Инклюзивное образование в современном образовании
Инклюзивное образование в современном образовании
Автор: Матрусенко Людмила Викторовна
В Красноярском крае в системе инклюзивного образования задействованы 68 % детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в Красноярском крае проживает 26 262 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из них 18 115 — это дети школьного возраста, 8 147 — дошкольники. Из общего количества детей 10 873 школьника и 7 105 детей дошкольного включены в систему инклюзивного образования, это 68 % от общего числа.
При этом, стоит отметить, что с 2011 по 2017 годы в Красноярском крае увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья на 19 % — это более чем на 1 930 человек. Увеличение числа детей с ограниченными возможностями в школах, образование которых организовано совместно с детьми, не имеющими нарушений развития, ставит перед школами задачи для безбарьерной среды и поиска современных образовательных технологий. В связи с этим в Министерстве образования совместно с педагогами, учеными, родителями и общественными организациями была организована разработка проекта концепции развития инклюзивного образования».
Инклюзия в образовании включает в себя: признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов. Повышение степени участия учеников в культурной жизни школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни.
Важно избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.
Одним из показателей организации инклюзивного образования является инклюзивная культура. Инклюзивная культура – это часть общей школьной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии в целом
Формирование инклюзивной культуры – это особая часть воспитательной работы, в которой предусмотрены различные мероприятия, способствующие развитию толерантности и эмпатии к людям с инвалидностью и с особыми потребностями.
Принято считать, что идея интегрированного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (другими словами, идея совместного обучения с обычными детьми) возникла в начале 60-х годов ХХ века, и первые опыты интегрированного обучения принадлежат скандинавским странам. Однако история специальной педагогики свидетельствует о том, что почти 200 лет назад, в первые десятилетия XIX века проблема совместного обучения не только занимала умы прогрессивных педагогов, но и в целом ряде случаев была с успехом апробирована в условиях тогда еще не имевшей ценза народной школы некоторых европейских стран.
Европейская педагогика начинает XIX век под знаком педагогических идей И.Г.Песталоцци (1746-1827) – о необходимости и возможности обучения всех детей и подготовки их к будущей трудовой деятельности, о разностороннем развитии ребенка в соответствии с его природой и потребностями, о важности обучения для детей с отставанием в умственном развитии, физически и социально неблагополучных.
Пионером этой идеи считают Самуила Гейнике (1727-1790), основоположника немецкой сурдопедагогики и организатора и руководителя первого в Германии учебного заведения (школы) для глухих детей. Он предложил создавать в структуре массовой народной школы специальные классы для глухих детей, которых бы обучал специально подготовленный учитель, а также открыть постоянно действующий обучающий семинар для учителей массовой школы при школе (институте) для глухих детей для распространения опыта обучения глухих. В пользу совместного обучения прогрессивная педагогическая общественность приводила целый ряд аргументов.
Многие учителя отмечали и то обстоятельство, что обучение детей с отклонениями в развитии в условиях народной школы создает для них возможность установления контактов и упражнений в общении с окружающим миром, в котором ребенку с нарушенным развитием все равно придется жить по окончании школы.
Образование всегда является органической частью сложных исторических процессов
функционирования и развития культуры в целом.
Россия подошла к идее инклюзивного образования на 20 лет позже Западной Европы, при этом тенденция к включению инвалидов в общество возникает в нашей стране в принципиально иных социо-культурных условиях. Европа вошла в интегративный период на основе дальнейшего развития уже установившихся норм демократии и во время экономического подъема, Россия же - в ситуации начала становления демократических норм, их самого первого законодательного оформления, глубочайшего экономического кризиса, а также кризисов всех институтов государства.
В настоящее время одним из особо значимых направлений является исследование инклюзивной культуры образовательной организации. В практическом пособии «Показатели инклюзии», разработанном Тони Бут и МэлЭйнскоу под руководством основателя Центра изучения инклюзивного образования МаркаВогана (Бристоль, Великобритания), выделяются три взаимосвязанных аспекта, отражающие наиболее важные направления улучшения ситуации в образовательных учреждениях:
· создание инклюзивной культуры,
· развитие инклюзивной политики,
· внедрение инклюзивной практики.
На взгляд британских специалистов, эти части, графически представленные как стороны равностороннего треугольника, представляют собой «оси», которые задают векторы мышления, направленного на реформирование школ не только в области инклюзии, но и в более широком смысле.
Направление «создание инклюзивной культуры» лежит в основании треугольника. По мнению исследователей, «развитие общих инклюзивных ценностей и отношений сотрудничества может привести к изменениям в других аспектах».
Инклюзивные ценности образования определяют новое направление образовательных отношений и ориентируют на гуманистический характер самого образования.
Ученые по-разному трактуют понятие «инклюзивная культура»:
1) особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса;
2) часть общей школьной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии в целом;
3) уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и школы, позволяющих избежать конфликтных ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса;
4)особая инклюзивная атмосфера, в которой внедряемые модификации адаптированы к потребностям определенной школы и органично вплетены в ее общую структуру, а также педагогам предоставлена возможность получения разнообразной поддержки, как со стороны администрации, так и со стороны других педагогов, позволяет снизить риск возникновения многих противоречий;
5) фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества, в котором многообразие потребностей приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом, обеспечивая возможность достижения высоких результатов в соответствии с целями инклюзивного образования и обеспечивая сохранность, принятие, сотрудничество и стимулирование непрерывного совершенствования педагогического сообщества и общества в целом.
Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации рассматривается исследователями и практиками в качестве задачи, решение которой лежит в основании инклюзии и включает в себя принятие ценностей уважения разнообразия, терпимости к различиям, сотрудничества, поощрения достижений каждого и создание на их основе включающего сообщества.
Негативные установки здоровых учащихся, отказ от контактов с «особым» одноклассником в ряде случаев объясняются дефицитом знаний об особенностях людей, имеющих те или иные недостатки в развитии, и отсутствием опыта общения с ними.
Следовательно, работа педагогов одновременно должна быть направлена на большую информированность относительно бытия людей с теми или иными формами патологии и на нравственное развитие учеников в соответствии с принципами гуманизма и равноправия.
Ученые и практики разрабатывают программы тренингов, направленных на формирование у школьников толерантного отношения к людям с инвалидностью и сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
А следовательно, в школах необходимо продолжать развивать чувство толерантности к сверстникам с особыми потребностями, уважать мнение других людей, развивать инклюзивную культуру педагогического состава и родительской общественности.