Технология современного урока

Дата публикации: 2018-05-29 14:19:04
Статью разместил(а):
Свириденко Ольга Владимировна

Технология современного урока

Автор: Свириденко Ольга Владимировна

учитель физики и математики

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

 

Еще в   конце XVIII швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов гуманистов И. Г. Песталоцци считал, что ученики должны узнавать новое не от учителя, они должны открывать это новое сами.

Нужно осознать, что школьники не выучивают и не запоминают что-то из предлагаемого учителем не назло ему, а потому, что им это не интересно. Главная причина скуки и апатии обучающихся на уроке – это не лень, а безделье. Большую часть урока по схеме «опрос – объяснение – закрепление» ум и руки, обучающихся в бездействии, им нужно лишь «прилично выглядеть» - не разговаривать, не читать постороннюю литературу, не играть в телефон, не дерзить, не задавать трудных или неудобных вопросов. 

Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программ и учебников, сколько от организации процесса обучения.

Требования к современному уроку:

  1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
  2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
  3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
  4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
  5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
  6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Организация планирования урока 

Моделирование:

процесс определения основных его параметров, эскиз   урока, начальный этап перевода теории урока в практику.

Проектирование:

этап разработки компонентов педагогического процесса (задач, принципов, содержания, методов, форм учебной деятельности).

Конструирование:

создание технологии обучения, учащихся как процесса освоения ими учебного материала

        Сценирование образовательной ситуации:

 обучение способам деятельности, при необходимости -  изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок, обучающихся

Системообразующие цели уроков

1.      Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель -  расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов 

2.      Урок исследования и рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). 

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. 

3.      Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. 

4.      Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. 

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

   Реализация деятельностного подхода на уроках осуществляется по двум направлениям:

1) Проведение   целых, законченных   творческих   уроков, особым образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабаты­вать;

2) Введение в традиционные уроки фрагментов, посвящен­ных творческой познавательной деятельности учащихся, т.е. воз­можно    более    полное «включение» ребят    в    выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.

Содержание основных этапов урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цеди необходимо:

·         создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 

·         актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 

·         установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.

 На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Организуется коммуникативная деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Организуется коллективная деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог, обратный диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена. 

На этапе «создания» обучающимися нового знания необходимо выдерживать определенный стиль общения: следует одинаково уважительно относится к любым попыткам обучающихся организовать мыслительную деятельность; запланировать и обязательно выдерживать паузы на обдумывание решений познавательных задач.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.

7.  Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8. Рефлексия деятельности.

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Но, к сожалению, на практике учитель сталкивается с серьезными трудностями. Среди этих трудностей первым можно назвать значительное несоответствие между объемом обязательного учебного материала и времени, отводимом на его изучение. Традиционная методика по схеме «прослушай – прочитай – воспроизведи» требует - для заучивания и воспроизведения! – как минимум в 3-4 раза меньших затрат времени, чем методика изучения того же материала на основе принципа проблемного обучения и деятельностного подхода.

В отличие от традиционного обучения системно-деятельностное обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному опыту учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки, как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя – не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

 

Памятка учителю:

•      Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

•      Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

•      Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

•      Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

•      Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

•      На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

•      Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

•      Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

•      Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

•      Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

•      Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

•      На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, способными принимать решения на основе проведенного анализа.

 

Литература:

1.      Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.-№10.

2.      Бабинский М.Б.Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.-№6.

3.      Губанова Е.В., Веревко С.А.Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование.-2011.-№5.

4.      Актуальное интервью с Кабардиным О.Ф. Научно-методический журнал «Физика в школе» № 1/08.