Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок русского языка "Правописание ь в глаголах 3-его лица и в неопределённой форме"

Дата публикации: 2018-11-20 14:17:57
Статью разместил(а):
Кулакова Светлана Вениаминовна

Урок русского языка в 4 классе

"Правописание ь в глаголах 3-его лица и в неопределённой форме"

Автор: Кулакова Светлана Вениаминовна

 

Цель урока:
Составить алгоритм правописания ь в глаголах 3-его лица и в неопределённой форме на основе сравнительного анализа языкового материала и синтеза, ранее полученных знаний с наблюдениями, проведенными на уроке.

Планируемые УУД

Предметные:

- создать условия, выводящие обучающихся на правописание ь в глаголах  3-его лица и в неопределённой форме.

Познавательные:

- осуществить запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символичные средства, в том числе схемы для решения учебных задач;

- проводить сравнения, классификацию изученных объектов по заданным критериям.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

Личностные: 

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи;

- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Коммуникативные: 

- принимать участие в работе парами, работе в группах, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства;

- строить монологические высказывания;

- владеть диалогической формой коммуникации.

Оборудование: учебник русского языка (автор А.В. Полякова, 4 класс), мультимедийная презентация, карточки для составления плана урока, «Грамматическое лото» (игровое поле и разрезные карточки), карточки для работы в ПСС, карточки для составления схемы (работа в группах).

 

Ход урока

I. Орг.момент

1 слайд

(Урок русского языка)

- Начинаем урок русского языка.

- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок?

(Интересным, познавательным, хотелось бы узнать что-то новое, чему-то научиться и т.д.)

- Давайте спланируем работу на уроке. Каким видам работ вы бы отдали предпочтение?

Совместное с учителем составление плана урока:

План урока:

1.     Грамматическое лото

2.     Интеллектуальная разминка.

3.     Открытие нового

4.     Работа по учебнику

5.     Работа в парах сменного состава

6.     Работа в группах).

- План составлен. Пожелаем себе успеха.

II. Грамматическое лото.

- Сегодня мы начнём урок с игры «Грамматическое лото», которая подскажет нам тему урока. Работать вы будете в парах постоянного состава. Откройте конверты и заполните с помощью карточек игровое поле.

(Детям предложено игровое поле следующего вида:

Глагол в форме 2-ого лица, ед. числа

Глагол в не­определён­ной форме

Глагол-ис­ключение

Глагол в форме 3-его лица, ед.числа, наст.времени

Глагол с возврат­ным зна­чением

Глагол в форме будущего времени

А также набор разрезных карточек.  Каждая пара берет карточку и соотносит слово с его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку они кладут на игровое поле обратной стороной. На обратной стороне буквы: 

г- пишешь, л- бежать, а- дышим, г- заканчивает, о- любуется, л- буду размышлять

- Какое слово у вас получилось? 

(Глагол).

- Какие знания помогли вам выполнить это задание? (знания о глаголе)

-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?

- Давайте проведем интеллектуальную разминку, которая нам поможет.

III. Интеллектуальная разминка. Наблюдение над глаголами.

2 слайд

(карандаши с глаголами)

- Прочитайте глаголы и назовите «лишний»: учится, делать, смотреть, объясним, учиться.

1-лишний глагол делать, т.к. это глагол 1 спряжения, а все остальные - 2-ого,              

2 - лишний глагол смотреть, т.к. это глагол-исключение,

3 - объясним, т.к. это глагол не с возвратным значением, а остальные с  возвратным).

- Что заметили?

(Остались 2 глагола, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному: один с ь, а другой нет.)

- Как вы думаете, может ли такое быть? Давайте понаблюдаем и сделаем выводы.

3 слайд

(слова Паустовского)

- Прочитайте высказывание известного писателя Константина Георгиевича Паустовского:

«Каждый человек учится языку и должен учиться до конца своих дней».

- Согласны ли вы с высказыванием? Почему?

- Все слова живого языка сосчитать нельзя уже потому, что он ни одного дня не остается неизменным. Выходят из употребления одни слова или отдельные их значения, появляются новые, и зафиксировать каждый такой факт, конечно, невозможно, поскольку процесс этот постепенный и, как правило, неуловимый. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим. Для образованного человека он оценивается в 5-10 тысяч слов.

- Подумайте и скажите, чем похожи эти глаголы? 

(С возвратным значением, однокоренные, 2 спр.)

- Чем они отличаются?

(Разные по составу, по разному падает ударение)

- Прочитайте орфоэпически. Что заметили? (На конце слышится ца)

- Прочитайте орфографически. Что заметили? (В первом глаголе т звучит твёрдо, а в другом мягко)

- Чем обозначена мягкость согласного звука? ( ь)

- Правильно, в глаголе употребили ь.

IV Сообщение темы, целей.

- Используя свои наблюдения и рассуждения, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

4 слайд

(начало темы)

(Употребление ь в глаголах …)

- Тему до конца мы сформулируем чуть позже.

- Чему мы должны научиться на уроке?

- Как вы думаете, почему же в одних глаголах пишется ь, а в других нет?

( Может быть из-за вопроса: если к глаголу задаем вопрос что делать, то пишем ь, если вопрос что делает, то ь не пишется)

- В какой форме  глагол отвечает на вопрос что делать?

(В неопределенной форме)

- А на вопрос что делает?

(В форме 3 лица)

- Сформулируйте тему до конца: о каких же глаголах мы будем говорить?

(3-его лица и н.ф.)

 

V. Работа по учебнику

- Выполним упражнение 156: проверим, подтвердились ли наши предположения.

- Прочитайте.

- Сравните выделенные глаголы. В чём их сходство и отличие?

(В первой части глаголы употреблены в форме 3-его л. ед.числа, но второй глагол имеет возвратное значение.

Во второй части глаголы употреблены в форме 3-его л. мн. числа, но второй глагол имеет возвратное значение.

В третьей части глаголы употреблены в неопределенной форме, только один из них с возвратным значением.)

- Выпишите только глаголы с возвратным значением, поставьте к ним вопросы.

- Чем отличаются глаголы в 3-ем лице от глаголов в неопределённой форме?

(Ставим разные вопросы. В глаголах неопределённой формы в тся пишется ь, а в глаголах 3-его лица не пишется ь)

- Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, когда в тся пишется ь, а когда не пишется?

- Прочитайте самостоятельно правило на стр.83.

- Кто прочитает вслух?

- Совпадает ли правило с нашими выводами?

- Подтвердились ли наши выводы?

VI. Самостоятельная работа (дифференциация по уровню сложности).

1 группа

Спиши, вставь, где нужно ь.

Что делать? борот..ся, ссорит..ся, катат..ся.

Что делает? кружит..ся, ломает..ся, печалит..ся.

Что делают? ломают..ся, качают..ся, прощают..ся.

2 группа

Спиши предложения, вставь, где нужно ь.

Он ни о ком не беспокоит..ся.

Ему не о ком беспокоит..ся.

Петя пошёл учит..ся в школу.

Петя учит..ся в школе.

3 группа

Составь предложения со словами встретится — встретиться, веселится — веселиться.

 

VII.  Рефлексия. Работа в группах.

- Скажите, что вы не знали, а теперь знаете?

- Сейчас вы будете работать в группах. В конвертах есть карточки. Используя  их, составьте схему о правописании мягкого знака в глаголах с возвратным значением.

- Проверка.

5 слайд

(Проверка выполненного задания)

 

-тся

Что делает?

Ед.ч.

 

3-е л.

Что делают?

Мн.ч.

 

-ться

Что делать?

 

 

Н.ф.

Что сделать?

 

 

- Ребята, всё ли мы с вами успели выполнить из того, что запланировали в начале урока?

- Закончите любое из предложений:

Мне понравилось…
Меня удивило…
Мне бы хотелось…

- Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи?

- Мы сделали лишь очередное открытие. В 5-ом и последующих классах вы продолжите открывать тайны этой важной части речи.

7 слайд

- Спасибо за урок.

 

.  .  .