Применение современных здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе
Применение современных здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе
Автор: Миронова Галина Николаевна
учитель математики МБОУ «Лицей «Эврика»
Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание вкладывается в это понятие?
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание.
Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники.
Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс развития общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду.
Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.
Но главное из приоритетных направлений современной педагогики является здоровьесбережение.
Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле – здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления.
Сегодня на школу и учителя возлагается, казалось бы, несвойственная им задача - забота о здоровье учащихся. Это определено следующими причинами:
во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми;
во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в образовательном процессе;
в-третьих, современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Основные составляющие этой системы:
- организация рационального двигательного режима учащихся;
- непрерывное мониторирование состояния здоровья учащихся и своевременная коррекция возникающих отклонений;
- организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
- создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей;
- использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.
Урок математики сложен тем, что требует максимальной концентрации внимания и мышления. Поэтому происходит очень быстрая утомляемость и потребность в отдыхе. А отдых – это ничто иное, как смена видов деятельности. Решению математических задач помогает хорошо развитое воображение, поэтому, полезно предлагать учащимся упражнения для развития воображения: закрыть глаза и представить событие, описываемое в задаче, изучаемую геометрическую фигуру и ее свойства и т.п. С закрытыми глазами можно проводить и устный счет: это помогает не только развитию воображения, но и концентрации внимания.
В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто.
Хорошее эмоциональное состояние поддерживают «минуты радости» – любая приятная информация: сообщения, поздравления, объявления и др., «смехопаузы» – смешные истории, забавные случаи из жизни.
Здоровьесберегающие технологии большое значение уделяют школьной оценке. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. И мы помогаем ему в этом, проводя уроки так, чтобы они оставляли в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник. Предлагая домашнее задание, учитель может продифференцировать уровень сложности указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества.
И еще: гармонично развитую личность может воспитать только гармонично развитая личность. В связи с чем, считаю необходимым осознать всю полноту ответственности за здоровье подрастающего поколения и, прежде всего, личным примером формировать представление о ценности здорового образа жизни.
Гармонично развитая личность – залог процветания общества!