Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Компетентостно-ориентированное обучение и воспитание на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2017-09-27 10:05:09
Статью разместил(а):
Рахманова Наталья Николаевна


Компетентостно-ориентированное обучение и воспитание на уроках в начальной школе

Автор: Рахманова Наталья Николаевна

(учитель начальных классов МБУ «Лицей № 19»)

 

Современная образовательная ситуация характеризуется переходом компетентностно-ориентированного подхода из стадии осмысления в стадию практической реализации, для осуществления которой необходимо определить главные направления названного подхода, являющиеся логическим следствием его методологических позиций.  К настоящему времени в публикациях, посвященных исследованию компетентностного подхода, а также в основных стратегических документах федерального значения отчетливо обозначено одно из таких направлений – это усиление практической ориентации образования.  

Практическая ориентация образования сосредоточена на актуализации востребованного в жизни знания, формирования функциональной грамотности, и, как результат, реализации собственных жизненных устремлений учащихся. В условиях адаптации компетентностного подхода к российской образовательной системе его практическая реализация может быть осуществлена путем встраивания практико-ориентированного компонента в традиционное содержание на уровне учебного материала. Одним из наиболее эффективных видов организации учебного материала, отвечающим современным требованиям, может стать компетентностная (в некоторых источниках комплексная, интегрированная) задача.  

Новый, не используемый ранее в дидактике учебный компонент, компетентностную задачу, можно определить как форму организации учебного материала, смоделированную в виде квазижизненной ситуации, призванную формировать предметные, межпредметные и ключевые компетентности учащихся. Целевое предназначение компетентностных задач определено тремя основными позициями: формирования системы универсальных учебных действий; обеспечения условий для применения предметных ЗУНов в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях; приобретения учащимися опыта решения задач жизненного характера. 

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда  и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. 

   Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. 

   Перспективным компетентностное обучение является еще и  потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практикоориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. А его внедрение в практику обучения как раз позволит решить  типичную

 

для российских школ проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. 

   Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих  личностно- деятельный характер. 

   Образовательная компетенция обусловлена личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относится исключительно к личности ученика и проявляется, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. 

  Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. 

 Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: 

  1. Ценностно-смысловые компетенции. 
  2. Общекультурные компетенции. 
  3. Учебно-познавательные компетенции. 
  4. Информационные компетенции. 
  5. Коммуникативные компетенции. 
  6. Социально-трудовые компетенции. 
  7. Компетенции личностного самосовершенствования. 

  Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование.      Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношения.

Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации, которые меняют наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния.

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

В новой редакции  Закона  “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Современный мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы получения и осмысления знаний должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогичным, поисковым, проектным. Педагогические технологии должны отвечать следующим требованиям: направлять на развитие мышления, обучать анализу, помогать самостоятельно добывать знания, делать выбор, вступать в полемику, не соглашаться с догмами, участвовать в дискуссии.

Известно, что наибольшая способность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера. Складываются многообразные отношения с окружающим миром.

Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. Именно в ней закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи. 

В стадии изучения с целью применения в практике одно из главных направлений новых стандартов – формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. на основе освоения универсальных способов деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).

Поэтому вся организация образовательного процесса начального общего образования нацелена:

– на сохранение и укрепление здоровья,   безопасности учащихся;

– успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности;

– начало ценностно-смысловой и содержательной ориентации деятельности.

Базой для достижения  этого стали:

– Изменение подходов к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, роли учения в учебном процессе.

– Деятельность учителя, ориентированная на индивидуальные особенности ученика.

– Изменение модели общения «учитель – ученик».

– Помощь в реализации интересов и склонностей учащихся начального звена.

– Создание условий для развития независимого творческого мышления, самообразования, для свободного выбора направленности и самостоятельности в образовании.

–– Интеграция основного и дополнительного образования.

       Приоритетным условием формирования компетенций  считаю использование современных образовательных и воспитательных технологий, способствующих постепенному преобразованию ключевых  компетенций в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся.

       Прежде всего, считаю необходимым развивать у школьников следующие основные личностные характеристики: субъектность в образовательном процессе, мотивацию к достижению успеха, принятие ценностных ориентаций, стремление к самоактуализации.

      Развитию вышеуказанных личностных характеристик способствуют создаваемые учебные ситуации на уроке: ситуация успеха, ролевые взаимодействия, ситуация выбора и др. Учебный материал вводится в виде задачи, обладающей смысловой значимостью для школьника, содержание и процесс усвоения приобретает форму диалога субъектов, учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра. Таким образом, анализируя признаки личностно-ориентированной учебной ситуации, становится возможным говорить об успешном ее использовании в компетентностно-ориентированном образовании.

        Одной из технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход к образованию, является метод проектов. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, обеспечивающее как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Кроме того, может быть оценен и уровень их сформированности.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе  которой,  лежит развитие познавательных навыков учащихся умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического  и творческого мышления.

В процессе работы над проектом у ученика формируются все виды  универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.

1. Рефлексивные умения:

– умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

– умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

– умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

– умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

– умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

– умение находить несколько вариантов решения проблемы;

– умение выдвигать гипотезы;

– умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

– адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

– обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительные результаты;

– выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

– умение коллективного планирования;

– умение взаимодействовать с любым партнером;

– умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

– навыки делового партнерского общения;

– умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

– умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми и детьми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

– умение вести дискуссию;

– умение отстаивать свою точку зрения;

– умение находить компромисс;

– навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

– навыки монологической речи;

– умение уверенно держать себя во время выступления;

– артистические умения;

– умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

– умение отвечать на незапланированные вопросы.

     В рамках уроков, реализованных методом проектов, использую:

– проблемное введение в тему урока;

– постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

– совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

– групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

– выдвижение идеи (мозговой штурм);

– постановку вопроса (поиск гипотезы);

– формулировку предположения (гипотезы);

– обоснованный выбор способа выполнения задания;

– составление аннотации к прочитанной книге;

– поиск дополнительной литературы;

– подготовку сообщения;

– работу с компьютером по подготовке презентаций на заданную тему;

– самоанализ и самооценку, рефлексию;

– поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

       Какой бы проект не выполнялся, это всегда интересно и не скучно для детей и учителя. Ребята всегда получат новые знания и умения, которые пригодятся им в среднем звене обучения. Это очень важно – подготовить переход в пятый класс. В ходе проектной деятельности учащиеся получают такие знания, которые они никогда не получат на обычном традиционном уроке.

Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:

– использование в работе интерактивных технологий;

– проведение нестандартных уроков;

– организацию исследовательской работы;

– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;

– отслеживание динамики развития учащихся;

– пропаганду достижений науки и культуры;

– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;

– проведение консультаций по поиску необходимой информации;

– обучение приемам составления плана, написанию конспектов, умению выделять главное;

– подготовку заданий творческого характера;

– стимулирование высказывания собственных мыслей;

– использование диалогических методов в работе;

– разработку заданий разного уровня;

– создание проблемных ситуаций;

– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;

– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.

Применяя технологию проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности,  большая вероятность  получить следующие результаты:

•        Обучающийся будет знать: основные методы исследования, правила выбора тем и объектов исследования, основные логические операции

•        Обучающийся будет уметь: самостоятельно выбирать тему и объект исследования, классифицировать предметы, процессы, явления и события, ранжировать идеи, делать выводы и умозаключения, презентовать свою работу;

•        Обучающийся сможет решать следующие жизненные практические задачи: самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по проблеме, реализовывать право на свободный выбор;

•        Обучающийся сможет без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий, работать в коллективе, группе.

Проектная деятельность позволяет сформировать умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

.  .  .