Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы России"

Дата публикации: 2018-05-17 18:11:15
Статью разместил(а):
Лыкова Юлия Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру

"Равнины и горы России"

Автор: Лыкова Юлия Сергеевна

 

УМК «Школа России», автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

4 класс

Цели урока:

·         формировать представления о равнинах и горах России.

·         сформировать у учащихся представление о равнинах и горах;

·         познакомить с равнинами и горами на территории России;

·         развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом – определителем, дополнительной литературой, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;

·         воспитывать культуру общения, умение выслушивать и уважать мнение других;

·         воспитывать любовь Родине, к родной природе.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир».

 

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(Слайд 1) Титульный лист

(Слайд 2) Приветствие!

- Ребята, сядьте на своих местах поудобнее. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.

Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

- А сейчас мы с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Внимание на слайд!

(Слайд 3-4) Что мы уже знаем?

 

ВОПРОСЫ:

1.      Что такое астрономия?

2.      Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.

3.      Что изучает наука география?

4.      Закончи предложение: «Глобус – это ...»

5.      Что изучает история? Приведите примеры исторических источников.

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- Сегодня мы продолжим путешествие по планете Земля. А исследовать будем территорию нашей с вами страны, которую называем Россия.

(Слайд 5) Россия.

- Над Россией солнце светит

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны родней!

- Почему же нет родней страны для нас? (Россия – это наша родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)

- Ребята мы переходим к изучению нового раздела нашего учебника «Природа России».

(Слайд 6) Стихотворение.

- Ребята, прочитай четверостишье, которое написано на слайде.

Вижу горы и долины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это Родина моя.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

(Слайд 7) Титульный лист 2.

(Слайд 8) Цели урока.

Цель нашего урока:

- Формирование представлений о равнинах и горах России

 План нашего урока :

·         Общая характеристика рельефа России и его особенности

·         Знакомство с равнинами и горами нашей страны

·         Обозначить различия между различными формами рельефа

- Ребята, в плане звучит слово «рельеф», а что оно значит?

( Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности )

- Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по просторам нашей Родины. Мы увидим, как выглядит поверхность нашей страны, исследуем её, сделаем правильные выводы.

 

БЕСЕДА

- Ребята, а кто мне ответит на какой поверхности мы живем?

Какие вы знаете другие поверхности суши?

Ребята, а кто был в горах?

Чем отличаются горы от равнин?

(ответы учащихся)

(Слайд 9) Карта России

 

РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ РОССИИ + ТЕТРАДЬ  С 30-31.

-Ребята, а кто помнит что такое карта?

(Карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет).

-Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?

 

- Давайте все вместе займемся исследованием нашей физической карты России.

- Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?

- Как будет называться такая поверхность?

- Какой цвет имеют возвышенности?

- Каким цветом на карте показаны горы?

- Какой вывод сделаем о поверхности России? (разная, есть и равнины и горы)

(Слайд 10) Схема «Основные формы рельефа».

(Слайд 11) Шкала высот.

- Ребята, мы переходим к первой форме рельефа – это равнина.

(Слайд 12-13) Равнина.

- Равнины - обширные, слегка приподнятые участки суши с высотой менее 600 м. По характеру поверхности делят на холмистые и плоские.

Типы равнин по высоте:

-низменности

- возвышенности

- плоскогорья

ПРОСМОТР, ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

(Слайд 14-17)  Восточно – Европейская равнина.

Перед вами раскрылась Восточно – Европейская или Русская равнина России. Это одна из самых крупных равнин мира. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Она имеет очень холмистый рельеф, здесь растут леса, есть степи, где растят хлеба, и даже есть полупустыни.

- Какая же поверхность данной равнины?

-Формируем вывод: равнина холмистая

(Слайд 18-21) Западно – Сибирская равнина.

Равнина расположена сразу за Уралом. Это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Много болот и озёр. Вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли.

- Какую поверхность имеет Западно – Сибирская равнина?

- формируем вывод: равнина плоская

(Слайд 22-25) Средне – Сибирское плоскогорье.

А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете?

(Плоскогорье – это плоская гора)

Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

- Какую поверхность имеет эта равнина?

- Вывод: возвышенное пространство, напоминающее горную местность.

- Когда- то, миллионы лет назад, здесь были горы, которые устарели и разрушились. Лишь только возвышенности сейчас напоминают о них.

Вывод: Равнины делятся на 3 группы: плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье.

- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем и посмотрим небольшой видео фрагмент, после просмотра которого вы ответите мне о чем дальше пойдет наш разговор.

ВИДЕОФРАГМЕНТ

(Слайд 26) Карта.

- Дальнейшее наше знакомство будет с горами России. Внимательно исследуйте карту, определите местоположение горных территорий, назовите их. (Дети называют).

- Ребята, скажите, в природе чаще мы видим одиноко стоящую гору или целую горную цепь?

- Цепь из гор называется горной системой.

(Слайд 27-28) Горы

Горы - обширные, глубоко расчлененные, приподнятые участки суши над уровнем моря с высотой более 600 м

По возрасту:

- молодые

-старые

Типы гор по высоте:

- низкие

- средние

- высокие

ПРОСМОТР. ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

- Первое знакомство с самой высокой горной системой – Кавказскими горами.

(Слайд 29- 32) Кавказские горы, Эльбрус

Самые высокие горы России – Кавказские, до 5000 м и даже больше. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом. Высочайшая точка России г. Эльбрус имеет 2 вершины. ( 5642м., 5621м.)

Там у подножия гор очень красивая природа. В горах течет большое количество быстрых рек.

(Слайд 33 - 36) Уральские горы

- Уральские горы

Горы низкие, до 2000 метров, называют каменным поясом русской земли, так как делят Россию на европейскую часть и азиатскую (показ учителя), старые горы с тупыми вершинами. Наивысшая точка – гора Народная, её высота 1895 метров. Урал – это кладезь полезных ископаемых. Чего здесь только нет! Есть железо и медь, алюминий и цинк, золото и платина, а ещё есть драгоценные камни: изумруды, рубины, сапфиры и еще много других.

(Слайд 37 - 40) Алтайские горы

- Алтайские горы

Алтайских горы расположены на юге Сибири. Высшая точка -  гора Белуха (4506 м ). Когда горы растут, то случаются землетрясения. Так в алтайских горах два года назад было сильное землетрясение. Это говорит о чем? Да, горы растут, они молодые.

 

IV. Физминутка

 

(Слайд 41)

(отдых под спокойную музыку)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

БЕСЕЕДА

- Мы прошагали с запада на восток по равнинам и горам России.

Какой же общий вывод о рельефе нашей страны мы можем сделать?(ответы детей, слайд)

- На какие виды делятся равнины? (холмистая, плоская),  а по высоте (низменности, возвышенности, плоскогорье).

- На какие виды делятся горы? (молодые и старые),  а по высоте (низкие, средние, высокие).

- Какими цветами изображаем горы? ( от светло- коричневого до темно – коричневого).

(Слайд 42)

РАБОТА В ПАРАХ, РАБОТА В РАБОЧИХ ТЕТРАДЯХ  с. 29

- Чтобы закрепить полученные вами знания, проведем небольшую географическую игру, которая называется «Соедини». Мы работаем парами в рабочих тетрядях, а затем поменяемся тетрадями и проверим соседа.

Эльбрус  - Самая высокая гора России.

Уральские горы  -  «Каменный пояс земли Русской»

Западно-Сибирская равнина  -  Равнина, расположенная к востоку от Уральских гор

Восточно- Европейская равнина  -  Равнина, раскинувшаяся от западных границ до Уральских гор

 

VI. Итог урока.

(Слайд 43) Цели урока + итог

- Молодцы! А теперь вернемся к плану нашего урока.

Справились ли мы с ним?

- Чем понравился урок?

Домашнее задание:

Прочитать текст с. 60-64, ответить на вопросы.  

Выполнить задание в рабочей тетради - № 4, с. 32.

.  .  .