Сотрудничество учителя и ученика как субъектов общественного развития на уроках словесности

Дата публикации: 2018-09-14 16:54:07
Статью разместил(а):
Рахматуллина Лейля Сабиржановна

Сотрудничество учителя и ученика как субъектов общественного развития на уроках словесности

Автор: Рахматуллина Лейля Сабиржановна

ГАПОУ "Набережночелнинский колледж искусств", г. Набережные Челны

 

Опыт и наука о сотрудничестве учителя и ученика как «незаменимых субъектов общественного развития»

Начало века - время раздумий и обобщений. Предчувствие перспектив опирается на ретроспективу. Что же говорят ученые и учителя-практики о тенденциях XXI века в педагогике?

В статье «Прожектные идеи и утопия на третье тысячелетие» кандидат физико-математических наук доцент М.А.Мкртчян пишет: «Общество существует и развивается в условиях вечной проблемы понимания собственного предназначения. Именно эта проблема является определяющей в происхождении и существовании многочисленных вариантов образов жизни и, следовательно, главной причиной неразрешимых споров о целях и содержании образования. Человечество преодолевает рубеж, разделяющий исторический период развития общества на основе единства и борьбы противоположностей от периода развития общества на основе гармонии (взаимодействия составных компонентов).

Это обстоятельство является главным фактором перевода сферы образования из статуса вспомогательной сферы, обслуживающей другие (основные) сферы деятельности, в статус ведущей общественное развитие сферы мыследеятельности.

Обязательность образования постепенно будет предъявляться ко всему периоду жизни человека, образовательные цели и программы будут индивидуализироваться, а образовательные процессы все больше и больше будут проявлять свою коллективную природу.

Основным педагогическим принципом будущего будет – каждый  человек есть незаменимый субъект общественного развития».

На фоне нынешних экономических, политических, межнациональных проблем эти идеи педагога – строителя новой методологии обучения – действительно, могут восприниматься как прожектные и утопические. Но, если не забывать, что обучение – это общение, это особым образом организованное общение, в ходе которого воспроизводится, усваивается и присваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности, то нельзя не согласиться, что и учитель, и ученик, бесспорно, являются субъектами общественного развития.

Очень широко обсуждаются в наше время «личностно отчужденное» и «личностно центрированное (ориентированное) образование» как две главные тенденции, касающиеся отбора предметного содержания образования, организации образовательной среды и стиля взаимодействия, которые просматриваются сквозь огромное многообразие методов построения деятельности в различных образовательных системах. Системы, участвующие в образовательном взаимодействии – личность, наука, искусство, культура сообщества – принадлежат к наиболее сложным объектам исследования (см. 9, стр. 100).

Личностно центрированное образование (центрированное вокруг ученика) базируется на своеобразном открытии, сделанном выдающимся психологом и педагогом Карлом Роджерсом, который обнаружил, что в педагогике, как и в психотерапии, для достижения успеха необходимы эмпатия (сопереживание, проникновение в мир чувств другого человека); теплое человечное отношение к ученику, принимающее его таким, каков он есть; аутентичное, т.е. искреннее и открытое поведение, позволяющее выражать свое истинное Я во взаимодействии, свою подлинную личность.

В этой гуманистической педагогике единственно эффективным способом образовательного взаимодействия признается такой, при котором все его участники, юные и взрослые, могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремиться к взаимопониманию и согласовывать свои позиции посредством диалога. Методом управления учения признается «фасилитация» (от англ. – облегчать, содействовать) – стимуляция и освобождение одновременно (см.4, стр.29). Учитель строит диалог равноправных субъектов взаимодействия, он входит в контакт с личностью учащегося с целью помочь индивидуальному совершенствованию, поэтому учитель недирективен, ненаправлен. Аксиомой для педагога является непредсказуемость успеха данного метода, приема взаимодействия с данным учеником и случайность ситуации успеха.

Личностно центрированные образовательные системы как правило создаются вне государственной системы, ибо гуманистический стиль образовательной деятельности невозможно осуществлять в традиционной образовательной среде, предъявляющей к педагогу и студенту совершенно иные требования. Работая в колледже и исповедуя гуманистические принципы, я не стремлюсь изменить характеристику среды изнутри, находясь в её пределах, не пытаюсь примириться с тем, что никакие идеальные принципы не могут быть воплощены в реальность. Я осознаю, что путь гуманизации длинен и труден; изменение моделей поведения может произойти лишь в длительном процессе расширения границ свободы и ответственности участников образовательного взаимодействия, и поэтому стараюсь делать в полной мере то, что возможно на своем месте.

 

Цели (задачи) педагогической деятельности

   Совместно с коллегами я участвую в решении задач обучения и воспитания, поставленных учебным заведением:

-          в создании условий для реализации государственных стандартов образования в области русского языка и литературы через формирование  умений и навыков на уровне программных требований;

-          в создании условий для формирования у учащихся познавательной активности, способностей, навыков исследовательской работы;

-          в осуществлении личностного подхода к каждому учащемуся, при использовании принципов вариативности образования и индивидуализации процесса обучения;

-          в создании условий для самореализации возможностей каждого учащегося;

-          в создании условий для интеграции учебного процесса и внеобразовательной деятельности: свободы выбора  форм внеурочной деятельности в соответствии со стратегией личностного развития.

    Самая главная цель, определяющая вектор моей педагогической деятельности – создать условия и организовать такую образовательную среду и деятельность, при которой происходит формирование и развитие личности ученика и учителя, студента и преподавателя.

    Условия для достижения цели:

-          создание кабинета – творческой мастерской – с современным методическим и техническим оснащением;

-          использование в организации учебно-педагогического процесса принципов развивающего обучения и технологии встречных усилий.

     Результатом реализации этой цели становится рост положительной мотивации к учебной деятельности, что находит отражение на уровне компетенций  учащихся.

 

Противоречия и вытекающие из них проблемы (задачи)

В практической деятельности каждый учитель-словесник сталкивается с противоречиями, которые необходимо решать, организуя учебно-воспитательный процесс.

1.        На фоне того, что в России в XX веке сделан огромный шаг в образованности населения (особенно в овладении книжными стилями речи) - современная молодежная субкультура вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Люди, быстрее осваивающие не науки, а законы подлой жизни, более способны к захвату культурных пространств, подминанию их под себя. Они оккупировали средства массовой информации, принеся туда безграмотность и пошлость. Они стали законодателями моды и повели за собой юношество к «успеху» и подмене ценностей.

2.        В методике преподавания языка выдвинулось на первый план речеведение (риторика, практика сочинений, понимание информативности и коммуникативности языка), взят курс на интеллектуальное развитие – современная речевая среда (что мы читаем, слышим, говорим, общаясь ежедневно, ежечасно), окружающая наших детей, не приобщает к культуре, а отторгает от нее. «Сколько словесной отравы ежедневно принимают в себя дети, когда включают телевизор, видят рекламу, слушают, как говорят вокруг!» (см.19, стр.9).

3.        Каждая человеческая личность стремится к творчеству и самовыражению – в образовательном учреждении предлагается единый план и режим работы.

4.        Обновляется содержание образование с ориентацией на развитие творческих способностей учащихся – традиционными остаются методы и формы обучения, сориентированные на передачу готовых знаний.

5.        Стремлению формирующейся личности участвовать в общественной жизни противоречит «книжность» традиционного обучения.

   Все обозначенные выше противоречия в практике учителя становятся проблемами (задачами), от  решения которых зависит конечный результат достижения цели педагогической деятельности:

  1. Формирование мировоззренческих ориентаций через развитие личностного потенциала учащегося.
  2. Создание целенаправленными усилиями учителя обучающей речевой среды.
  3. Обновление содержания филологического образования с ориентацией на творческую деятельность.
  4. Оптимальное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения.
  5. Сочетание занятий и внеурочной деятельности учащихся, направленной на развитие индивидуальных способностей.

 

Формирование мировоззренческих ориентаций учащегося на уроках русской словесности.

Для того чтобы по мере сил решать обозначенную выше проблему, учителю необходимо, во-первых, подвергнуть рефлексивному рассмотрению свои личностные и профессиональные качества и найти среди них

-          принятие духовных ценностей как личностно-профессиональных,

-          положительную Я-концепцию,

-          готовность не защищаться, а развиваться, творить,

-          владение методиками субъект-субъектного взаимодействия,

-          обладание креативными, коммуникативными, организаторскими способностями,

-          постоянное стремление к развитию в себе способности эмпатии и перцепции (см.4, стр.35)

   Во-вторых, педагог должен видеть как направление своей профессиональной деятельности модель идеального ученика, одним из качеств которого должны быть сформированный нравственный идеал и рефлексия. Нравственное самоопределение – это процесс и результат обретения человеком нравственных ценностей как основы его нравственных убеждений, идеалов, нравственной позиции, готовности действовать и поступать в соответствии с ними.

Нравственное самоопределение – одна из составляющих личностного самоопределения, которое, по мнению известных психологов и педагогов, начинается на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Заметим в скобках, что это восьмой и девятый класс (хореографическое отделение), когда в программе школьного курса начинается изучение классической русской литературы и ее роли в общественно-историческом процессе. Неторопливое и вдумчивое чтение драгоценных страниц русской классики способствует формированию ценностно-смысловой мировоззренческой системы, в которой слиты представления о мире и о себе. Наша недавняя история являет яркий пример того, как литература способствует формированию мировоззренческих ориентаций. С 1987 года в нашей стране начался уникальный по своей значимости процесс возвращения русской литературы. Основным мотивом четырех лет (1987 – 1990) становится мотив реабилитации истории и запрещенной словесности. В апреле 1988 года в Москве состоялась научная конференция «Актуальные вопросы исторической науки и литературы». В докладе экономиста и историка Е.Амбарцумова прозвучала поддержанная всеми мысль о том, что «правдивая история стала развиваться  вне окостеневшей официальной историографии, в частности нашими писателями…» Почти все граждане страны в эти годы стали читателями. Произошел неслыханный рост периодических изданий. Тираж «Нового мира» в 1990 году достиг 2710000 экземпляров.

Таким образом, и это третий момент, для решения проблемы учителем-словесником используются идеи классической русской литературы. Её теоцентрический подход к объяснению жизни дает основание для поиска гармонии мира и человека. Занятия литературы  планируются с учетом современных трактовок включенных в программу произведений, основанных на учете альтернативных точек зрения, в том числе на том, как решают проблему «мир и человек» религиозные философы серебряного века (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н.Лосский).

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в современной трактовке В.С.Непомнящего открывается как проблемная книга, обращенная к нам сегодняшним. Учащиеся  постигают важную истину, что человеку должно смотреть на мир как на объект познания, преобразования и защиты, но не объект узурпации и потребления.

Образец истинной веры в данность высших сил и Творца, но при этом величайшей терпимости и толерантности  открывается девятиклассникам при чтении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в трактовке В.Воропаева.

По-новому взглянуть на суть происшедшего в доме Кабановой и увидеть необходимость перехода от бессознательного приспособления к миру к сознательному его преобразованию и защите помогает чтение драмы А.Н.Островского «Гроза» вместе с  А.А.Аникиным.

Признанию личной ответственности каждого за состояние мира учит современных десятиклассников сам Ф.М.Достоевский в «Сне смешного человека», «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Братьях Карамазовых».

О способности к сотрудничеству, диалогу говорит с нами И.С.Тургенев в «Отцах и детях».

Размышлять при чтении произведений А.П.Чехова о необходимости выходить из «футляра» и способности видеть проблемы жизни, осваивать новые идеи, помогающие адаптироваться в новых условиях жизни, быть смелым без наглости помогает Э.С.Афанасьев.

О ни с чем не сравнимой красоте образной речи, единственно способной постигать духовность жизни и бездуховность смерти, размышляют второкурсники вслед за И.А.Буниным и Н.Н.Ивановым.

Об умении признавать и уважать авторитеты в искусстве без робости перед ними говорят творческие биографии всех поэтов серебряного века, включенных в программу.

Тому, что такое истинная свобода, учат книги А.М. Горького.

Важную мировоззренческую ориентацию на  развитие волевого аспекта личности, на неизбежность в судьбе каждого человека ситуации выбора учащимся дает   М.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

О пацифизме как о единственной мировоззренческой позиции, способной не допустить братоубийство, говорит Ф.М.Штейнбук, трактуя «Конармию» И.Бабеля.

Поразмышлять об умении увязывать прошлое с настоящим и будущим, о свободе от идеологических абсолютов предлагает второкурсникам, читающим «Котлован», А. Платонов.

Сила патриотизма, основанного на библейских принципах, открывается при изучении «Книги про бойца» А.Т.Твардовского.

О любви, которая освобождает от страха и вводит в культурологический контекст человеческой истории, узнают учащиеся на уроках обзорного чтения романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» в трактовке А.С. Власова.

Процесс осмысления и принятия ценностей базируется на рефлексивной деятельности человека. Рефлексия – составляющая часть интеллекта, способность к самоанализу, к осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром.

Нравственные законы («буду делать хорошо и не буду плохо») принимаются «крошкой сыном» не на уровне свободного выбора, а как норма той группы людей (папа, семья, школа, религиозная община), с которой ребенок себя идентифицирует. Поэтому учителю в среднем звене необходимо не только знакомить с общечеловеческими ценностями, являть их в своей жизни и деятельности, чтобы всегда пользоваться доверием учеников, но и учить их приемам (само)анализа, (само)оценки. В связи с этим актуальными становятся разработка и использование методик и технологий, стимулирующих рефлексию.

Приведем пример, когда учащимся восьмого класса в конце занятия (русский язык) было предложено ответить на вопросы анкеты, выявляющие уровень сформированности рефлексивных умений и в то же время позволяющие в дальнейшем вести разговор о приемах регулятивных и коммуникативных действий, их важности в процессе образования (результаты анкетирования представим частично):

 

Вопрос

Варианты ответов, данные самими учащимися

Кол-во

%

1

Твое отношение к уроку

 

-          отличный, интересный

-          нормальный, обычный

12 чел.

13 чел.

48%

58%

2.

Вспомни тему урока

-          обособленные второстепенные члены предложения

-          обособленные определения и приложения

-          обособленные второстепенные члены предложения (Обособленные определения и приложения).

22

 

2

 

1

 

3.

Какая цель стояла на уроке перед тобой лично

-          понять новую тему

-          научиться находить обособленные определения и приложения и выделять их запятыми

-          знать, что такое обособленное  определение и приложения

-          научиться ставить запятые при обособлении определений и приложений

-          выучить правила написания, сделать упражнения

-          правильно записывать обособленные определения и приложения

5

9

 

 

 

7

 

2

 1

   1

 

4.

Каков был план урока

 

 

 

5

Что ты усвоил на уроке

 

 

 

6

Чему ты научился на уроке

 

 

 

7

Идея урока

 

 

 

8

Какие ранее полученные знания ты использовал

 

 

 

9

Доволен ты своей работой

 

 

 

В подростковом возрасте учащиеся смогут сознательно на основе сформированного гипотетико-дедуктивного мышления и доверия педагогу выработать личные нравственные нормы. Самооценка воспитанника будет корректироваться в течение всей жизни, но базироваться она должна на умении положительно принимать себя. Эта установка исходит от учителя, безусловно принимающего учащегося. Роль учителя – помочь воспитаннику и поддержать его в самостоятельном поиске  ценностей и смысла жизни

Создавая условия для развития личностного потенциала учащегося, учитель-филолог средствами предмета способствует формированию тех мировоззренческих  ориентаций, с помощью которых решается основная задача каждой развивающейся личности – гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экологическом, политическом, технологическом уровнях.

 

Создание обучающей речевой среды на уроках словесности.

Важнейшим средством создания такой среды, по мнению многих учителей-практиков, является текст, работа с которым становится главным событием урока, развивающим чувство языка, а для некоторых учащихся, замечу в скобках, текст становится событием их внутренней жизни.

«Нет таких образов и мыслей – сложных и простых - для которых не нашлось бы точного выражения», - писал К.Паустовский. Проблема, с которой сталкивается в процессе становления каждая языковая личность, - как найти?

Учитель-словесник, по мнению Н.А.Пленкина, призван «обучать детей языку во имя того, чтобы обучить их речи» (см.22, стр.3). Каждый учитель знает, с каким трудом учащимися создаются устные и письменные высказывания – тексты. Это связано, во-первых, с уровнем сформированности умения слушать и понимать сказанное. Во-вторых, с умением читать и понимать написанное. Современные наши методы и приемы обучения русскому языку оказываются часто неэффективными, когда речь заходит об овладении подростками понятиями, которые могут составить основу миропонимания человека. А эта основа тесно связана с речью и ресурсами языка.

В-третьих, для того чтобы соткать словесное высказывание, ученик должен быть научен решать лингвокультурологические и коммуникативно-синтаксические задачи.

Одним из важнейших видов работы по развитию речи учащихся является изложение (устное или письменное) с творческим заданием. Перед учителем стоит задача – научить воспитанников правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Первым этапом работы должны быть вдумчивое чтение и анализ предложенного текста, когда происходит собирание «драгоценной пыли», из которой отлита его «золотая роза». Учащиеся обучаются умению добывать всю скрытую в тексте и подтексте информацию.

В сборнике для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы представлены разнообразные по тематике тексты, работа с которыми по решению лингвокультурологических задач, способствует формированию мировоззрения и становлению языковой личности. Тексты о выдающихся людях России, к примеру, позволяют усвоить такие слова и понятия, как миссия, муза, призвание, служение…

Организуя на уроке работу с текстами, учитель учитывает триединство дидактических целей. Обучающий и воспитательный аспекты предполагает само содержание текстов. Развивающим аспектом является обучение приемам и методам анализа текста.

Возможны такие варианты организации самостоятельной работы (индивидуальной, в группах, в парах, коллективной).

1. Прочитайте  и выберите тексты о выдающихся наших современниках. Озаглавьте их. Скомплектуйте выбранные вами тексты согласно самостоятельно найденным  основаниям.

2. Прочитайте тексты о великих музыкантах, артистах, писателях, художниках и выделите существенные признаки понятия «великий художник». Сравните с понятием «великий человек».

3. Прочитайте полусказку Ф.Кривина «Полуправда». Выделите структурные компоненты этой полусказки и сравните с определением понятия «сказка», «притча», «рассказ». Сделайте вывод.

4. Найдите тексты, содержащие пейзаж или портрет. Выпишите существенные признаки данных пейзажей (портретов) и сравните с определением понятия «пейзаж» (портрет).

5. Изучите с помощью справочников понятие «впечатление». Составьте анкету и проведите (в парах) с помощью анкеты изучение впечатления, которое на вас и на ваших друзей произвели храм Покрова на Нерли, одна из картин (по собственному выбору) Третьяковской галереи, текст К.Паустовского и т.д.

6. Прочитайте внимательно данный текст, выделите структурные элементы его стиля и сравните их с теоретическим определением данного стиля речи.

7. Найдите в текстах № … те слова и словосочетания, которые могли бы быть прямыми, контекстуальными, описательными синонимами к слову труд, а также эпитетами к нему.

8. Сравните два текста о Чайковском. Найдите общие структурные элементы и те, по которым тексты отличаются. Почему?

9. Найдите в тексте языковые средства, характерные для научного, публицистического, художественного, разговорного стиля речи. Докажите с помощью языковых средств стилевую принадлежность текста.

10. Докажите путем сопоставления существенных признаков, что данный фрагмент речи является повествовательным или описательным текстом.

Предлагая учащимся пересказать (подробно или сжато) текст, учитель рекомендует использовать в нем ключевые слова и понятия.

При постоянном и многоаспектном анализе текстов, предложенных для изложения, учащиеся 9 класса неплохо справляются с творческим заданием  - созданием собственного высказывания.

Для  обучения русскому языку мы используем УМК Дейкиной А.Д. и Пахновой Г.М..(«Русский язык в старших классах. Практический курс.»), который позволяет реализовать взаимосвязь в преподавании русского языка и литературы, применяя задания «метапредметного» характера. С помощью этого комплекса готовятся дидактические карточки, состоящие из двух видов работ: 1) предупредительный, объяснительный, (само)диктант (на повторение трудных тем орфографии и пунктуации); 2) работа по анализу текста, организуемая, как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий (в паре) учащиеся открывают для себя закономерности употребления в речи языковых единиц разных уровней, на практике получают знания о текстообразующей функции языковых единиц. Использование данных карточек предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Особое внимание обращается на занятия-семинары, подготовку докладов, рефератов, на их рецензирование, на использование словарей и справочников.

Культурно-речевая подготовка школьника проявляется в глубоком восприятии и понимании текста и речи, умении устанавливать глубинные

аналогии, понимать замысел автора. Что для этого необходимо? Необходимо, чтобы в процессе обучения происходила встреча лингвистики с другими науками, сферами искусства, жизни. Учащийся должен обладать фоновыми знаниями, совокупностью общечеловеческих культурных сведений. Языковые и фоновые знания соотносятся с горизонтальным и вертикальным контекстами.

Горизонтальный контекст обеспечивает понимание значений в самом тексте, исходя из прямого и переносного значения слов, составляющих словосочетания. Вертикальный контекст обеспечивает связь данного текста с другими источниками (литературными, историческими, философскими) в реалиях, аллюзиях, реминисценциях.

Основным средством представления общеизвестных культурно-языковых сведений в речи являются прецедентные тексты – хрестоматийные, общеизвестные, воспроизводимые в других художественных произведениях и речи людей высокой речевой и общей культуры. Прецедентные тексты объединяют высказывания в единое культурное пространство, поэтому их знание связывается с принадлежностью к определенной культурной эпохе, незнание же – с отторженностью от этой культуры. Наряду с художественными к прецедентным относятся библейские тексты, фольклор, публицистика историко-философского звучания. Прецедентные тексты заключают в себе признанные ценности мировой культуры, передают духовный мир автора высказывания, делают адресата причастным к соавторству.

К сожалению, практика работы со студентами (первый и второй курс)  по прецедентным текстам обнаруживает значительную степень отторженности учащихся от многих культурных ценностей.

Для построения методической системы работы с текстом, направленной на создание развивающей языковой среды, речевого пространства  с целью приобщения школьника к культуре, полезно проанализировать, как соотносятся понятия «текст» и «культура». Ю.Лотман писал: «Культура в целом может рассматриваться как текст, совокупность текстов, или сложно построенный текст – гипертекст, сверхтекст». В процессе продвижения текста от адресанта к адресату происходит сдвиг смысла, его приращение. Поэтому данную функцию можно назвать творческой. Именно текст – основа создания той среды, которая развивает. Развивает чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя духовному становлению личности.

Нельзя не согласиться с мнением замечательного филолога А.А.Потебни: «Поэтическое произведение должно быть заучено, потому что новый акт поэтического творчества, состоящий в применении образа, … обуславливается тем, что в памяти находится готовый поэтический образ. Поэтому в педагогическом отношении нельзя не рекомендовать заучивание поэтических произведений» (см.10, стр.6). В своей педагогической деятельности мы нередко следуем этой рекомендации.

Представляем примерные образцы дидактических карточек для самостоятельной работы студентов в Приложении №1.