Актуальность симуляционного обучения студентов ГБПОУ «Якутский медицинский колледж»
Актуальность симуляционного обучения студентов
ГБПОУ «Якутский медицинский колледж»
на занятиях по педиатрии
Автор: Роббек Колымана Васильевна
Преподаватель дисциплины «Педиатрия»
ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж»
Перед системой здравоохранения в настоящее время стоят задачи, направленные на улучшение качества медицинской помощи населению страны, а приоритетным является подготовка высококвалифицированных медицинских работников именно среднего звена. Тезис «кадры решают все» не потерял и не потеряет никогда своей актуальности. Чтобы адаптироваться к современным рыночным условиям образовательным учреждениям необходимо усилить практикоориентированную направленность подготовки конкурентоспособных медицинских специалистов.
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к профессиональной компетентности выпускников и реальные условия системы практического здравоохранения диктуют необходимость изменений в методологии среднего медицинского образования. Выпускник медицинского колледжа должен владеть, кроме знаний и умений, еще и практическим опытом.
Медицинское образование в настоящее время невозможно представить без применения симуляционных технологий. Одним из способов достижения этой задачи является симуляционное обучение. Обучение клиническим умениям с использованием манекенов и тренажеров под наблюдением преподавателя предоставляет возможность студентам делать ошибки в безопасной среде, что улучшает освоение ими клинических умений.
При внедрении в обучение симуляционной системы на каждом этапе получения знаний студент имеет возможность сформировать тактильную память, овладеть навыками общения с пациентом, научиться самостоятельно мыслить, работать в коллективе. Человек запоминает 20 % того, что он видит, 40 % того, что он видит и слышит, и 70 % того, что видит, слышит и делает. Симуляционное обучение в образовательном процессе имеет ряд преимуществ. Во-первых, обучение проводится без нанесения вреда пациенту. Студент имеет возможность выполнить необходимый алгоритм, не испытывая чувства тревоги и боязни совершить ошибку. Во-вторых, можно использовать неограниченное число повторов для отработки навыков и ликвидации ошибок. В-третьих, возможна объективная оценка выполнения манипуляции.
На базе ГБПОУ РС (Я) «Якутский медицинский колледж» внедряются симуляционные технологии разных уровней реалистичности: визуальные: классические учебные пособия, электронные учебники, обучающие компьютерные игры, тактильные: тренажеры, реалистичные фантомы органов, манекены для сердечно-легочной реанимации (САР), с помощью которых идет выработка практического навыка.
Применение симуляционных технологий особенно актуально при изучении педиатрии, когда имеются ограниченные возможности отработки навыков на пациенте. Многие состояния требуют проведения сложных инвазивных манипуляций, сопряженных с возможными рисками для жизни ребенка. Поэтому большинство родителей не хотят, чтобы их больные дети выступали в виде «тренировочного пособия» для студентов, несмотря на контроль со стороны преподавателя.
Применение симуляционных образовательных технологий приведет к значительному повышению знаний студентов, в будущем будет способствовать снижению профессиональных ошибок, уменьшению осложнений и повышению качества оказания медицинской помощи детям и подросткам.