Урок русского языка "Правописание ь в глаголах 3-его лица и в неопределённой форме"
Урок русского языка в 4 классе
"Правописание ь в глаголах 3-его лица и в неопределённой форме"
Автор: Кулакова Светлана Вениаминовна
Цель урока:
Составить алгоритм правописания ь в глаголах 3-его лица и в неопределённой форме на основе сравнительного анализа языкового материала и синтеза, ранее полученных знаний с наблюдениями, проведенными на уроке.
Планируемые УУД
Предметные:
- создать условия, выводящие обучающихся на правописание ь в глаголах 3-его лица и в неопределённой форме.
Познавательные:
- осуществить запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символичные средства, в том числе схемы для решения учебных задач;
- проводить сравнения, классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи;
- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.
Коммуникативные:
- принимать участие в работе парами, работе в группах, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства;
- строить монологические высказывания;
- владеть диалогической формой коммуникации.
Оборудование: учебник русского языка (автор А.В. Полякова, 4 класс), мультимедийная презентация, карточки для составления плана урока, «Грамматическое лото» (игровое поле и разрезные карточки), карточки для работы в ПСС, карточки для составления схемы (работа в группах).
Ход урока
I. Орг.момент
1 слайд
(Урок русского языка)
- Начинаем урок русского языка.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок?
(Интересным, познавательным, хотелось бы узнать что-то новое, чему-то научиться и т.д.)
- Давайте спланируем работу на уроке. Каким видам работ вы бы отдали предпочтение?
Совместное с учителем составление плана урока:
План урока:
1. Грамматическое лото
2. Интеллектуальная разминка.
3. Открытие нового
4. Работа по учебнику
5. Работа в парах сменного состава
6. Работа в группах).
- План составлен. Пожелаем себе успеха.
II. Грамматическое лото.
- Сегодня мы начнём урок с игры «Грамматическое лото», которая подскажет нам тему урока. Работать вы будете в парах постоянного состава. Откройте конверты и заполните с помощью карточек игровое поле.
(Детям предложено игровое поле следующего вида:
Глагол в форме 2-ого лица, ед. числа |
Глагол в неопределённой форме |
Глагол-исключение |
Глагол в форме 3-его лица, ед.числа, наст.времени |
Глагол с возвратным значением |
Глагол в форме будущего времени |
А также набор разрезных карточек. Каждая пара берет карточку и соотносит слово с его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку они кладут на игровое поле обратной стороной. На обратной стороне буквы:
г- пишешь, л- бежать, а- дышим, г- заканчивает, о- любуется, л- буду размышлять
- Какое слово у вас получилось?
(Глагол).
- Какие знания помогли вам выполнить это задание? (знания о глаголе)
-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?
- Давайте проведем интеллектуальную разминку, которая нам поможет.
III. Интеллектуальная разминка. Наблюдение над глаголами.
2 слайд
(карандаши с глаголами)
- Прочитайте глаголы и назовите «лишний»: учится, делать, смотреть, объясним, учиться.
1-лишний глагол делать, т.к. это глагол 1 спряжения, а все остальные - 2-ого,
2 - лишний глагол смотреть, т.к. это глагол-исключение,
3 - объясним, т.к. это глагол не с возвратным значением, а остальные с возвратным).
- Что заметили?
(Остались 2 глагола, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному: один с ь, а другой нет.)
- Как вы думаете, может ли такое быть? Давайте понаблюдаем и сделаем выводы.
3 слайд
(слова Паустовского)
- Прочитайте высказывание известного писателя Константина Георгиевича Паустовского:
«Каждый человек учится языку и должен учиться до конца своих дней».
- Согласны ли вы с высказыванием? Почему?
- Все слова живого языка сосчитать нельзя уже потому, что он ни одного дня не остается неизменным. Выходят из употребления одни слова или отдельные их значения, появляются новые, и зафиксировать каждый такой факт, конечно, невозможно, поскольку процесс этот постепенный и, как правило, неуловимый. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим. Для образованного человека он оценивается в 5-10 тысяч слов.
- Подумайте и скажите, чем похожи эти глаголы?
(С возвратным значением, однокоренные, 2 спр.)
- Чем они отличаются?
(Разные по составу, по разному падает ударение)
- Прочитайте орфоэпически. Что заметили? (На конце слышится ца)
- Прочитайте орфографически. Что заметили? (В первом глаголе т звучит твёрдо, а в другом мягко)
- Чем обозначена мягкость согласного звука? ( ь)
- Правильно, в глаголе употребили ь.
IV Сообщение темы, целей.
- Используя свои наблюдения и рассуждения, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
4 слайд
(начало темы)
(Употребление ь в глаголах …)
- Тему до конца мы сформулируем чуть позже.
- Чему мы должны научиться на уроке?
- Как вы думаете, почему же в одних глаголах пишется ь, а в других нет?
( Может быть из-за вопроса: если к глаголу задаем вопрос что делать, то пишем ь, если вопрос что делает, то ь не пишется)
- В какой форме глагол отвечает на вопрос что делать?
(В неопределенной форме)
- А на вопрос что делает?
(В форме 3 лица)
- Сформулируйте тему до конца: о каких же глаголах мы будем говорить?
(3-его лица и н.ф.)
V. Работа по учебнику
- Выполним упражнение 156: проверим, подтвердились ли наши предположения.
- Прочитайте.
- Сравните выделенные глаголы. В чём их сходство и отличие?
(В первой части глаголы употреблены в форме 3-его л. ед.числа, но второй глагол имеет возвратное значение.
Во второй части глаголы употреблены в форме 3-его л. мн. числа, но второй глагол имеет возвратное значение.
В третьей части глаголы употреблены в неопределенной форме, только один из них с возвратным значением.)
- Выпишите только глаголы с возвратным значением, поставьте к ним вопросы.
- Чем отличаются глаголы в 3-ем лице от глаголов в неопределённой форме?
(Ставим разные вопросы. В глаголах неопределённой формы в тся пишется ь, а в глаголах 3-его лица не пишется ь)
- Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, когда в тся пишется ь, а когда не пишется?
- Прочитайте самостоятельно правило на стр.83.
- Кто прочитает вслух?
- Совпадает ли правило с нашими выводами?
- Подтвердились ли наши выводы?
VI. Самостоятельная работа (дифференциация по уровню сложности).
1 группа
Спиши, вставь, где нужно ь.
Что делать? борот..ся, ссорит..ся, катат..ся.
Что делает? кружит..ся, ломает..ся, печалит..ся.
Что делают? ломают..ся, качают..ся, прощают..ся.
2 группа
Спиши предложения, вставь, где нужно ь.
Он ни о ком не беспокоит..ся.
Ему не о ком беспокоит..ся.
Петя пошёл учит..ся в школу.
Петя учит..ся в школе.
3 группа
Составь предложения со словами встретится — встретиться, веселится — веселиться.
VII. Рефлексия. Работа в группах.
- Скажите, что вы не знали, а теперь знаете?
- Сейчас вы будете работать в группах. В конвертах есть карточки. Используя их, составьте схему о правописании мягкого знака в глаголах с возвратным значением.
- Проверка.
5 слайд
(Проверка выполненного задания)
-тся |
Что делает? |
Ед.ч. |
3-е л. |
Что делают? |
Мн.ч. |
||
-ться |
Что делать? |
|
Н.ф. |
Что сделать? |
|
- Ребята, всё ли мы с вами успели выполнить из того, что запланировали в начале урока?
- Закончите любое из предложений:
Мне понравилось…
Меня удивило…
Мне бы хотелось…
- Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи?
- Мы сделали лишь очередное открытие. В 5-ом и последующих классах вы продолжите открывать тайны этой важной части речи.
7 слайд
- Спасибо за урок.