Групповая форма как средство развития коммуникативных качеств на уроках химии
Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся как средство развития коммуникативных качеств личности на уроках химии
Автор: Волкова Ольга Викторовна
"Для успеха в жизни
умение общаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом"
Джон Леббок
Практика показывает, что ученики лучше усваивают то, что обсуждают друг с другом, а лучше всего помнят то, что сами объясняют другим. Потребность в том, чтобы ученика выслушали, очень велика, но не всегда это получается: нехватка времени на уроке, индивидуальные особенности некоторых детей (не каждый ученик готов к открытому общению с учителем). На своих уроках я часто наблюдаю желание ребенка поговорить с соседом по парте, попробовать решить поставленную задачу совместно, высказав свое мнение и выслушав окружающих. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Групповая работа – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
1. Активизация познавательной деятельности.
2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
4. Совершенствование межличностных отношений в классе.
Принципы групповой работы.
С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:
1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
2. Учитывать особенности состава группы.
3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
4. Распределять роли между участниками группы.
5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
В своей работе я использую групповую работу учащихся при изучении некоторых тем.
Например, при изучении темы «Физические и химические явления» делила учащихся на 2 группы по 4 человека. На карточках были приведены примеры физических и химических явлений, по 2 примера каждому члену группы. Ребята определяли, какое явление им дано, затем обсуждали правильность выполнения. После обсуждения выдавалась карточка с правильными ответами.
При обобщении материала по теме «Основные классы неорганических соединений» делимся также на две группы и учащиеся получают следующее задание: даны формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Заполнить таблицу: 1-й учащийся выписывает в графу формулы оксидов, 2-й –формулы оснований, 3-й – формулы кислот, 4-й – формулы солей. Результаты обсуждаются в группе, затем сравниваются с эталоном.
Например, по теме «Электролитическая диссоциация» в восьмом классе после объяснения новой темы провела самостоятельную работу. Цель работы: выяснить, на какие ионы диссоциируют соли и щелочи, научиться составлять уравнения диссоциации этих веществ.
Напишите уравнения диссоциации солей:
I учащийся: сульфат калия,
II учащийся: карбонат натрия,
III учащийся: нитрат калия,
IV учащийся: сульфат меди (II)
Проверьте результаты друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод, на какие ионы диссоциируют соли.
Так же групповую деятельность можно использовать на практических и лабораторных работах. Например, на уроке при изучении вопроса о реакции обмена можно провести лабораторную работу. Класс делится на группы по четыре человека. Каждой группе даются карточки следующего содержания: провести соответствующие уравнения реакции, записать наблюдения, обсудить результаты.
Применяю на уроках интеллект-карты на уроках обобщения материала. Например, 10 класс – после изучения темы «Алканы», в 9 классе – «Азот», «Сера».
Метод «интеллект-карт» - графическое изображение мыслей.
Для создания интеллект-карты использую групповую работу по два, три, четыре человека, индивидуальную работу. Ребята с разным уровнем подготовки, учатся работать в паре, группе и анализировать, составлять логические цепочки, делать выводы, находить взаимосвязи, выявлять главное.
Я считаю, что используя метод интеллект - карт, у учащихся развивается память, логическое и образное мышление, внимание, художественные и эстетические способности.
Преимущества данной технологии:
1. Наглядность – вся идея видна с первого взгляда.
2. Концентрация внимания на важных моментах.
3. Привлекательность. Тони Бьюзен писал: Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».
4. Запоминаемость – развитие памяти и мышления.
5. Творчество – вызывает интерес учащихся.
6. Возможность пересмотра – при необходимости можно вставить новую информацию.
7. Экономия времени на конспект.
Групповая форма дает положительные результаты в обучении учащихся:
1. Повышается активность учащихся на уроке.
2. Появляется интерес к предмету.
3. Учатся к общению, то есть, как говорят, происходит социализация учащихся.
4. Учатся видеть ошибки товарищей и свои ошибки, учатся анализировать.
5. Учатся кратко излагать материал, в группе время обычно бывает ограниченно, и дети стараются успеть высказать свое мнение.
Однако возможности этой формы ограничены. С ее помощью решаются определенные задачи учебного процесса. В группах учащиеся (особенно слабые) не всегда могут глубоко разобрать трудный материал, избрать более экономный путь его освоения. Поэтому групповую форму учебной работы целесообразно использовать только в комплексе с другими формами обучения.
Рефлексия групповой работы (развитие коммуникативных качеств личности).
Важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале урока, но и то, насколько продуктивным стал урок. На уроке ребята должны оценить свою активность, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Выберите фразу, которая отразит ваше мнение об уроке.
-«Я узнал(а) много нового»;
-«Мне это пригодится в жизни»;
-На уроке было над чем подумать»;
-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;
-«На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».
Рефлексия «Незаконченное предложение». В конце урока каждый оценивает свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребятам нужно высказать одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось…
Выбери соответствие.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался коротким/ длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был полезен/ бесполезен
7. Домашнее задание мне кажется интересно/не интересно