Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Типы химических реакций

Дата публикации: 2018-11-17 19:17:06
Статью разместил(а):
Косенкова Ольга Владимировна

Типы химических реакций

Автор: Косенкова Ольга Владимировна

 

Цель урока: закрепление и развитие знаний о химических реакциях на основе атомно-молекулярного учения и закона сохранения массы веществ; сформировать у школьников представление о классификации химических реакций.

Задачи:

  1. Закрепить понятие «признаки химических реакций»;

  2. Развивать навыки расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакции;

  3. Развивать познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.

  4. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитывать интерес к химии, как прикладной науке.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Каждую секунду в окружающем нас мире происходит неисчислимое множество химических реакций. Человек сделал вдох – и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох – и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. Однако подавляющее большинство химических процессов остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего мира. Чтобы управлять превращениями веществ, необходимо как следует разобраться в природе подобных реакций.

Дайте определение понятию «химическая реакция».

(Химическая реакция – это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

Закороткий период изучения химии, вы узнали о том, что существуют молекулы и атомы, научились вычислять относительную атомную и молекулярную массы. Теперь вы умеете отличать химические реакции от физических явлений.

Вспомните, какие признаки вам позволяют утверждать, что в данном случае протекает химическая реакция.

(Образование осадка, изменение цвета, выделение газа, изменение запаха и вкуса, выделение тепла, света).

Как вы убедились химических реакций много, они отличаются большим разнообразием. Как не запутаться?

(Разделить все химические реакции на группы).

Химические реакции можно классифицировать по различным признакам. Сегодня мы рассмотрим классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ и конечных продуктов.

Выделяют 4 типа химических реакций:

  • Соединения
  • Разложения
  • Замещения
  • Обмена

Учитель демонстрирует опыты или показывает видеопыты.

Опыт 1. Зачищаем медную проволоку и нагреваем ее в пламени спиртовки. Через некоторое время она покрывается черным налетом оксида меди.

Какого цвета была проволока? Какого цвета она стала? Как вы думаете, что произошло? Какие признаки реакции вы наблюдаете?

(Она была красная (розовая), стала черной. Образовалось новое вещество, так как изменился цвет).

Запишем уравнение реакции:

Cu+ O2→ CuO

Посмотрите внимательно на это и другие уравнения записанные на доске. Что объединяет все эти реакции? В чём их отличие?

Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает? Расставьте коэффициенты:

P + O2→ P2O5

CaO + H2 → Ca(OH)2

(Идет процесс соединения веществ, но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем - сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.)

Запишите в тетрадь определение реакций соединения.

A + B = AB

Химические реакции соединения - из нескольких простых и/или сложных веществ образуется одно сложное.

Опыт 2. Учитель демонстрирует разложение малахита при нагревании. Опыт удобен тем, что можно увидеть и доказать наличие всех продуктов реакции.

Для того, что бы доказать что образуется углекислый газ используем известковую воду. Учитель задает после проведения опыта вопросы.

Какого цвета было исходное вещество? Как изменилась его окраска после реакции? Что еще вы заметили? Как вы думаете, что произошло? Почему известковая вода помутнела? Какие признаки реакции вы наблюдаете?

Запишем уравнения реакций:

(CuOH)2CO3 → CuO + CO2 + H2O

Cа(ОН)2+ CO2 → CaCO3+ H2O

Посмотрите внимательно на другие уравнения реакций. Что объединяет все эти реакции? В чём их отличие?

Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает? Расставьте коэффициенты:

H2O → H2+ O2

CaCO3→ CaO + CO2

(NH4)2Cr2O7 → Сr2O3 + N2↑ + 4H2O

(Идет процесс разрушения веществ, образуются простые вещества и сложные вещества.)

Запишите в тетрадь определение реакций разложения.

AB = A + B

Химические реакции разложения - из сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Опыт 3. Учитель демонстрирует вытеснение меди из раствора железом. Учитель задает вопросы.

Какие изменения вы заметили? Как вы думаете, что произошло? Почему изменился цвет железного гвоздя (ножа)? Какие признаки реакции вы наблюдаете?

Запишем уравнение реакции:

Fe + CuSO4 Cu + FeSO4

Посмотрите внимательно на другие уравнения реакций. Что объединяет все эти реакции? В чём их отличие?

Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает? Расставьте коэффициенты:

Zn + HCl → ZnCl2+ H2

СuO + H2 → Cu + H2O

(Идет процесс вытеснения одних веществ другими, взаимодействуют простое и сложное вещества и образуются простое и сложное вещества.)

Запишите в тетрадь определение реакций замещения.

A + BC =AC + B

Химические реакции замещения - атом простого вещества замещает один из атомов в сложном.

Посмотрите внимательно на уравнения. Что объединяет все эти реакции? В чём их отличие?

Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает? Расставьте коэффициенты:

Al2O3+ HCl→ AlCl3+ H2O

KOH +H2SO4→ K2SO4+ H2O

(Взаимодействуют сложные вещества и обмениваются своими частями, образуются тоже сложные вещества.)

Запишите в тетрадь определение реакций обмена.

AB+CD = AD+CB

Химические реакции обмена - сложные вещества обмениваются своими составными частями.

Подробнее с реакциями обмена вы познакомитесь позже.

Определите к какому типу реакций относится эта, расставьте коэффициенты:

CH4+ O2= CO2+ H2O

(Учащиеся высказывают разные предположения.)

Некоторые химические реакции нельзя отнести ни к одному из перечисленных четырех типов. Примером может служить реакция горения метана.

Закрепление пройденного материала.

Расставьте в уравнениях реакций коэффициенты, укажите тип реакции.

Li + N2 → Li3N

  • AgNO3+ Cu → Cu (NO3)2+ Ag
  • H2SO4+ BaCl2→ BaSO4+ HCl
  • KNO3→KNO2+O2

Мир химических реакций огромен, разнообразен и интересен. Одни из них проходят быстро, эффектно, как вспышка звезды. Другие медленно, почти незаметно. Одни из них полезны, а другие вредны.

Сжигание различных видов топлива загрязняет атмосферу, способствует выпадению кислотных осадков. Кислотные дожди действуют губительно на памятники (здания и скульптуры), почву, растения.

Вы только вступаете в этот огромный удивительный мир, только начинаете его познавать. И эти знания помогут объяснить вам многие химические реакции, протекающие в природе. Умейте только видеть и удивляться.

Подведение итогов урока.

Учащиеся задают вопросы по пройденному материалу.

Рефлексия.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось ...

Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Спасибо за сотрудничество.

.  .  .