Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста

Дата публикации: 2018-12-03 15:17:09
Статью разместил(а):
Булатова Лиана Михайловна

Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста

Автор: Булатова Лиана Михайловна

МБОУ г. Иркутска СОШ № 4

 

Выступление на родительском собрании.

Переступая порог школы, ребенок попадает в новый мир, полный тайн и загадок, где ему предстоит открыть много неизвестного, искать оригинальное.

В современных условиях чрезвычайно важна задача учителя добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно инициативными, творческими, думающими, поэтому ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, но и развивать познавательные интересы, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирование творческого мышления и познавательной активности учащихся.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание использованию различных методов и приемов, которые позволяют сделать учебный процесс интересным, формируют познавательные способности(восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь)

С помощью своего  воображения  ребенок творчески преобразовывает мир, благодаря воображению ребенок имеет возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать. Память в жизни людей играет еще более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что уже усвоено. Полноценное человеческое познание окружающего мира  без мышления и речи было бы практически невозможно. Все предметы, которыми пользуются люди созданы при помощи мышления . Мысль человека  в процессе познания практически участвует во всех его видах, без нее не могут  существовать ни память, ни воображение. Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Она состоит в том, чтобы разделить всю воспринимаемую информацию на части по степени важности.

Так как чем лучше развиты у ребенка эти процессы, тем более способным он является, тем большими способностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося, зависит легкость и эффективность его в будущем учении.  Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они смогли проявить свои дарования, нужно умелое руководство взрослых. Учитель обязан научить детей учиться, развить и сохранить познавательную потребность учащихся. Поэтому на уроках я использую занимательные упражнения, включаю проблемные ситуации. Такие занятия очень нравятся детям, заставляют постоянно думать, размышлять, активизируют их познавательную деятельность.

Прежде всего интерес детей пробуждает материал, который является для учащихся новым, заставляет их удивляться. Удивляясь, обучающийся как бы стремиться заглянуть вперед. Ученики испытывают удивление, когда находят что –то новое, неизвестное из дополнительных источников. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса  важно учить в знакомом видеть новое.

В соей работе я использую игровые технологии . С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение . Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Игры позволяют сделать урок доступным, понятным, интересном. Умение ребенка следовать по интрукции, по правилу формирует произвольные  психические процессы, у него возникает инициативность в познавательной деятельности.

Развитие познавательной активности требует создания особых условий и правильную организацию обучения. Использование мною коммуникативных технологий дает детям возможность работать в содружестве. Чаще всего я использую такие работы как: работа в парах, группах, учебный диалог, дискуссия.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Для того чтобы они смогли проявить свои дарования нужно  не только умелое руководство учителя ,но и помощь семьи.

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? 

Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

На уроках учителей, уделяющих большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображения, смех в ответ на шутку, глубокие переживания в коллективе; восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение; улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища- все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они разбужены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в семьях, уделяющих внимание развитию познавательного интереса. Дети в таких семьях, как правило, всегда чем-то заняты: читают книги, что-то мастерят, занимаются своим любимым делом и т.д. И это все вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление «сделать» что-то новое, усовершенствовать «старое», достичь более высоких результатов и т.п. При подготовке домашнего задания увлеченные дети стремятся узнать еще что-то новое, неизвестное. Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. А в семьях, где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, обычно, предоставлены сами себе. Они не «совершенствуют» свои знания, считая, что достаточно того, что дают в школе. В этом и кроется ошибка родителей.

Воспитание интереса в отрыве от воспитания всей личности человека невозможно. Для формирования познавательного интереса у ребенка необходима «почва», которую и должны подготавливать родители с самого детства у своих детей. Во-первых,  родители должны организовать жизнь ребенка, во-вторых, создать условия для формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода, режим дня.

Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.

Пути появления интереса у ребенка:

1. эмоциональное отношение к делу;

2. воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:

· роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;

· пример отца и матери, старших братьев и сестер;

· их отношение к делу;

· совместная деятельность;

· беседы о роли знаний;

· игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);

· использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (чаще используются в детском возрасте, до 13 лет, учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, способствуют развитию познавательного интереса, если ребенок не может отгадать слово в кроссворде, он посмотрит в справочнике, что приведет к узнаванию нового и интересного для него, расширение кругозора);

· конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя);

· походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное);

· экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес …

· советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);

· друзья, товарищи (соревнования с товарищем по классу, с самим собой);

Положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности школьника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности. Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность школьника неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности школьника, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов).

Существуют специально разработанные игры, направленные на развитие познавательных способностей. Чтобы добиться наибольших результатов, вы тоже можете поиграть в них со своими детьми.

Игра "Запоминаем, рисуя".

Цель: развитие памяти.

Ведущий заранее готовит список из 20 слов: солнце, стол, цветок, арбуз, карандаш, мяч, книга, линейка, морковь, птица, гвоздь ,лампочка, конфета, телевизор, дерево, ножницы, яблоко, телефон, кольцо, чайник.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

Игра "Числа".

Цель: развитие внимания.

Играющие встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: "Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры"

Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра "Измеряем на глазок".

Цель: развитие восприятия величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.

По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.

Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.

За почти точное воспроизведение - 5 баллов.

За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.

Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каждая команда получает 3 балла.

Игра "Дорисуй".

Цель: развивать воображение.

Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать до воображаемого пред

Игра "Длинный и короткий".

Цель: развитие логического мышления.

Ведущий называет животное, а игроки соответствующие части тела.

1. У зайца длинные...

2. У жирафа длинная шея...

3. У цапли длинный...

4. У слона длинный...

5. У козы длинные...

6. У зайца короткий...

7. У слона короткий...

8. У козы короткий...

9. У кенгуру короткие...

10. У девочки короткая...

Игра: "Найди лишнее".

Цель: развитие мышления.

1. Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис.

2. Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета.

3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион.

4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч.

Список используемой литературы:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: 1985.

2. Дусовицкий А.К. Воспитывая интерес. – М.: Знание, 1979.

3. Кувалдина Е.А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника.// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. – С. 118-119.

4. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания.// Воспитание школьников, №3, 2005. – С. 46.

5. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68.

.  .  .