Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы России"
Конспект урока по окружающему миру
"Равнины и горы России"
Автор: Лыкова Юлия Сергеевна
УМК «Школа России», автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
4 класс
Цели урока:
· формировать представления о равнинах и горах России.
· сформировать у учащихся представление о равнинах и горах;
· познакомить с равнинами и горами на территории России;
· развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом – определителем, дополнительной литературой, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
· воспитывать культуру общения, умение выслушивать и уважать мнение других;
· воспитывать любовь Родине, к родной природе.
Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир».
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
(Слайд 1) Титульный лист
(Слайд 2) Приветствие!
- Ребята, сядьте на своих местах поудобнее. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.
Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
- А сейчас мы с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Внимание на слайд!
(Слайд 3-4) Что мы уже знаем?
ВОПРОСЫ:
1. Что такое астрономия?
2. Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.
3. Что изучает наука география?
4. Закончи предложение: «Глобус – это ...»
5. Что изучает история? Приведите примеры исторических источников.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- Сегодня мы продолжим путешествие по планете Земля. А исследовать будем территорию нашей с вами страны, которую называем Россия.
(Слайд 5) Россия.
- Над Россией солнце светит
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны родней!
- Почему же нет родней страны для нас? (Россия – это наша родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)
- Ребята мы переходим к изучению нового раздела нашего учебника «Природа России».
(Слайд 6) Стихотворение.
- Ребята, прочитай четверостишье, которое написано на слайде.
Вижу горы и долины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя.
- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.
(Слайд 7) Титульный лист 2.
(Слайд 8) Цели урока.
Цель нашего урока:
- Формирование представлений о равнинах и горах России
План нашего урока :
· Общая характеристика рельефа России и его особенности
· Знакомство с равнинами и горами нашей страны
· Обозначить различия между различными формами рельефа
- Ребята, в плане звучит слово «рельеф», а что оно значит?
( Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности )
- Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по просторам нашей Родины. Мы увидим, как выглядит поверхность нашей страны, исследуем её, сделаем правильные выводы.
БЕСЕДА
- Ребята, а кто мне ответит на какой поверхности мы живем?
Какие вы знаете другие поверхности суши?
Ребята, а кто был в горах?
Чем отличаются горы от равнин?
(ответы учащихся)
(Слайд 9) Карта России
РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ РОССИИ + ТЕТРАДЬ С 30-31.
-Ребята, а кто помнит что такое карта?
(Карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет).
-Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?
- Давайте все вместе займемся исследованием нашей физической карты России.
- Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?
- Как будет называться такая поверхность?
- Какой цвет имеют возвышенности?
- Каким цветом на карте показаны горы?
- Какой вывод сделаем о поверхности России? (разная, есть и равнины и горы)
(Слайд 10) Схема «Основные формы рельефа».
(Слайд 11) Шкала высот.
- Ребята, мы переходим к первой форме рельефа – это равнина.
(Слайд 12-13) Равнина.
- Равнины - обширные, слегка приподнятые участки суши с высотой менее 600 м. По характеру поверхности делят на холмистые и плоские.
Типы равнин по высоте:
-низменности
- возвышенности
- плоскогорья
ПРОСМОТР, ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
(Слайд 14-17) Восточно – Европейская равнина.
Перед вами раскрылась Восточно – Европейская или Русская равнина России. Это одна из самых крупных равнин мира. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Она имеет очень холмистый рельеф, здесь растут леса, есть степи, где растят хлеба, и даже есть полупустыни.
- Какая же поверхность данной равнины?
-Формируем вывод: равнина холмистая
(Слайд 18-21) Западно – Сибирская равнина.
Равнина расположена сразу за Уралом. Это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Много болот и озёр. Вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли.
- Какую поверхность имеет Западно – Сибирская равнина?
- формируем вывод: равнина плоская
(Слайд 22-25) Средне – Сибирское плоскогорье.
А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете?
(Плоскогорье – это плоская гора)
Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
- Какую поверхность имеет эта равнина?
- Вывод: возвышенное пространство, напоминающее горную местность.
- Когда- то, миллионы лет назад, здесь были горы, которые устарели и разрушились. Лишь только возвышенности сейчас напоминают о них.
Вывод: Равнины делятся на 3 группы: плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье.
- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем и посмотрим небольшой видео фрагмент, после просмотра которого вы ответите мне о чем дальше пойдет наш разговор.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
(Слайд 26) Карта.
- Дальнейшее наше знакомство будет с горами России. Внимательно исследуйте карту, определите местоположение горных территорий, назовите их. (Дети называют).
- Ребята, скажите, в природе чаще мы видим одиноко стоящую гору или целую горную цепь?
- Цепь из гор называется горной системой.
(Слайд 27-28) Горы
Горы - обширные, глубоко расчлененные, приподнятые участки суши над уровнем моря с высотой более 600 м
По возрасту:
- молодые
-старые
Типы гор по высоте:
- низкие
- средние
- высокие
ПРОСМОТР. ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
- Первое знакомство с самой высокой горной системой – Кавказскими горами.
(Слайд 29- 32) Кавказские горы, Эльбрус
Самые высокие горы России – Кавказские, до 5000 м и даже больше. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом. Высочайшая точка России г. Эльбрус имеет 2 вершины. ( 5642м., 5621м.)
Там у подножия гор очень красивая природа. В горах течет большое количество быстрых рек.
(Слайд 33 - 36) Уральские горы
- Уральские горы
Горы низкие, до 2000 метров, называют каменным поясом русской земли, так как делят Россию на европейскую часть и азиатскую (показ учителя), старые горы с тупыми вершинами. Наивысшая точка – гора Народная, её высота 1895 метров. Урал – это кладезь полезных ископаемых. Чего здесь только нет! Есть железо и медь, алюминий и цинк, золото и платина, а ещё есть драгоценные камни: изумруды, рубины, сапфиры и еще много других.
(Слайд 37 - 40) Алтайские горы
- Алтайские горы
Алтайских горы расположены на юге Сибири. Высшая точка - гора Белуха (4506 м ). Когда горы растут, то случаются землетрясения. Так в алтайских горах два года назад было сильное землетрясение. Это говорит о чем? Да, горы растут, они молодые.
IV. Физминутка
(Слайд 41)
(отдых под спокойную музыку)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
БЕСЕЕДА
- Мы прошагали с запада на восток по равнинам и горам России.
Какой же общий вывод о рельефе нашей страны мы можем сделать?(ответы детей, слайд)
- На какие виды делятся равнины? (холмистая, плоская), а по высоте (низменности, возвышенности, плоскогорье).
- На какие виды делятся горы? (молодые и старые), а по высоте (низкие, средние, высокие).
- Какими цветами изображаем горы? ( от светло- коричневого до темно – коричневого).
(Слайд 42)
РАБОТА В ПАРАХ, РАБОТА В РАБОЧИХ ТЕТРАДЯХ с. 29
- Чтобы закрепить полученные вами знания, проведем небольшую географическую игру, которая называется «Соедини». Мы работаем парами в рабочих тетрядях, а затем поменяемся тетрадями и проверим соседа.
Эльбрус - Самая высокая гора России.
Уральские горы - «Каменный пояс земли Русской»
Западно-Сибирская равнина - Равнина, расположенная к востоку от Уральских гор
Восточно- Европейская равнина - Равнина, раскинувшаяся от западных границ до Уральских гор
VI. Итог урока.
(Слайд 43) Цели урока + итог
- Молодцы! А теперь вернемся к плану нашего урока.
Справились ли мы с ним?
- Чем понравился урок?
Домашнее задание:
Прочитать текст с. 60-64, ответить на вопросы.
Выполнить задание в рабочей тетради - № 4, с. 32.