Учебная программа по информатике "Мир логики и информатики"
Рабочая программа
«Мир логики и информатики» (2 класс)
Автор: Петренко Тамара Борисовна
Количество часов: 34. Уровень базовый
Программа разработана на основе авторской программы "Горячева А.В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»\ под ред. А.А. Леонтьева.- М.: Баласс, 2014."
1. Пояснительная записка.
1.1. Характеристика и обоснование программы.
Рабочая программа курса «Мир логики и информатики» (платные дополнительные образовательные услуги) для 2 класса, предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Данный курс введет к выполнению основной цели - развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся, создание базы знаний связанной с информатикой, развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей и наклонностей детей.
1.2. Цели и задачи курса.
Цель: развитие логического мышления и математических способностей у учащихся. Вызвать интерес к изучению информатики.
Задачи:
- развивать навык решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- учить применять алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- развить творческие способности учащихся;
- расширять кругозор учеников в областях знаний, тесно связанных с информатикой:
знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
При организации дополнительных занятий соблюдается личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности); культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой); деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-позновательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
Виды учебной деятельности.
- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.
- моделирование.
- решение доступных конструкторско-технологических задач.
- простейшее проектирование.
1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами изучения информатики являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметнопреобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Предполагаемые результаты изучения курса:
После изучения раздела «Описание предметов» ученик должен научиться:
- определять значение признаков предмета (цвет, форма, размер, материал, и т.д.);
- выделять составные части предмета;
- описывать и определять предмет по его признакам, составу,действиям4 -строить изображения, симметричные заданным;
- определять наличие (количество) осей симметрии у фигур;
- ориентироваться на координатной сетке - записывать адрес предмета и определить положение предмета по его адресу.
После изучения раздела «Алгоритмы» ученики научатся:
- называть действия предметов, определять действия, обратные данным;
- выстраивать последовательность действий;
- составлять и записывать простые алгоритмы;
- находить и исправлять ошибки в записи алгоритмов.
После изучения раздела «Множества» научатся:
- объединять предметы в множестве, давать им названия;
- сравнивать множества по количеству элементов и по составу;
- рисовать схему изображения множеств;
- определять и изображать взаимное расположение множеств;
- определять элементы, принадлежащие множеству, пересечению множеств, объединению множеств.
После изучения раздела «Логика» ученики научатся:
- составлять высказывания и определять истинность высказываний;
- строить отрицание высказывания.
1.4. Отслеживание результатов обучения
1.4.1. Самоконтроль учителя:
- индивидуальные тесты, задания;
- регулярный просмотр материалов;
- самостоятельные проверочные работы;
- графические работы: рисунки, схемы, чертежи и т.д.
1.4.2. Контроль администрации.
- посещения занятий курса;
- анкетирование учащихся о мотивированности к данному курсу;
- отслеживание отношения учащихся к данному курсу (активность, творческая деятельность учащихся, желание и готовность к занятию).
1.5. Методические рекомендации.
Курс дополнительных занятий рассчитан на учащихся 2 класса, поэтому темы и их последовательность соотносятся с «авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004)». Авторская программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета.
Авторская программа составлена на 34 учебных часов в год, что совпадает с учебным планом школы (34 часов).
Занятия курса включают в себя теоретическую и практическую части. Для поддержания постоянного интереса учащихся к курсу учитель сам должен хорошо владеть знаниями, уметь направлять учащихся в их творческом поиске, формировать у них положительную мотивацию к курсу. На уроках должна прослеживаться межпредметная связь с информатикой, математикой, окружающим миром. Работа с учащимися может быть фронтальной, индивидуальной, групповой.
2. Содержание дополнительных занятий «Мир логики и информатики»:
1. Отличительные признаки и составные части предметов (9ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
2. План действий и его описание (7ч).
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
3. Логические рассуждения (18ч).
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор).
Литература:
1. Образовательная система «Школа 2100»: сборник программ М.: Баллас, 2013.
2. А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина, «Информатика в играх и задачах». 1-4 классы. Методические рекомендации для учителя», Москва «Баласс».2013г.
3. А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина " Методические рекомендации для учителя по курсу информатики с элементами информатики для 2-го класса"
4. А.В.Горячев и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» 1-4 классы. Москва «Баласс».2013-2014г.
5. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г.
6. Информатика в играх и задачах для 2 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2007г..
7. ЭОР на CD - диске к методическому пособию для учителя 2 класс, А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.
№ п/п |
Тема урока |
Общее количество часов |
Количество часов |
Элементы содержания занятия |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата |
Оборудование урока |
||
Теоретич еские |
Практиче ские |
|
план |
факт |
|||||
I. Отличительные признаки и составные части предметов (9 ч.) |
|||||||||
1 |
Признаки предметов. |
1 |
1 |
|
Изучение признаков предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.). Обобщение и классификация предметов по какому-либо общему признаку. |
Уметь находить признаки предмета, классифицировать предметы по какому-либо признаку. |
|
|
ИКТ |
2 |
Описание предметов. |
1 |
1 |
|
Описывание и определение предметов через признаки. Сравнение предметов по их признакам. |
Уметь описывать предмет, сравнивать предметы по их признакам. |
|
|
ИКТ |
3 |
Состав предметов. |
1 |
1 |
|
Знакомство с понятием составных частей предметов. Описывание предметов через их составные части. |
Уметь описывать предмет, называя его составные части. |
|
|
ИКТ |
4 |
Действия предметов. |
1 |
1 |
|
Определение и называние действия предметов. Обобщение и классификация предметов по их действиям. |
Уметь определять и называть действия предметов. |
|
|
ИКТ |
5 |
Симметрия. |
1 |
1 |
|
Закрепление пространственных представлений («вверх», «вправо», «влево»). Введение понятия симметричности фигур, оси симметрии. |
Уметь ориентироваться в пространстве. Знать расположение оси симметрии. Уметь отличать симметричные фигуры. |
|
|
ИКТ |
6 |
Координатная сетка. |
1 |
1 |
|
Формирование представлений о координатной сетке. Знакомство с локализацией предметов на координатной сетке. |
Уметь определять координаты предметов. |
|
|
ИКТ |
7 |
Практическая работа № 1 по теме: |
1 |
- |
1 |
Проверка знаний учащихся по пройденным темам. |
Уметь классифицировать предметы по общему |
|
|
ИКТ |
|
«Отличительные признаки и составные части предметов». |
|
|
|
|
признаку, находить предмет по его координатам, ориентироваться в пространстве, описывать предмет. |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Знакомство с компьютером. |
1 |
1 |
" |
Дать первое представление о компьютере и о его устройстве. |
Уметь включать и выключать компьютер. |
|
|
ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Действия предметов. |
1 |
1 |
|
Знакомство с действиями предметов и их результатами. Определение результата действия. |
Уметь определять действия предметов и их результаты. |
|
|
ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. План действий и его описание (7 ч) |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Обратные действия. |
1 |
1 |
|
Знакомство с понятием «обратное действие». Определение обратного действия. |
Уметь определять обратное действие. |
|
|
ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Последовательность событий |
1 |
1 |
|
Подготовка к введению понятия «алгоритм». Определение последовательности событий |
Уметь определять последовательность событий. |
|
|
ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Алгоритм. |
1 |
1 |
|
Введение понятия «алгоритм». Составление и выполнение алгоритма. Поиск ошибок и исправление алгоритма. |
Уметь составлять и выполнять алгоритм. |
|
|
ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Ветвление. . |
1 |
|
1 |
Знакомство с понятием «ветвление» в алгоритме. Составление алгоритма с ветвлением (условием). |
Уметь составлять алгоритм с ветвлением. |
|
|
ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Практическая работа № 2 по теме: «План действий и его описание». |
1 |
|
1 |
Проверка знаний по пройденным темам. |
Уметь определять действия предметов и обратные им, последовательность событий. Уметь составлять алгоритм и алгоритм с ветвлением. |
|
|
ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Работа с мышью |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познакомить с устройством ввода - мышь. Назначением мыши. Курсор мыши. |
Уметь управлять «мышью» |
|
|
ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Работа с мышью |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познакомить с устройством ввода - мышь. |
Уметь управлять «мышью». |
|
|
ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|