Формирование духовно-нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность
Формирование духовно-нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность
Автор: Шутова Наталия Николаевна
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма, гражданственности), нравственного облика (терпения, милосердия, кроткости, добродушия), нравственной позиции (проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служить людям и Родине, проявлению доброй воли и т.п.).
Духовно – нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
· гражданско – патриотическое,
· художественно – эстетическое,
· спортивно – оздоровительное,
· туристско – краеведческое.
Все направления духовно – нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе традиций.
В требованиях ФГОС обозначено, программа духовно – нравственного развития обучающегося должна объединять урочную, внеурочную и вне техникумовскую деятельность, в совместной педагогической работе техникума, семьи и других институтов общества. Выше указанные направления определила и я в своей работе:
· урочная деятельность,
· внеурочная деятельность,
· сотрудничество с родителями.
Для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках я использую следующие приемы:
· воспитание моральных качеств обучающихся на основе личностных отношений,
· введение в конспект уроков исторических фактов из жизни ученых - экономистов, их деятельности,
· использование высказываний известных ученых,
· использование интересных фактов, статистических данных,
· решение задач с практическим содержанием.
Наиболее продуктивным считаю решение ситуационных задач с практическим содержанием.
Организация внеклассных мероприятий (конкурсы, конференции) воспитывает у обучающихся трудолюбие, ответственность, интерес с изучаемым дисциплинам и выбранной профессии, стремление к повышению правовой грамотности, умение работать в команде, доброжелательность к друг другу и т.д.
На формирование духовно – нравственных ценностей студентов оказывают влияние и тематические классные часы: «Воспитание гражданского долга у подростков», «Истоки и последствия терроризма», «История развития государственных символов России», «Честь и достоинство», «Культура личности», «День против курения», «Семья в жизни человека», «Никто - не забыт, ничто - не забыто», «Здоровье – это жизнь» «Что значит уважать другого человека», и др.
Важным направлением в формировании нравственных ценностей обучающихся в группе является работа с родителями. Нравственные ценности закладываются в семье, об этом идет речь на родительских собраниях по темам: «Конфликт в нашей жизни», «Как себя вести в обществе».
В колледже также стали традиционными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, живыми свидетелями военных событий. Уроки мужества, памяти и другие мероприятия предусматривают живое общение людей разных поколений и позволяют сформировать представление у студентов о тех далеких военных событиях. Целью этих мероприятий является формирование у студентов любви к близким, уважение к старшему поколению, развитие всесторонней личности, патриотического воспитания, собственного достоинства.
Большое внимание в колледже уделяется развитию волонтерского движения. Для молодых людей очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире. Волонтеры проводят активную работу по вопросам пропаганды здорового образа жизни, благотворительные акции для пожилых людей.
Ежегодно проводятся конкурсы плакатов и стенгазет о вреде алкоголя и курения, абортах и СПИДе, конкурсы тематических презентаций и открыток, мероприятия, посвященные Дню победы, 23 февраля,
Все перечисленные мероприятия не только помогают в формировании сплоченного коллектива, но и способствуют воспитанию коллектива, формированию нравственных ценностей нашей молодежи.
К основным духовно-нравственным ценностям относятся:
· патриотизм,
· социальная солидарность,
· гражданственность,
· семья,
· личность,
· труд и творчество,
· наука,
· искусство и традиции,
· природа,
· человечество,
· традиционная религия и т.д.
Студенты отдают предпочтение свободе, любви, прагматическим ценностям, карьере, собственности, возможности развития и способности к самосовершенствованию.
Общими ценностями у студентов и преподавателей выступают: здоровье, семья, преданность в дружбе, надежность, образование.