Облачные технологии в образовании
Облачные технологии в образовании
(Секция инновационные технологии в профессиональном образовании)
Автор: Марина Владимировна Алексеева
Одна из задач современного педагога в системе образования - ориентироваться в последних электронных разработках и направлять своих студентов на использование наиболее качественных и полезных ресурсов.
Анализ научных публикаций за последние несколько лет в области IT позволяет прийти к выводу о том, что во втором десятилетии XXI в. одним из основных игроков в области информационных образовательных технологий становятся облачные технологии.
Облачные технологии - технологии обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.
Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, операционной системе и собственно программном обеспечении, с которым он работает.
Термин «облако» используется как метафора, как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали.
Достоинства использования облачных технологий в образовательном процессе несут в себе большой потенциал для модернизации образовательных технологий, их можно перечислить уже сейчас:
- Доступ к образовательным материалам в удобное время
- с помощью мобильных устройств и Интернета можно работать в «личном кабинете»;
- есть возможность одновременного доступа к многообразным формам образовательной информации: аудио, видео, текстовой и т.д.;
- быстрое обновление образовательной информации всеми участниками образовательного процесса;
- помогает будущему специалисту, формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, развивать творческую инициативу;
- развиваются способности для результативной работы в Интернете при выполнении профессионально ориентированных и образовательных проектов;
- организация разграничения доступа к документам в облаке позволяет без особых затрат управлять качеством и надежностью ресурсов.
Рассмотрим достоинства использования «облачных интернет-технологий» для преподавателя:
- Возможность легко структурировать и надежно хранить динамично изменяемую образовательную информацию и литературу по курсу «в интернет- облаке»;
- Возможность хранить всю нормативно-организационную информацию в облаке и online раздавать задания при необходимости;
- Контролировать выполнение заданий студентами, добавлять комментарии, изменять и корректировать индивидуальные задания, отвечать на вопросы конкретного студента, индивидуализировать обучение, подбирая совместно со студентом его траекторию обучения по предмету.
Достоинства использования «облачных интернет-технологий» для студентов:
- Постоянный доступ к образовательным ресурсам по курсу;
- Использование рекомендуемых преподавателем ресурсов, прошедших экспертизу профессиональным сообществом;
- отсутствие проблем программной совместимости;
- отсутствие необходимости приобретения дорогостоящих программных продуктов, необходимых для индивидуального обучения;
- постоянный доступ к своим файлам и работам.
Необходимые технические и программные средства для реализации обучения с использованием «облачных интернет-технологий»: веб-браузер, высокоскоростной интернет, компьютер, планшет или смартфон.
Таким образом, возможность применения новых технологий влияет на самообразование, саморазвитие, обеспечивает обучение в режиме дистанционного обучения.
Но есть и НЕДОСТАТКИ:
- Необходимость постоянного высокоскоростного соединения с сетью Интернет;
- Ограничение функциональных свойств ПО в Интернете по сравнению с локальными аналогами;
- Уменьшение контроля ИТ-инфраструктуры в случае публичного облака;
Рассмотрим несколько подробнее наиболее динамичные в своем развитии облачные технологии, ресурсы которых могут быть достаточно эффективно уже сейчас использованы в системе высшего образования.
Одним из самых простых и в тоже время самых полезных облачных продуктов являются облачные хранилища данных.
Облачное хранилище данных (англ. cloud storage) - модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных распределённых в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. Данные хранятся и обрабатываются в так называемом облаке, которое представляет собой, с точки зрения клиента, один большой виртуальный сервер. Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически, вплоть до расположения на разных континентах.
В настоящее время существует множество «облачных хранилищ».
На базе каждого из этих сервисов без труда можно организовать свое (индивидуальное), локальное «облачное» хранилище данных.
Облачное хранилище же дает возможность обмениваться файлами как в направлении студент - студент, так и техникум - студент, преподаватель - студент. Появление всех необходимых учебных материалов у каждого студента группы намного упрощает как учебный процесс, так и работу старосты.
Облачные хранилища удобны тем, что:
- чрезвычайно просты в работе, практически не требуют обучения;
- поддерживают любой тип файлов; позволяют работать с большим количеством файлов и папок одновременно;
- поддерживают публикацию файлов в Интернет;
- поддерживают автоматическое обновление данных в Интернете при обновлении на локальном компьютере;
- поддерживают совместную работу нескольких пользователей. При изменении файлов одним пользователем, эти файлы у остальных изменяются автоматически, при этом появляется сообщение об обновлении .
Google Apps для образовательных учреждений.
Google Apps - службы, предоставляемые компанией Google для использования своего доменного имени с некоторыми продуктами Google. Преимущества использования Google Apps в образовании:
С Google Apps для учебных заведений данные автоматически сохраняются в «облаке», а вся работа ведется через Интернет. Это означает, что электронные письма, документы, сайты можно открывать и редактировать практически с любого мобильного устройства в любое время.
Примеры решения несложных типовых задач образовательного процесса средствами Google Apps:
Обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, студентами друг с другом и с преподавателями: проверка домашней работы, консультирование по проектам и рефератам. Такую возможность предоставляет использование электронной почты, чата и форума.
Выполнение совместных проектов в группах (одновременно всеми): подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе. Такие возможности дает использование сервисов Google Docs (Документы и Презентации).
При использовании Google Apps для учебных заведений мы получаем набор из следующих инструментов:
- Gmail (от Google Mail) - бесплатная услуга электронной почты от компании Google. Предоставляет доступ к почтовым ящикам через веб-интерфейс и по протоколам РОРЗ, SMTP и IMAP [13].
- Google Календарь - сервис для планирования встреч, событий, дел с привязкой к календарю. Можно задавать время встречи, повторения, напоминания, приглашать других участников (им высылается приглашение по электронной почте). Календарь умеет отправлять напоминания о событиях по e-mail и через SMS.
- Диск Google (англ. Google Drive) - облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc., позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и делиться ими с другими пользователями в Интернете. После активации заменяет собой Документы Google [15].
- Документы Google (англ. Google Docs) - бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена [16].
- Сайты Google (англ. Google Sites) - упрощённый бесплатный хостинг на базе структурированной wiki. Может использоваться как часть Google Apps. Позволяет при помощи технологии wiki сделать информацию доступной для людей, которые нуждаются в её быстрой подаче. Пользователи сайта могут работать вместе, добавлять информацию из других приложений Google, например Документы Google, Календарь Google, YouTube, Picasa и из других источников. Создатель сайта может приглашать других пользователей для совместной работы над сайтом, контролировать их доступ к материалам.
- Google Сейф. Предоставляет функции архивации и поиска документов в Google Apps для учебных заведений. Сейф предоставляется дополнительно и дает возможности архивации, электронной передачи документов и управления информацией .
Для того чтобы начать работать с сервисами Google Apps, необходимо зарегистрировать доменное имя. Это можно сделать на любом сервисе регистрации доменных имен, например на сайте wm-domains.ru. После получения доменного имени можно приступать к регистрации аккаунта на Google Apps.
Завершив регистрацию, необходимо подтвердить права на домен. Для этого существует несколько способов, в справочных материалах Google можно найти их описание и выбрать возможный или наиболее удобный вариант.
Сервисы Google Apps доступны для учебных заведений (бесплатная версия). Авторы выбрали пакет для учебных заведений. Для его использования необходимо отправить заявку и получить подтверждение данной возможности. После подтверждения права на домен и права на использование бесплатной версии Google Apps для учебных заведений можно добавлять пользователей.
Варианты добавления: по одному с введением фамилии, имени (отчества) и адреса электронной почты каждого пользователя; по несколько пользователей сразу - с загрузкой CSV-файла с данными. После добавления для каждого пользователя можно распечатать инструкцию с информацией об аккаунте.
Таким образом, главным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация совместной работы студента и преподавателя.
Список использованной литературы:
1. Булусов А. ИТ-руководители пока избегают «облачных» технологий. //CNews 21 апреля 2015 г.
2. Макаров С.В. За «Облачные вычисления» //Креативная экономика.- М:, №8, 2013
3. Макаров С.В. Социально-экономические аспекты облачных вычислений //Монография - М.: ЦЭМИ РАН, 2016
4. Черняк Л. Интеграция - основа облака. //Открытые системы. СУБД 16 сентября 2017 г.