Технология для педагогов "Педагогическая мастерская"
Технология
«Педагогическая мастерская»
Автор: Дубоносова Анджелика Викторовна
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология «Педагогическая мастерская» базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтес- сори). Благодаря этой технологии реализуется деятельностный подход в обучении (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и соблюдаются принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская). Теоретические основы технологии педагогических мастерских созданы педагогами французской группы «Новое воспитание» (А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).
Технология «Педагогическая мастерская» позволяет решить ряд актуальнейших школьных проблем. Перечислим некоторые из них:
1. Проблемы мотивационного характера:
• конструирование эффективной познавательной деятельности ученика, плодотворного общения педагога и школьника, самих учащихся на учебном занятии при отсутствии развития у школьников желания читать учебник и книги вообще, желания вслушаться в слова учителя и умения расслышать и осмыслить услышанное слово, написать текст;
• развитие понимания смысловой значимости изучения каждого предмета при отсутствии понимания учителем, каких метапредметных результатов современный школьник может достигнуть при изучении его предмета;
• стимулирование заинтересованности учителя познавательным процессом ученика, его удачами и интеллектуальными тупиками, при постоянном ощущении учителя нехватки времени.
2. Проблемы дидактического характера:
• переход от потребительского отношения школьника к деятельности учителя к совместной, творческой, созидательной, исследовательской, познавательной деятельности при отсутствии навыка межличностного взаимодействия в учебном процессе;
• раскрытие и развитие своих способностей через систематическое погружение в самостоятельную учебно-познавательную деятельность при слабо развитой рефлексивной способности школьников;
• поиск способов преподавания, выстраивающих учебный процесс от ошибки к знанию, от ошибки к познанию, использующих школьную ошибку для стимулирования мотивов учения, а не для их торможения в море современных образовательных технологий, не обладающих механизмами активной включенности школьника в учебную деятельность.
3. Проблемы психологического характера:
• преобразование отношения школьников, учителей и родителей к ошибкам, допускаемым в процессе изучения нового программного материала при страхе ученика к познанию из-за отсутствия развитых универсальных учебных умений к творческой, исследовательской, поисковой деятельности;
• определение места учителя в школьном занятии и связанная с этим смена акцентов взаимоотношения учителя и ученика, отражающаяся в пропорции их говорения и молчания на уроке, в выборе ритма, стиля познания очередной темы школьного курса при страхе учителя отказаться от роли транслятора на уроке;
• выбор адекватного времени, демократического стиля отношений учителя и ученика на школьном занятии, основой которого стала бы хорошо, разумно направленная учителем свобода ученика, без которой немыслим современный образовательный процесс, при укоренившемся желании иметь «послушного» ученика.
В педагогической мастерской возникают удивительные интеллектуально-энергетические потоки, втягивающие каждого ее участника в творческое созидание, которое способствует духовно-нравственному развитию в процессе познания нового и самого себя.
Роль учителя при использовании технологии «Педагогическая мастерская» наполняется в учебном процессе содержанием в зависимости не только от времени, но и от его ценностных ориентиров. Учитель всегда переводчик в самом значительном смысле этого слова: переводит ребенка через время, отделяющее его от людей, творивших знание. Если он берет на себя исполнение функций интерпретатора, то перекладывает знание на современный язык, при этом порой теряются те трудности, которые преодолевали ученые, творившие его. Роль интерпретатора сродни роли толкователя, умеющего провести через все самые сложные места изучаемой науки.
Мастер выстраивает познавательный процесс как некое действо, развивающееся в результате преодоления ряда теоретических или практических противоречий. Мастер предоставляет возможность самостоятельного открытия знаний, возможность прожить сам процесс открытия. В отличие от учителя-интерпретатора мастер не лишает познающего переживаний побед и поражений. Мастер не спешит выводить ученика из тупика, в который завел выбранный им путь решения проблемы. Он меняет ритм и стиль работы, вовремя меняя индивидуальную, парную, групповую деятельность участников мастерской.
Целевым эмоциональным и интеллектуальным состоянием участника мастерской является разрыв: внутреннее осознание им неполноты собственного знания или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. Это ядро мастерской, заранее планируемое мастером за счет поиска парадокса содержания. Разрыв может быть пережит разными участниками в разные моменты мастерской, важно его отрефлексировать, так как это приводит к более осознанному участию в проживании других мастерских.
Тема мастерской не объявляется, так как мастерская — это путь учеников к самостоятельному открытию темы. Ученикам может быть объявлено только название мастерской.
Содержание мастерской всегда интегративно, поэтому каждая мастерская является вводом в некую большую тему и не соответствует конкретному параграфу учебника. Более того, мастерская может охватывать содержание нескольких параграфов, дополняя и расширяя их горизонты, охватывая тему целиком.
За работу в мастерской не следует ставить оценки. Самооценка собственной деятельности происходит в сравнении себя с другими, своих старых и новых способов работы. Проявлению самооценки способствует этап рефлексии. Оценить знания, сконструированные на мастерской с одноклассниками, можно в другое время (зачет, проверочная работа, эссе, рефераты, тесты и т. п.). Мастер (учитель) избегает также похвалы и порицания даже в самых простых формах («Молодец!»), помня, что это воспитательные «шоры» — внешние ограничители, закрывающие путь к свободе и ответственности.
Освоив и приняв философию и принципы современных педагогических технологий, учитель в своем творчестве может выйти за рамки алгоритмов, сохраняя главное — веру в возможности учеников задаваться вопросами и самостоятельно находить ответы на них; готовность оказать педагогическую поддержку ученическим инициативам, пробам, проектам, считая ошибку только полем новой деятельности.
В технологии мастерских различают мастерские построения знаний, письма, пластики, ценностных ориентаций и др. Можно познакомиться и с другими подходами в понимании и реализации технологии «Педагогическая мастерская». Кроме мастерской «построения знаний» в образовательном процессе могут быть использованы и «мастерская письма», «творческая мастерская», «мастерская обсуждения проблем» и многие другие.
Остановимся на педагогической мастерской построения знаний. Уже даже название говорит за себя: знание конструируется здесь и сейчас тем составом участников, который включен в «проживание».
Процесс проживания мастерской самоценен. Это существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, предложенной в рамках данной образовательной технологии (шире — организации любого деятельностного процесса). Пребывание «в», а не присутствие «на». Проживанию способствуют и внутренняя мотивация, и личностное целеполагание. Неосознанному включению способствует индукция. Все условия и процедурные моменты мастерской созданы для ее проживания, то есть участия в ней не в роли присутствующего, а в качестве действующего и взаимодействующего человека. Проживание обеспечивает принцип бытийности педагогической мастерской, и сам по себе процесс проживания мастерской является результатом.
Мастерские ценностно-смысловой ориентации актуализируют:
1) процесс духовно-нравственного становления личности в единстве когнитивных, эмоциональных и креативных ее сторон;
2) мир ценностей учащегося, потребности, интересы и возможности;
3) самостоятельное размышление, рефлексию, самоанализ, исследование собственных ценностно-смысловых приоритетов;
4) осознание и коррекцию собственных ценностей через встречу с ценностями «Другого»;
5) потребность в реализации в поступке эмоционально пережитого и осмысленного в условиях мастерской.
Мастерская такого типа предметно нацелена на осмысление, осознание, самокоррекцию, личностную позицию, отношение, самоопределение.
Мастерские пластики организуют работу с красками, природным материалом, пластилином, фломастерами, карандашами, собственной тактильностью, конструирование.
Мастерские письма способствуют развитию мышления и речи.
Мастерские педагогического взаимодействия учат работать в парах (ученик-ученик, учитель-ученик, учитель-родитель, родитель- ученик), в группах, в командах.
Мастерская построения авторской мастерской учит методологическим основам мастерской.
Педагогические мастерские в образовательном процессе могут являться психолого-педагогическим ресурсом развития толерантности учащихся в условиях образовательного учреждения. Это происходит благодаря следующим особенностям мастерской:
• принципам построения и проведения мастерской;
• диалоговому субъект-субъектному взаимодействию участников мастерской;
• философско-педагогической позиции ведущего мастерскую (мастера);
• алгоритму мастерской, содержащему многообразие типов взаимодействия;
• наличию обязательной рефлексивной деятельности учащихся на разных этапах мастерской;
• отбору предметного содержания.
Одной из особенностей мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Только в ходе общения и благодаря общению ребенок может стать полноценным человеком для поддержания достигнутого уровня своего психического развития. Диалог имеет социальную природу, он реализует фундаментальную потребность в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. М. М. Бахтин подчеркивал, что мысль не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину. Диалоговые формы обучения и воспитания дают возможность осуществлять сотрудничество с
учащимися, создаются условия для социализации личности. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование работы индивидуальной, работы в парах, групповой деятельности. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. И, наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой. «Диалог — это встреча целостных позиций, целостных личностей». На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, как и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи — с ними можно общаться только в форме диалога.
В процессе такой работы ученик, используя все виды человеческого взаимодействия — работа в парах сменного состава, в малых группах неоднократно, межгрупповая социализация; индивидуальная и фронтальная работа — задействует разные каналы ввода информации, использует разные виды предъявления продукта творческой учебной деятельности, включает как чувственноэмоциональную, так и когнитивную сферу. На мастерской чрезвычайно важно богатство видов деятельности «в режиме сотрудничества», что обеспечивает участникам мастерской возможность решать разные учебные и воспитательные задачи и «овладевать различными способами действия, переводя их во внутренний план субъектов действия».
О педагогической мастерской существует достаточное количество разной литературы, чтобы разобраться в этой инновационной технологии. Обратим внимание читателя на несколько существенных нюансов этой технологии.
Принципы работы мастера:
1. Формулировать задания (а не задавать вопросы).
2. Организовывать диалоговое взаимодействие детей (а не фронтальную работу).
3. Высказывать свои мысли в процессе равноправной деятельности (а не навязывать свою точку зрения, не подчинять мнения детей своему пониманию).
4. Создавать условия для обнаружения ошибок (а не исправлять их).
5. Развивать принятие и понимание друг друга, толерантность, снисходительность (а не бранить, не поощрять, не подводить итог).
6. Быть импровизатором, гибко реагировать на нюансы разворачивания мастерской, приглашая учеников к самостоятельному поиску и творчеству (а не подавлять, не «рулить»).
7. Заботиться о развитии рефлексивной способности школьников как необходимом условии самосовершенствования (а не постоянно оценивать любую деятельность школьников).
В мастерской важен и сам процесс, и его результат. Поэтому необходимо провести анализ согласно алгоритму принятых организационных форм и логике разворачивания содержания.
Анализ главных этапов мастерской
Индуктор
а) Этап основан на собственном опыте ребенка.
б) Он создает условия для включения разных каналов восприятия (визуального, аудио, кинестетического).
в) Способствует рождению заинтересованности в учебно-познавательной деятельности.
Изучение нового материала
(приглашение к исследовательской или творческой деятельности)
Индивидуальная работа.
Афиширование или сменные пары.
Работа в малых группах.
Социализация
Рефлексия
а) Желательно высказаться каждому.
б) Отстраненный анализ своей собственной деятельности.
в) Отсутствие оценочных характеристик.
Анализ содержания
Подбор материала
а) Полифония смыслов.
б) Структурированность мысли (последовательность, противоречивость, от простого к сложному и от сложного к простому).
в) Сжатость текстов, компактность (от одного абзаца до одной страницы).
Разрыв
Отказ от старого знания (Анри Бассис) и приобретение нового.
Образная интерпретация содержания
Выявление глубинных смыслов изучаемого материала, поиск альтернатив, сравнений, аналогий.
Анализ результата
Выявление индивидуально-личностного результата
а) при озвучивании в процессе рефлексии; б) при создании индивидуального продукта деятельности в мастерской; в) при подтверждении готовности работать в следующих мастерских.
Наличие адекватной самооценки
Самостоятельная проверка личного результата на качество по существующим критериям.
Непредсказуемость результата
Определяет уровень креативности.
ПРИЕМЫ, ЭТАПЫ, СТРАТЕГИИ
Приемы и методы технологии «Педагогическая мастерская» в педагогической практике все время обогащают копилку находок. Они складываются из:
• актуализации личностного опыта (задания, активизирующие воспоминания, воображение, интуиция);
• обращения к образу (задания по воспроизведению предметов, событий, явлений с использованием различных выразительных средств);
• обращения к чувственной сфере личности (использование аудио-, видеопродукции, сенсорно-тактильные ощущения);
• обращение к ассоциативному мышлению (задание на построение ассоциативных рядов: по смыслу, образу, времени, месту действия и др.);
• творческого характера самой технологии, выраженного в каждом этапе педагогической мастерской.
У разных авторов, описывающих мастерские, можно найти отличающиеся по описанию этапы работы, но все они схожи по смыслам.
Первый этап направляет стремление мастера побудить участника мастерской обратиться к своему личному опыту. Этап как обращение к личности каждого ребенка, к его «Я», к подсознанию, к его памяти, опыту работы, к его знаниям.
Второй этап наступает, когда собственный опыт актуализирован, знания данной темы предъявлены себе и всем участникам мастерской. Это этап прозрения, этап разочарования в полноте, совершенстве имеющихся знаний. На данном этапе каждому участнику мастерской, предоставлена возможность проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.
Третий этап — работа с моделями, схемами, таблицами, рисунками, текстами, с предметами, объектами, понятиями, способными проявить у участников мастерской фантазию, мысль, новый взгляд на давно известное, ставшее привычным знание.
Четвертый этап направлен к внутренней культуре личности. Это этап творения нового знания, этап основной, мучительно сложный и несказанно радостный, ибо протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, то в молчании, то в бурном словесном и эмоциональном выражении.
Пятый этап следует за индивидуальной, парной, групповой работой, этап показа, предъявления аудитории своих наработок, идей, планов и результатов их реализации.
Шестой этап внесения исправлений, дополнений в сделанное ранее, оформление окончательных результатов.
Седьмой этап — рефлексия на уровне мысли, на уровне познавательного процесса свершившегося на мастерской.
И все эти усилия мастерской направлены на выстраивание своей личной стратегии приобретения знаний, поиска себя в огромном незнакомом информационном пространстве, для обретения в нем себя.