Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физической культуры

Дата публикации: 2018-09-04 21:16:48
Статью разместил(а):
Пестерева Людмила Владимировна

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физической культуры

Автор: Пестерева Людмила Владимировна

учитель физической культуры

МБОУ "СОШ № 5 имени Е.А. Поромонова"

 «Спорт не только физически закаливает человека, 

но и щедро обогащает его духовные качества». 

А. Александров 

 

Физическая культура – это воспитание воли, моральной устойчивости, дисциплины. 

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.

Однако не стоит забывать, что человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Не зря же в старину говорили: «В здоровом теле -здоровый дух».Следовательно физическая культура является одним из средств гармоничного, физического, а значит также духовного формирования человека. Предмет физическая культура позволяет воспитывать человека как личность. При этом одновременно воспитание формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде,  общении с людьми. Физическая культура и спорт также вносят значительный  вклад в формирование всесторонне развитой личности.

На сегодняшний день перед школой стоит серьёзная задача подготовки здорового, физически и духовно развитого выпускника, вооружённого знаниями, духовно - нравственно воспитанного, со сформированными потребностями в здоровом образе жизни. Президент РФ В. В. Путин сказал: "Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующих веков.» И нам следует неукоснительно следовать этой важной цели, что сделает нашу державу  более сильной  и независимой.

Об актуальности духовно - нравственного воспитания в школе, свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания, слабая физическая подготовленность и др. Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Однако не следует забывать об исполнении высокодуховных истин: умении быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умении прощать и др.- это и есть духовность. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Главная цель духовно - нравственного воспитания - формирование человека, самостоятельного, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. К этому и стремятся учителя  физической культуры .

Урок физической культуры – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Большое значение здесь имеет решение воспитательных и образовательных задач:

1. Содействовать повышению уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся в соответствии с возрастными нормами и требованиями ООО к результатам освоения учебного предмета «Физическая культура»;

2. Приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать интерес и положительное отношение к физкультурно-спортивной деятельности; вырабатывать привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, повышать активность в физкультурно-спортивной деятельности и приобщать занимающихся к спортивным традициям школы, города, страны. 

3. Воспитывать культуру спортивного поведения и командного взаимодействия;

На своих уроках я стараюсь привить учащимся навыки самостоятельной работы, такие как:

-  подобрать упражнения для общей части разминки, подобрать и выполнить упражнения для подготовки определенных  групп мышц - это задания для успешного осуществления которых необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей;

-  классифицировать ошибки, допущенные проводящим при проведении упражнения (указать, где они допущены: в объяснении, показе, подаче команд, в подсчете), и тут необходимо сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь,

-  в конце урока обязательное задание на самостоятельный выбор подвижной или спортивной игры, выбор водящего, капитана, деление на команды, контроль за соблюдением правил.

Уже с младшего школьного возраста учащиеся получают, домашние задания по физкультуре  для самостоятельных занятий, начиная с введения в режим дня утренней гимнастики, физкультпауз и физкультминуток    во    время    приготовления    уроков     и кончая самотренировками.

В нашей школе реализуется программа внеурочной деятельности "Школа мяча". Актуальность Программы обусловлена социальным заказом общества на создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования основ здорового образа жизни, ценностного отношения к физической культуре и спорту, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.    

Цель Программы - повышение результативности физического воспитания младших школьников посредством изучения технико-тактических основ  спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) и вовлечения в соревновательную деятельность.

На занятиях ученики 1-4 классов  переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний и освоения новых двигательных действий, огорчения от неудач, ошибок, и мы изучаем понятие - спортивная этика, которое включает такие понятия, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и культура поведения. Спорт, по своей сути, глубоко гуманен. Он помогает человеку познать свои силы, воспитывать в себе упорство, мужество. Уже в начальной школе ребята знают, что нравственно воспитанный человек не позволит себе отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, даже если спортсмен знает, что все равно проиграл. После проигрыша важно уметь владеть собой. С достоинством отдавая должное мастерству соперника, поздравить с победой. Вообще отношение к сопернику – показатель подлинной воспитанности спортсмена.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что уроки физической культуры имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели, а также формирует правильные нравственные приоритеты. Это в одинаковой степени касается всех обучающихся, независимо от их возраста. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Завершить свое выступление хочется словами   римского философа, поэта и государственного деятеля Луция Сенека :

«Жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем».

.  .  .