Технология для педагогов "Педагогическая мастерская"

Дата публикации: 2018-05-29 23:10:52
Статью разместил(а):
Дубоносова Анджелика Викторовна

Технология

«Педагогическая мастерская»

Автор: Дубоносова Анджелика Викторовна

 

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технология «Педагогическая мастерская» базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития лично­сти (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтес- сори). Благодаря этой технологии реализуется деятельностный подход в обучении (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубин­штейн) и соблюдаются принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Н. Гусинский, В. В. Сери­ков, Е. В. Бондаревская). Теоретические основы технологии педа­гогических мастерских созданы педагогами французской группы «Новое воспитание» (А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).

Технология «Педагогическая мастерская» позволяет решить ряд актуальнейших школьных проблем. Перечислим некоторые из них:

1.    Проблемы мотивационного характера:

•   конструирование эффективной познавательной деятельности ученика, плодотворного общения педагога и школьника, самих учащихся на учебном занятии при отсутствии развития у школь­ников желания читать учебник и книги вообще, желания вслу­шаться в слова учителя и умения расслышать и осмыслить услы­шанное слово, написать текст;

•   развитие понимания смысловой значимости изучения каждо­го предмета при отсутствии понимания учителем, каких метапред­метных результатов современный школьник может достигнуть при изучении его предмета;

•   стимулирование заинтересованности учителя познаватель­ным процессом ученика, его удачами и интеллектуальными тупи­ками, при постоянном ощущении учителя нехватки времени.

2.     Проблемы дидактического характера:

•    переход от потребительского отношения школьника к дея­тельности учителя к совместной, творческой, созидательной, ис­следовательской, познавательной деятельности при отсутствии на­выка межличностного взаимодействия в учебном процессе;

•    раскрытие и развитие своих способностей через системати­ческое погружение в самостоятельную учебно-познавательную деятельность при слабо развитой рефлексивной способности школьников;

•    поиск способов преподавания, выстраивающих учебный про­цесс от ошибки к знанию, от ошибки к познанию, использующих школьную ошибку для стимулирования мотивов учения, а не для их торможения в море современных образовательных технологий, не обладающих механизмами активной включенности школьника в учебную деятельность.

3.     Проблемы психологического характера:

•    преобразование отношения школьников, учителей и родите­лей к ошибкам, допускаемым в процессе изучения нового про­граммного материала при страхе ученика к познанию из-за отсут­ствия развитых универсальных учебных умений к творческой, ис­следовательской, поисковой деятельности;

•    определение места учителя в школьном занятии и связанная с этим смена акцентов взаимоотношения учителя и ученика, от­ражающаяся в пропорции их говорения и молчания на уроке, в выборе ритма, стиля познания очередной темы школьного курса при страхе учителя отказаться от роли транслятора на уроке;

•    выбор адекватного времени, демократического стиля отноше­ний учителя и ученика на школьном занятии, основой которого стала бы хорошо, разумно направленная учителем свобода ученика, без которой немыслим современный образовательный процесс, при укоренившемся желании иметь «послушного» ученика.

В педагогической мастерской возникают удивительные интел­лектуально-энергетические потоки, втягивающие каждого ее участ­ника в творческое созидание, которое способствует духовно-нрав­ственному развитию в процессе познания нового и самого себя.

Роль учителя при использовании технологии «Педагогическая мастерская» наполняется в учебном процессе содержанием в за­висимости не только от времени, но и от его ценностных ориен­тиров. Учитель всегда переводчик в самом значительном смысле этого слова: переводит ребенка через время, отделяющее его от людей, творивших знание. Если он берет на себя исполнение функ­ций интерпретатора, то перекладывает знание на современный язык, при этом порой теряются те трудности, которые преодолева­ли ученые, творившие его. Роль интерпретатора сродни роли тол­кователя, умеющего провести через все самые сложные места из­учаемой науки.

Мастер выстраивает познавательный процесс как некое действо, развивающееся в результате преодоления ряда тео­ретических или практических противоречий. Мастер предоставля­ет возможность самостоятельного открытия знаний, возможность прожить сам процесс открытия. В отличие от учителя-интерпрета­тора мастер не лишает познающего переживаний побед и пораже­ний. Мастер не спешит выводить ученика из тупика, в который завел выбранный им путь решения проблемы. Он меняет ритм и стиль работы, вовремя меняя индивидуальную, парную, групповую деятельность участников мастерской.

Целевым эмоциональным и интеллектуальным состоянием участника мастерской является разрыв: внутреннее осознание им неполноты собственного знания или несоответствия своего старо­го знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подви­гающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке ново­го знания с литературным или научным источником. Это ядро мастерской, заранее планируемое мастером за счет поиска пара­докса содержания. Разрыв может быть пережит разными участни­ками в разные моменты мастерской, важно его отрефлексировать, так как это приводит к более осознанному участию в проживании других мастерских.

Тема мастерской не объявляется, так как мастерская — это путь учеников к самостоятельному открытию темы. Ученикам может быть объявлено только название мастерской.

Содержание мастерской всегда интегративно, поэтому каждая мастерская является вводом в некую большую тему и не соответ­ствует конкретному параграфу учебника. Более того, мастерская может охватывать содержание нескольких параграфов, дополняя и расширяя их горизонты, охватывая тему целиком.

За работу в мастерской не следует ставить оценки. Самооценка собственной деятельности происходит в сравнении себя с другими, своих старых и новых способов работы. Проявлению самооценки способствует этап рефлексии. Оценить знания, сконструированные на мастерской с одноклассниками, можно в другое время (зачет, проверочная работа, эссе, рефераты, тесты и т. п.). Мастер (учитель) избегает также похвалы и порицания даже в самых простых формах («Молодец!»), помня, что это воспитательные «шоры» — внешние ограничители, закрывающие путь к свободе и ответственности.

Освоив и приняв философию и принципы современных педаго­гических технологий, учитель в своем творчестве может выйти за рамки алгоритмов, сохраняя главное — веру в возможности уче­ников задаваться вопросами и самостоятельно находить ответы на них; готовность оказать педагогическую поддержку ученическим инициативам, пробам, проектам, считая ошибку только полем но­вой деятельности.

В технологии мастерских различают мастерские построения знаний, письма, пластики, ценностных ориентаций и др. Можно познакомиться и с другими подходами в понимании и реализации технологии «Педагогическая мастерская». Кроме мастерской «по­строения знаний» в образовательном процессе могут быть исполь­зованы и «мастерская письма», «творческая мастерская», «мастер­ская обсуждения проблем» и многие другие.

Остановимся на педагогической мастерской построения зна­ний. Уже даже название говорит за себя: знание конструируется здесь и сейчас тем составом участников, который включен в «про­живание».

Процесс проживания мастерской самоценен. Это существова­ние, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, предложенной в рамках данной образовательной технологии (шире — организации любого деятельностного про­цесса). Пребывание «в», а не присутствие «на». Проживанию спо­собствуют и внутренняя мотивация, и личностное целеполагание. Неосознанному включению способствует индукция. Все условия и процедурные моменты мастерской созданы для ее проживания, то есть участия в ней не в роли присутствующего, а в качестве дей­ствующего и взаимодействующего человека. Проживание обеспе­чивает принцип бытийности педагогической мастерской, и сам по себе процесс проживания мастерской является результатом.

Мастерские ценностно-смысловой ориентации актуализируют:

1)    процесс духовно-нравственного становления личности в единстве когнитивных, эмоциональных и креативных ее сторон;

2)    мир ценностей учащегося, потребности, интересы и возмож­ности;

3)    самостоятельное размышление, рефлексию, самоанализ, ис­следование собственных ценностно-смысловых приоритетов;

4)    осознание и коррекцию собственных ценностей через встре­чу с ценностями «Другого»;

5)    потребность в реализации в поступке эмоционально пережи­того и осмысленного в условиях мастерской.

Мастерская такого типа предметно нацелена на осмысление, осознание, самокоррекцию, личностную позицию, отношение, са­моопределение.

Мастерские пластики организуют работу с красками, природ­ным материалом, пластилином, фломастерами, карандашами, соб­ственной тактильностью, конструирование.

Мастерские письма способствуют развитию мышления и речи.

Мастерские педагогического взаимодействия учат работать в па­рах (ученик-ученик, учитель-ученик, учитель-родитель, родитель- ученик), в группах, в командах.

Мастерская построения авторской мастерской учит методоло­гическим основам мастерской.

Педагогические мастерские в образовательном процессе могут являться психолого-педагогическим ресурсом развития толерант­ности учащихся в условиях образовательного учреждения. Это про­исходит благодаря следующим особенностям мастерской:

•     принципам построения и проведения мастерской;

•    диалоговому субъект-субъектному взаимодействию участни­ков мастерской;

•    философско-педагогической позиции ведущего мастерскую (мастера);

•    алгоритму мастерской, содержащему многообразие типов взаимодействия;

•    наличию обязательной рефлексивной деятельности учащихся на разных этапах мастерской;

•     отбору предметного содержания.

Одной из особенностей мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Только в ходе общения и благодаря общению ребенок может стать полноценным человеком для под­держания достигнутого уровня своего психического развития. Ди­алог имеет социальную природу, он реализует фундаментальную потребность в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотвор­честве. М. М. Бахтин подчеркивал, что мысль не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину. Диалоговые формы обучения и воспитания дают возможность осуществлять сотрудничество с

учащимися, создаются условия для социализации личности. Про­исходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками меж­ду участниками мастерской, чему содействует чередование работы индивидуальной, работы в парах, групповой деятельности. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной сто­роны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с дру­гой. И, наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим со­бой. «Диалог — это встреча целостных позиций, целостных лич­ностей». На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, как и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи — с ними можно общаться только в форме диалога.

В процессе такой работы ученик, используя все виды человеческо­го взаимодействия — работа в парах сменного состава, в малых группах неоднократно, межгрупповая социализация; индивидуаль­ная и фронтальная работа — задействует разные каналы ввода информации, использует разные виды предъявления продукта творческой учебной деятельности, включает как чувственно­эмоциональную, так и когнитивную сферу. На мастерской чрезвы­чайно важно богатство видов деятельности «в режиме сотрудниче­ства», что обеспечивает участникам мастерской возможность ре­шать разные учебные и воспитательные задачи и «овладевать различными способами действия, переводя их во внутренний план субъектов действия».

О педагогической мастерской существует достаточное количе­ство разной литературы, чтобы разобраться в этой инновационной технологии. Обратим внимание читателя на несколько существен­ных нюансов этой технологии.

 

Принципы работы мастера:

1.     Формулировать задания (а не задавать вопросы).

2.    Организовывать диалоговое взаимодействие детей (а не фронтальную работу).

3.    Высказывать свои мысли в процессе равноправной деятель­ности (а не навязывать свою точку зрения, не подчинять мнения детей своему пониманию).

4.    Создавать условия для обнаружения ошибок (а не исправлять их).

5.    Развивать принятие и понимание друг друга, толерантность, снисходительность (а не бранить, не поощрять, не подводить итог).

6.      Быть импровизатором, гибко реагировать на нюансы разво­рачивания мастерской, приглашая учеников к самостоятельному поиску и творчеству (а не подавлять, не «рулить»).

7.      Заботиться о развитии рефлексивной способности школьни­ков как необходимом условии самосовершенствования (а не по­стоянно оценивать любую деятельность школьников).

В мастерской важен и сам процесс, и его результат. Поэтому необходимо провести анализ согласно алгоритму принятых орга­низационных форм и логике разворачивания содержания.

Анализ главных этапов мастерской

Индуктор

а)    Этап основан на собственном опыте ребенка.

б)   Он создает условия для включения разных каналов восприя­тия (визуального, аудио, кинестетического).

в)    Способствует рождению заинтересованности в учебно-позна­вательной деятельности.

Изучение нового материала

(приглашение к исследовательской или творческой деятельности)

Индивидуальная работа.

Афиширование или сменные пары.

Работа в малых группах.

Социализация

Рефлексия

а)    Желательно высказаться каждому.

б)    Отстраненный анализ своей собственной деятельности.

в)     Отсутствие оценочных характеристик.

Анализ содержания

Подбор материала

а)    Полифония смыслов.

б)   Структурированность мысли (последовательность, противо­речивость, от простого к сложному и от сложного к простому).

в)    Сжатость текстов, компактность (от одного абзаца до одной страницы).

Разрыв

Отказ от старого знания (Анри Бассис) и приобретение нового.

Образная интерпретация содержания

Выявление глубинных смыслов изучаемого материала, поиск альтернатив, сравнений, аналогий.

Анализ результата

Выявление индивидуально-личностного результата

а) при озвучивании в процессе рефлексии; б) при создании ин­дивидуального продукта деятельности в мастерской; в) при под­тверждении готовности работать в следующих мастерских.

Наличие адекватной самооценки

Самостоятельная проверка личного результата на качество по существующим критериям.

Непредсказуемость результата

Определяет уровень креативности.

 

ПРИЕМЫ, ЭТАПЫ, СТРАТЕГИИ

Приемы и методы технологии «Педагогическая мастерская» в педагогической практике все время обогащают копилку находок. Они складываются из:

•    актуализации личностного опыта (задания, активизирующие воспоминания, воображение, интуиция);

•    обращения к образу (задания по воспроизведению предме­тов, событий, явлений с использованием различных выразитель­ных средств);

•    обращения к чувственной сфере личности (использование аудио-, видеопродукции, сенсорно-тактильные ощущения);

•    обращение к ассоциативному мышлению (задание на постро­ение ассоциативных рядов: по смыслу, образу, времени, месту дей­ствия и др.);

•    творческого характера самой технологии, выраженного в каж­дом этапе педагогической мастерской.

У разных авторов, описывающих мастерские, можно найти отли­чающиеся по описанию этапы работы, но все они схожи по смыслам.

Первый этап направляет стремление мастера побудить участ­ника мастерской обратиться к своему личному опыту. Этап как об­ращение к личности каждого ребенка, к его «Я», к подсознанию, к его памяти, опыту работы, к его знаниям.

Второй этап наступает, когда собственный опыт актуализиро­ван, знания данной темы предъявлены себе и всем участникам мастерской. Это этап прозрения, этап разочарования в полноте, совершенстве имеющихся знаний. На данном этапе каждому участ­нику мастерской, предоставлена возможность проявить инициати­ву в определении путей поиска нового знания.

Третий этап — работа с моделями, схемами, таблицами, рисун­ками, текстами, с предметами, объектами, понятиями, способны­ми проявить у участников мастерской фантазию, мысль, новый взгляд на давно известное, ставшее привычным знание.

Четвертый этап направлен к внутренней культуре личности. Это этап творения нового знания, этап основной, мучительно сложный и несказанно радостный, ибо протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с по­луслова, то в молчании, то в бурном словесном и эмоциональном выражении.

Пятый этап следует за индивидуальной, парной, групповой работой, этап показа, предъявления аудитории своих наработок, идей, планов и результатов их реализации.

Шестой этап внесения исправлений, дополнений в сделанное ранее, оформление окончательных результатов.

Седьмой этап — рефлексия на уровне мысли, на уровне позна­вательного процесса свершившегося на мастерской.

И все эти усилия мастерской направлены на выстраивание сво­ей личной стратегии приобретения знаний, поиска себя в огром­ном незнакомом информационном пространстве, для обретения в нем себя.