов и рефератов, из подготовки к выступлению на семинарах, коллоквиумах, диспутах и конференциях; из умения слушать и записывать лекции и объяснения преподавателей по практическим работам.

Как дидактическое явление, самостоятельная учебная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентом учебного задания, которое в конечном счете приводит либо к получению нового знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Самостоятельное усвоение знаний – сложный и многоаспектный процесс, состоит из восприятия изучаемого материала, его понимания и запоминания.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы.

Механическое выполнение тех или иных операций, бездумное списывание текста с доски не является в полном смысле самостоятельной работой.

Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:

- первая из них заключается в том, чтобы развивать самостоятельность в познавательной деятельности, научить учащихся, самостоятельно овладевать знаниями и умениями, формировать свое мировоззрение;

- вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в учении и практической деятельности.

Самостоятельная деятельность учащихся подразделяется на четыре уровня, соответствующих их учебным возможностям:

а) копирующие действия по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом (на этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности);

б) репродуктивная деятельность по воспроизведению учебной информации, не выходящая, как правило, за пределы уровня памяти (на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач);

в) продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы типовых, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам;

г) самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового мышления.

Чем шире круг знаний учащихся, тем богаче их практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в работе, тем более сложные задания для самостоятельного выполнения им может предложить преподаватель.

Известно как велика роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса. Поэтому важным вопросом является организация системы самостоятельных работ на занятии и вне его.

При построении системы самостоятельных работ необходимо придерживаться следующих дидактических требований:

1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению студентами глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательности и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у студентов разнообразных умений и навыков.

Последовательность выполнения аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ должна быть такова, чтобы выполнение одних работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом занятии, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

При отборе самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания необходимо руководствоваться основными принципами дидактики, а также учитывать психологические особенности детей поступающих в школу и их подготовку

.  .  .