Охрана детского голоса при занятии вокалом
Охрана детского голоса при занятии вокалом
Автор: Додарбеков Алишер Мансурджонович
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с рождения.
Вокал оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто возникают заболевания голосового аппарата, а иногда происходят особые сдвиги в организме, которые не встречаются у взрослых.
Педагог должен воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему голосу. Необходимо объяснять детям, что крик, громкая речь, форсированное пение, злоупотребление неудобной тесситурой вредят певческому голосу. Непосредственно перед пением не рекомендуется употреблять в пищу шоколад, семечки, газированные напитки, а после пения пить холодную воду, нельзя пользоваться ароматическими средствами. Это отрицательно сказывается на звучании голоса во время пения.
В работе с детьми очень важно уделять значительное место вопросам охраны детского голоса и здоровья, опираться на необходимые знания в области физиологии детского организма, развития органов певческого аппарата. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. «Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. В толще голосовых связок ребѐнка до 5 лет вокальных мышц нет, их место занимает рыхлая соединительная ткань, имеются только мышцы, сближающие голосовые складки. К 5 годам заметны отдельные мышечные пучки вокальных мышц. Отсюда особое звучание детских голосов. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый.
В процессе роста и развития меняется механизм фонации у детей. От 0 до 7 лет преобладает фальцетный механизм фонации с доминирующим участием перстнещитовидной мышцы, в то время как другие принимают лишь косвенное участие. Вокальная мышца формируется лишь в возрасте от 7 до 12 лет, в результате отщепления от щиточерпаловидной мышцы, а затем продолжает развиваться до 19-20 лет. Постепенно механизм фальцета заменяется колебаниями голосовых складок. Таким образом, механизм фонации у ребенка отличается о процесса голосообразования у взрослого.
В первые годы Советской власти, когда музыкальное воспитание в общеобразовательной школе становится массовым, понадобилась целая армия музыкальных работников. Однако среди них специалистов по детскому голосу было немного. В результате роста массовости пения общий уровень вокального воспитания детей резко понизился. Сам репертуар тех лет (революционные песни маршевого характера) провоцировал детей на громкое, форсированное пение и нередко в высокой тесситуре, что создавало для их голосового аппарата режим перегрузки. В результате первых десятилетий вырисовывается картина массовой порчи детских голосов: фоностения, несмыкание голосовых складок, сип при пении по причине узелкового процесса на складках и другие патологические явления, связанные с неправильным функционированием гортани во время фонации.
В 1938 году в Москве состоялось I Методическое совещание по вокальной работе с детьми, в котором приняли участие специалисты различного профиля: медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные работники. Главный вопрос совещания – охрана детского голоса. Основное решение совещания качалось рекомендации – у всех детей до периода наступления мутации использовать фальцетную манеру звукообразования. В 1961 году в Академии Педагогических Наук РСФСР организована I –я научная конференция по вопросам развития музыкального слуха и голоса детей. В ней впервые приняли участие крупные учѐные – представители смежных наук: психологи, физиологи, морфологи, фониатры, акустики, педагоги – ученые и практики, и не только из России, но и из других стран. В большинстве научных докладов озвученных на конференции, за нормальное пение принимается ясное, звонкое, лѐгкое, совершенно свободное от перенапряжения, т.е. фальцетное.
Большим достижением было создание так называемой «щадящей» методики вокального воспитания детей, которая касалась норм певческих нагрузок, определения режима работы голосового аппарата, качественных характеристик звучания голоса ребѐнка. Продолжая сложившиеся традиции дореволюционной методики, и заботясь об охране детского голоса, основой звукообразования признаѐтся фальцетная манера пения для детей в возрасте до 10-11 лет, т.е. до проявления признаков мутации. Однако наряду с сложившимся мнением о необходимости использования фальцетной манеры голосообразования, распространение получила и иная точка зрения основанная на использовании преимущественно грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е.Огороднов и его последователи.
Наблюдения за голосовыми складками во время пения в лабораторных условиях показали, что в одних случаях звукообразование происходит при плотно сомкнутых голосовых складках и они колеблются всей своей массой. При этом преобладает грудное резонирование. В других случаях способ голосовых складок изменяется – фонация происходит при неплотно сомкнутых голосовых складках. Они колеблются не всей своей массой (не во всю свою ширину), а в отдельных случаях только узкими внутренними краями, резонирование голоса – головное. Выяснилось, что такое положение голосовых складок не является причиной их болезненного состояния (несмыкания). Механизм певческого голосообразования определяется взаимодействием двух групп мышц: мышц, лежащих в толще голосовых складок, и мышц, натягивающих эти складки.
При грудном регистре голосообразование происходит в основном за счѐт активного сокращения голосовых мышц, натяжение голосовых складок незначительно. Фоническая щель имеет форму прямой линии, которая при каждом возвращении голосовых складок в исходное положение сомкнутого состояния после их приподнятия кверху и к наружи вновь восстанавливается. В этот момент щель полностью закрывается. При фальцете голосовые складки натягиваются и полного закрытия голосовой щели не получается, даже в момент фазы наибольшего сближения складок. «При фонации грудным голосом раскрытие голосовой щели происходит лишь на очень короткий момент в течение малой части периода звукового колебания, и за это время через щель проходит сильный импульс воздуха, в остальную часть периода складки плотно сжаты. В этом случае голосовой мускул активно напряжѐн».
При длительном напряжении мускула затрачивается огромная энергия голосовых складок, что неизбежно ведѐт к усталости голосового аппарата. При использовании грудного механизма в пении высоких нот также приводит к ощущению неудобства в голосовом аппарате. «В фальцетном регистре наблюдаются ясные колебания только в краевой зоне, на протяжении нескольких миллиметров от края голосовой щели. Полного закрытия голосовой щели не получается, поэтому полного прерывания тока воздуха при фальцете не происходит, а лишь только ослабление и усиление его. Фальцетный голос звучит мягко, нет металлического блеска»
На Международной конференции фониатров и вокальных педагогов (г. Амстердам «СОМЕТ») официально было признано 4 регистра: 1. Штро-бас (немецкий) – соломенный, шуршащий 2. Нефальцет 3. Фальцет (женский и детский) 4. Свисток Границы этих регистров: 1. вне высоты 2. От нижних звуков до Es1 3. От Ми1 и выше – фальцет 4. Ля2 – переход в свисток До3 – свисток Было признано, что фальцет – полноценная окраска женского и детского голоса. Если этот голос не лишен певческого вибрато.
Рекомендации для педагогов по охране детского голоса.
При обучении детей пению педагогу необходимо:
♦ занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;
♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей той или иной возрастной группы;
♦ удерживать детей от громкого пения (прежде всего во время разучивания); не громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а, следовательно, их нормальное развитие;
♦ недопустимо исполнение детьми сложных вокальных композиций из репертуара взрослых;
♦ количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для
каждой возрастной группы, не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5). Время пения и отдыха должно быть четко регламентировано педагогом.
♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влажности выше 40-60 %.
♦ в случае заболевания органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к фониатору.