Зачет как основная форма контроля знаний учащихся по математике

Дата публикации: 2018-04-24 08:46:57
Статью разместил(а):
Романова Инга Анатольевна

Зачет как основная форма контроля знаний учащихся по математике

Автор Романова Инга Анатольевна

 

         Обучение - это целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

         Для обучения большое значение имеет установление уровня обученности школьников - уровня определенных стандартов необходимых знаний, для того чтобы была непрерывная система образования, нужно проверять и оценивать знания и умения своих учеников по всем пройденным темам и разделам. Опрашивать их по изученному материалу, проводить письменные проверочные работы, диктанты, тестирования,  а также и зачеты. Далее оценивать результаты проверки в баллах или оценочных суждениях.

         Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала  по математике и в случае необходимости провести их коррекцию, ученику – привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его,  выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке увидеть результаты своей деятельности.

        Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике  нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала. Тематический контроль знания учащихся  по математике  является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета математики, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

         С целью тематического контроля уровня обучения в ходе учебного процесса учителю целесообразно выбрать такую систему контроля, как зачет. От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения. Зачет-это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки, выявления уровня подготовки каждого ученика, по каждому вопросу.

         Однако цель зачета не следует ограничивать только осуществлением функций контроля, зачет должен и обучать учащихся – совершенствовать их  знания, умения и навыки. Проверке подвергается основное из пройденного по части темы, по учебной теме в целом. При этом контроль не должен быть односторонним – проверять следует как сами знания, так и умения их применять. Лучших результатов можно добиться, если ориентироваться в первую очередь на проверку уровня развития учащихся, а не на проверку их памяти.

         Тема «Арифметические действия с обыкновенными дробями» в 5 классе заслуживает должного внимания, так как без прочного усвоения знаний детьми невозможно дальнейшее обучение дробей, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся 5 класса в конце учебного года должны знать правила арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления) обыкновенных дробей, смешанных чисел, натурального числа и обыкновенной дроби, натурального и смешанного числа. На мой взгляд, прочному усвоению каждого правила способствует выполнение действий с проговариваем конкретного правила вслух, что и организую на уроках.

         После изучения всех тем провожу зачет. Заранее знакомлю детей с темами зачета, раздаю всем листы со всеми правилами и примерами (так как в учебнике не все есть). В день зачета раздаю листы с заданиями (Приложение). 20-30 минут хватает на выполнение заданий. Так как уровень обученности у всех детей разный, успеваю проверить у всех за урок (проверка идет ступенчатым способом). Детей, которые выполнили все задания правильно, привлекаю в качестве помощников в дальнейшем. Сначала ставлю плюсы и минусы напротив выполненных заданий. Где минусы, спрашиваю правило. Если ребенок правило знает, но не сумел применить, разбираем сразу вместе, затем даю пару заданий на  данное правило. Если правило ребенок не знает, садится учить, затем разбираем правило на конкретном примере с дальнейшим самостоятельным решением пары примеров. Если убеждаюсь, что дети четко понимают тему, отметку за зачет с учетом выполненных заданий. С детьми, которые зачет не сдали, провожу повторно отдельно от всего класса (назначаю время после уроков) по той же схеме.

         Хочу отметить, что систематическое использование зачетной формы контроля учебных достижений школьников положительно сказывается на качестве их знаний.

  

Приложение

Зачет

по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями, смешанными и натуральными числами»

 учени___ 5 класса _____________________________________

 

1.     Сложение (вычитание) дробей с одинаковыми знаменателями  +=    - =

2.     Сложение (вычитание) дробей с разными знаменателями + =     -=

3.     Сложение смешанных чисел     5+ 43=

4.     Вычитание смешанных чисел  10-7 =    - 3=

5.     Вычитание дроби  из натурального числа 34 - =

6.     Вычитание смешанного числа из натурального числа 23 - 3=

7.     Умножение дробей ·=

8.     Умножение натурального числа и дроби 6 ·=

9.     Умножение натурального числа и смешанного числа 25 · 3=

10.   Умножение смешанных чисел 2· 3=

11.   Деление дробей : = 

12.   Деление дроби на натуральное число : 11=

13.   Деление дроби на смешанное число : 3=

14.   Деление натурального числа на дробь 34 :=

15.   Деление смешанных чисел 7:1=