Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.12.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта урока «Конструирование алгоритмов циклической структуры»

Дата публикации: 2018-11-01 15:05:24
Статью разместил(а):
Гаранжа Марина Юрьевна

Технологическая карта урока теоретического обучения

«Конструирование алгоритмов циклической структуры»

Автор: Гаранжа Марина Юрьевна

ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум», г. Оха

Предмет

Информатика и ИКТ

Группа

К1

Курс

1

Учебная специальность

Компьютерные системы и комплексы

Единичная квалификация

Техник по компьютерным системам

Преподаватель:

Гаранжа Марина Юрьевна

Раздел

2. Информация и информационные процессы

Тема урока

Конструирование алгоритмов циклической структуры

Цель урока

Введение понятия цикл и  создание условий для обучения приемам построения алгоритмов с циклом

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-сформулировать тему урока путём анализа примеров;
- создать условия для осознания термина «цикл»;
- формировать у студентов  представления о видах цикла, продолжить формировать навыки по построению блок – схем

- способствовать развитию алгоритмического мышления;

- формировать умение самостоятельно планировать пути достижения цели;

- развивать умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логически рассуждение и делать выводы. 

- воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к предмету

Методическая цель 

Апробация технологии критического мышления

Планируемые результаты

Предметные: 

П1 - владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций (знать понятие цикл, различать виды циклов: цикл-до, цикл-пока, цикл-для, графическое представление циклов)

П2 - умение анализировать алгоритмы (уметь применять конструкцию цикл при составлении алгоритмов для решения задач  на естественном языке и языке блок-схем)

Личностные:

Л - умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности

Метапредметные:

М - умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации.

 использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач

Основные понятия

Цикл, цикл с параметром (цикл-для), цикл с условием (цикл-пока, цикл-до), тело цикла, параметр цикла

Тип урока

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы урока

Ф ‑ фронтальная, И – индивидуальная, К - консультация.

Методы

(а) - словесные, (б) - репродуктивные, (в) - объяснительно-иллюстративные, (г) - методы самостоятельной работы, (д) – лекция.

Межпредметные связи

Математика

Средства обучения

Автоматизированное место преподавателя (ПК, медиапроектор,  колонки, интерактивная доска), программа управления компьютерным классом Net Control 2, программа «Конструктор алгоритмов» (1).

Файлы: (2) Файл Задание1.pptx, (3) презентация.notebook

Рабочая тетрадь (4), учебник (5).

Раздаточный материал – кластер, карточки с ДЗ (6).

 

Организационная структура урока:

1)              Организационный этап (2 мин).

2)              Активизация познавательной деятельности обучающихся (10 мин).

3)              Изложение нового материала (10 мин).

4)              Первичное закрепление (15 мин).

5)              Итог урока, рефлексия (5 мин).

6)              Информация о домашнем задании (3 мин)

Этапы урока.

Время

Задачи

Деятельность преподавателя

Средства обучения

Деятельность студентов

Организационный этап

(2 мин)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствие студентов, проверяю готовность к учебному занятию, организую внимание. 

 

Приветствуют преподавателя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место. 

Активизация познавательной деятельности обучающихся          (10 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование темы  и задач урока

1. Контроль домашнего задания (ДЗ): Составить алгоритм и программу для решения следующей задачи: Дано двухзначное число. Определить чему равны его цифры и равны ли они между собой. Демонстрирует презентацию (приложение 1). Оценивает правильность выполнения ДЗ

2. Рассылает по сети через программу Net Control 2 файл Задание1.pptx (приложение 1)

Задаёт вопросы:

1.    Проверить правильность выполнения ДЗ. Что поставим …?

2.    Проверить правильность выполнения интерактивного задания (выборочно, кто активно выходил к доске выставить оценки)

3.     

4.     

5.    В последнем задании ставится вызов: Как будет выглядеть алгоритм печатающий 200 раз слово «Привет»? В чёт тут неудобства?

6.    Значит должна быть конструкция в алгоритмах, которая организует повторение действий? Как вы думаете как она называется? Наводящий вопрос: Вы слышали такое слово «Цикл»? Что оно означает?  

7.    Сталкиваетесь ли вы с циклами в повседневной жизни?  

8.    Как вы думаете о чем будет сегодня идти речь на уроке? 

9.    Предлагаю вам сформулировать цель и задачи нашего урока. 

 

 

10.  

 

 

 

 

 

 

(2)
 (3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4)

Один студент у интерактивной доски на (оценку) демонстрирует выполнение ДЗ: на 1 слайде заполняет разделы «Постановка задачи», «алгоритм», «программа»

Остальные - выполняют интерактивное задание на месте.

 

Сравнивают ДЗ у доски со своим. Оценивают результат товарища («5» - всё правильно, «4» –есть недочёты, «3» – есть грубые ошибки)

По очереди студенты выходят к доске и заполняют слайды (2-6 слайд) (приложение 1), объясняя почему он так думает. Все сравнивают с эталоном, сохраняют и отправляют на проверку по сети.

 

200 раз нужно нарисовать блок вывода со словом «Привет», это трудоёмко и неудобно

Отвечают на наводящие вопросы и пытаются сформулировать цель и тему урока.

Цикл

 

 

Приводят примеры

 

Один из студентов записывает цели, сформулированные обучающимися, на (7 слайд) (приложение 1)

Тема:Конструирование алгоритмов с циклом Задачи:рассмотреть организацию повторений в алгоритмах с помощью циклических конструкций, а также примеры их применения.

Записывают число и тему урока в тетрадь

Изложение нового материала

 (10 мин.)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний: формировать у студентов представление о видах цикла, продолжить формировать навыки построения блок – схем

Как Вы думаете, сколько раз должно выполниться действие, чтобы цикл завершился? Может ли цикл повторяться бесконечно?

Какие алгоритмические конструкции понадобятся нам для реализации конструкции цикл

Согласны ли Вы с фразой: « цикл = повторяющееся действие + условие» (слайд 8).

Для осмысления нового материала вам предлагается по ходу моего объяснения заполнить раздаточный материал «Кластер», после чего проверим как мы владеем умением выделять из общего главную основную мысль.

Лекция:

Алгоритм, который предусматривает многократное повторение одного и того же действия, называется циклическим. В циклические алгоритмы входит последовательность команд, выполняемая многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла.

Циклы бывают с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений

Существует три формы циклов: цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием (слайд 9).

Цикл с параметром – это цикл, в котором тело цикла выполняется заранее известное количество раз, т.е. известен диапазон изменения параметра. Параметр – это переменная целого типа, которая либо увеличивается, либо уменьшается на единицу.

Цикл реализуется следующим образом:

1) параметру присваивается начальное значение;

2) если значение входит в заданный диапазон, то выполняется тело цикла, параметр изменяется на единицу и выполняется пункт 2;

3) если значение не входит в заданный диапазон, то выполнение цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если начальное и конечное значение цикла образуют пустой диапазон.

Пример:

Цикл ДЛЯ (число шагов известно)
Для количества шагов менее 100
сделать шаг вперед
Завершить цикл. 

Цикл с предусловием – это цикл, в котором тело цикла выполняется только в случае выполнения условия. Если условие становится неверным, то работа цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если условие цикла сразу задано неверным.

Пример:

Цикл ПОКА (число шагов неизвестно)
Пока нет препятствия
сделать шаг вперед
Завершить цикл;

Цикл с постусловием – это цикл, в котором тело цикла выполняется до тех пор, пока условие, заданное после тела цикла не станет верным. Если условие становится верным, то работа цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла обязательно выполниться хотя бы один раз, даже если условие цикла сразу задано верным.

Пример:

Цикл ДО (число шагов неизвестно)
Сделать шаг вперед
до встречи с препятствием
Завершить цикл.

 

Рассмотрим пример реализации задачи с помощью разных типов цикла: Напечатать 200 раз слово «привет»

Правило 1. Цикл-ДЛЯ применяется в том случае, если известно число повторений и надо выполнять одну и ту же последовательность команд, в которых есть изменяющийся на единицу параметр.

Правило 2. Цикл-ДО и Цикл-ПОСЛЕ применяются для записи любой задачи, в которой есть повторяющиеся действия.

(3)

Пока не выполнится условие. Может,  если нет условия.

 

Линейная и конструкция выбор

 

Да, согласны (8 слайд) (приложение 1)

 

 

 

 

 

 

Слушают объяснение и комментируя заполняют  под руководством преподавателя опорный план-конспект по теме «Цикл» (раздаточный материал Кластер.docx приложение 2) используя приём «Кластер» (слайд 9-10) (приложение 1) и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 10) (приложение 1) Сравнивают общее и различия в написании блок-схем

 

Первичное закрепление

 (15 мин)

Установить осознанность восприятия. Первичное обобщение. Учить выбирать рациональные способы решения.

Подведём итоги вышесказанному

Контроль выполнения задания1: Сравнить выполнение задания с эталоном  (Слайд 11) (приложение 2)

 Для полного понимания и закрепления материала нам поможе следующее задание. Я попрошу ответить на вопросы задания в первую очередь тех, кто оценил свою работу, как частичное понимание.

Остальные будут помогать.

 

Задание 2: Выполнить задания на слайде12 (приложение 3)  

 

Задание 3: Индивидуально выполнить задание на слайде 13 (приложение 4)

 

(3), (1),

(4)

Студенты сравнивают с эталоном выполнения задания, проецируемого на слайде 11, правильное заполнение отмечают знаком «+», неправильное – «-». Оценивают свою работу на уровне «понял», «частично понял».

 

 

 

 

С места студенты устно отвечают с комментариями на вопросы, проецируемые на слайде 12

 

Разбирают постановку задачи все вместе. Записывают на слайде. Индивидуально составляют алгоритм в программе «Конструктор алгоритмов» и тестируют.

Отправляют файлы по сети на проверку.

Проверяют себя по эталону (слайд 14) (приложение 4). Самооценка студента на полноту выполнения задания (фиксация затруднений на конкретном этапе выполнения задания)

Итог урока, рефлексия

(5 мин)

Анализ результатов Оценивание

Метод Синквейн (приложение 5)

Отметить наиболее активных студентов. Выставить оценки с комментариями (за ДЗ; Задание1.pptx –выборочно, кто записывал у доски; ответы с места, индивидуальное задание – выборочно, кто записывал постановку задачи)

 

Составляют Синквейн со словом «цикл»

Лучшие Синквейн записывают на доске

Информация о домашнем задании

(3 мин)

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

Раздаёт карточки с ДЗ (приложение 6).Учебник [6]

 

Внимательно изучают ДЗ, задают уточняющие вопросы

Список литературы:

1.     Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. – Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономичского профилей. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2.     Златопольский Д.М., Сборник задач по программированию. – газета «Информатика» № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 17, 18 2000г.

3.     Михеева Е. В, Титова О.И. Титова. –Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

4.     Михеева Е.В. – Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

5.     Семакин И. Г. Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — 4-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

6.     Угринович Н. Д. Информатика : лабораторный журнал для 9 класса / Н. Д. Угринович, И. А. Серёгин, О. А. Полежаева. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

7.     Цветкова М. С. Информатика и ИКТ : учебник для нач. и сред проф. образования / М. С. Цветкова, Л.С.Великович. — 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012.

.  .  .

technologi.site
technologi.site