Технологическая карта урока информатики "Визуализация информации"
Технологическая карта урока информатика для 7 класса
«Визуализация информации»
Автор: Храмовских Светлана Леонидовна
МБОУ «СОШ № 24», г. Братск, Иркутская область
Предмет: Информатика.
Тема урока: Визуализация информации. Способы визуализации.
Цель урока: Знакомство с основными способами визуализации информации и формирование осознанного понимания в необходимости использования данного инструмента в жизни.
Тип урока: урок ОНЗ.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
· воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету;
· привить навык индивидуальной работы;
· развитие коммуникативных УУД.
Метапредметные:
· развитие навыков и умений работать со списками и таблицами;
· развитие интереса к предмету, информационной культуры;
· формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
· развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.
Предметные:
· сформировать представление о визуализации информации в текстовых документах;
· познакомить учащихся со списками, с их видами;
· научить составлять многоуровневые маркированные и нумерованные списки;
· научить применять таблицы в текстовых документах.
Дидактические средства: учебник, тетрадь, карточки с заданиями для парной работы, презентация «Визуализация информации. Способы визуализации», карточки с инструкциями («преобразование текста в список», «преобразование текста в таблицу», «преобразование текста в схему»), бланки-основы для создания карт памяти.
Оборудование: проектор, ПК, персональные компьютеры.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
1. Организационный. Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие. |
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. |
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение. |
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
2. Актуализация знаний. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Формулирование темы и цели урока. |
(слайд 2-3) Что общего между древним человеком, оставившим наскальный рисунок и известным киногероем из кинофильма «Москва слезам не верит»?
Почему древние люди вынуждены были оставлять информацию о себе в виде наскальных рисунков? Почему известный киногерой стремился всю информацию заменить телевидением? ПОЧЕМУ? ПРАВ ли ОН? Итак, наша задача сегодня разобраться, почему современный человек, хотя и владеет письменностью, часто обращается к визуализации (т.е. дополняет или замещает текст иллюстрациями, схемами, таблицами, диаграммами и т.д.) (слайд 4) Тема: «Визуализация информации. Способы визуализации». Цель: «Понимание необходимости использования данного инструмента в жизни» |
Ответ: не было письменности. Рисунки были самым понятным рассказом о себе. Ответ: потому что считал, что телевидение – самое понятное и быстрое отображение всего происходящего (всей информации, в том числе и текстовой). (Телевидение – в переводе означает видение (визуальное) на расстоянии). Он, как и первобытный человек, пытается представить всю информацию как визуальную. |
Познавательные: извлечение необходимой информации из сказанного учителем. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие навыков логических операций: анализ, синтез, обобщение. |
Личностные: продолжить формировать личностное целеполагание. Метапредметные: продолжить совершенствовать навыки логических операций: анализ, синтез, обобщение; формирование умения; формулировать тему и цель деятельности. |
3. Изложение нового материала |
Изложение нового материала в форме беседы |
(слайд 5-10) Когда нам просто необходима визуализация? Показ слайдов. |
Ответ: Во многих областях человеческой деятельности: медицина, картография, наука, статистика, транспорт, реклама и обучение |
Познавательные: извлечение необходимой информации из сказанного учителем. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения. |
Предметные: знакомство со способами визуализации информации, которые используются в разных областях человеческой деятельности. Метапредметные: продолжить совершенствование навыков: анализ и выделение главного. Личностные: продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности. |
4. Физкультминутка |
|
(слайд 11) И даже здесь, сейчас, на этом уроке. Физкультминутка (упражнения для глаз)
|
|
Личностные: развитие бережного отношения к своему здоровью. Регулятивные: планирование своей деятельности. |
|
5. Изложение нового материала (продолжение). |
Изложение нового материала |
(слайд 13-15) Попробуем разобраться со скучным текстом. Предлагаю текст. Что в этом тексте не так? Можно ли сделать его понятнее? Как? Ваши предложения? (слайд 16) Составим инструкцию по формированию многоуровневого списка |
Ответ: Его можно заменить схемой, таблицей или списком.
Предложения: 1. Осмыслить текст 2. Определить иерархию 3. Расположить элементы списка в столбец согласно иерархии 4. Выделить текст 5. Назначить многоуровневый список 6. Кнопками («уменьшить отступ», «увеличить отступ») определить местоположение каждого элемента. |
Познавательные: извлечение необходимой информации из сказанного учителем. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения. |
Предметные: знакомство с новым способом визуализации информации; формирование многоуровневого списка. Метапредметные: продолжить совершенствование навыков: анализ и выделение главного, систематизация. Личностные: продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности. |
6. Практическое применение Визуализировать информацию двумя способами. |
Выполнение задания на ПК |
Консультация. |
Работа на ПК |
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения практической работы; формирование умений внедрять списки в текст. Коммуникативные: продолжить развитие умения договариваться друг с другом. Личностные: Умение вести диалог. |
Метапредметные: формирование личностного целеполагания; совершенствовать умение преобразовывать объект из одной формы в другую; продолжить формирование навыка работать в паре. Личностные: ответственное отношение к деятельности; формирование готовности и способности к саморазвитию. |
7. Подведение итогов |
|
Что мы сегодня изучали?
Какими способами мы можем визуализировать информацию? А зачем нужно визуализировать информацию? А где это может пригодиться? |
Мы изучали способы визуализации информации. Мы можем создавать таблицы, рисунки, графики и диаграммы.
Так мы можем ускорить понимание информации. В медицине, организации работы транспорта, науке, учёбе и других областях человеческой деятельности. |
Личностные: умение подвести итог, оценить свою работу. |
Предметные: закрепление основных понятий урока. Метапредметные: продолжить формировать навык оценки достижения цели урока; продолжить формирование умения самооценки |
8. Домашнее задание |
|
дополнить карту памяти примерами визуализации информации по каждому пункту области применения. |
|
|
|