Групповая форма как средство развития коммуникативных качеств на уроках химии

Дата публикации: 2018-04-16 15:58:12
Статью разместил(а):
Волкова Ольга Викторовна

Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся как средство развития коммуникативных качеств личности на уроках химии

Автор: Волкова Ольга Викторовна

 

"Для успеха в жизни

умение общаться с людьми

гораздо важнее обладания талантом"

Джон Леббок

 

  Практика показывает, что ученики лучше усваивают то, что обсуждают друг с другом, а лучше всего помнят то, что сами объясняют другим. Потребность в том, чтобы ученика выслушали, очень велика, но не всегда это получается: нехватка времени на уроке, индивидуальные особенности некоторых детей (не каждый ученик готов к открытому общению с учителем). На своих уроках я часто наблюдаю желание ребенка поговорить с соседом по парте, попробовать решить поставленную задачу совместно, высказав свое мнение и выслушав окружающих. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Групповая работа – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

 

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

1.      Активизация познавательной деятельности.

2.      Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3.      Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4.      Совершенствование межличностных отношений в классе.

Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

1.      Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

2.      Учитывать особенности состава группы.

3.      Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

4.      Распределять роли между участниками группы.

5.      Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

6.      Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

   В своей работе я использую групповую работу учащихся при изучении некоторых тем.

Например, при изучении темы «Физические и химические явления» делила учащихся на 2 группы по 4 человека. На карточках были приведены примеры физических и химических явлений, по 2 примера каждому члену группы. Ребята определяли, какое явление им дано, затем обсуждали правильность выполнения. После обсуждения выдавалась карточка с правильными ответами.

При обобщении материала по теме «Основные классы неорганических соединений» делимся также на две группы и   учащиеся получают следующее задание: даны формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Заполнить таблицу: 1-й учащийся выписывает в графу формулы оксидов, 2-й –формулы оснований, 3-й – формулы кислот, 4-й – формулы солей. Результаты обсуждаются в группе, затем сравниваются с эталоном.

Например, по теме «Электролитическая диссоциация» в восьмом классе после объяснения новой темы провела самостоятельную работу. Цель работы: выяснить, на какие ионы диссоциируют соли и щелочи,  научиться составлять уравнения диссоциации этих веществ.

Напишите уравнения диссоциации солей:

I учащийся: сульфат калия,

II учащийся: карбонат натрия,

III учащийся: нитрат калия,

IV учащийся: сульфат меди (II)

Проверьте результаты друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод, на какие ионы диссоциируют соли.

      Так же групповую деятельность можно использовать на практических и лабораторных работах. Например,  на уроке при изучении вопроса о реакции обмена можно провести лабораторную работу. Класс делится на группы по четыре человека. Каждой группе даются карточки следующего содержания: провести соответствующие уравнения реакции, записать наблюдения, обсудить результаты.

     Применяю на уроках интеллект-карты на уроках обобщения материала. Например, 10 класс – после изучения темы «Алканы», в 9 классе – «Азот», «Сера».

Метод «интеллект-карт» - графическое изображение мыслей.

Для создания интеллект-карты использую групповую работу по два, три, четыре человека, индивидуальную работу. Ребята с разным уровнем подготовки, учатся работать в паре, группе и анализировать, составлять логические цепочки, делать выводы, находить взаимосвязи, выявлять главное.

Я считаю, что используя метод интеллект - карт, у учащихся развивается память, логическое и образное мышление, внимание, художественные и эстетические способности.

Преимущества данной технологии:

1.      Наглядность – вся идея видна с первого взгляда.

2.      Концентрация внимания на важных моментах.

3.      Привлекательность. Тони Бьюзен писал: Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».

4.      Запоминаемость – развитие памяти и мышления.

5.      Творчество – вызывает интерес учащихся.

6.      Возможность пересмотра – при необходимости можно вставить новую информацию.

7.      Экономия времени на конспект.

Групповая форма дает положительные результаты в обучении учащихся:

1.      Повышается активность учащихся на уроке.

2.      Появляется интерес к предмету.

3.      Учатся к общению, то есть, как говорят, происходит социализация учащихся.

4.      Учатся видеть ошибки товарищей и свои ошибки, учатся анализировать.

5.      Учатся кратко излагать материал, в группе время обычно бывает ограниченно, и дети стараются успеть высказать свое мнение.

Однако возможности этой формы ограничены. С ее помощью решаются определенные задачи учебного процесса. В группах учащиеся (особенно слабые) не всегда могут глубоко разобрать трудный материал, избрать более экономный путь его освоения. Поэтому групповую форму учебной работы целесообразно использовать только в комплексе с другими формами обучения.

 

Рефлексия групповой работы (развитие коммуникативных качеств личности).

Важно не только узнать  и понять эмоциональное состояние  ученика в финале урока, но и то,  насколько продуктивным стал урок. На уроке ребята должны оценить свою активность, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Выберите фразу, которая отразит ваше мнение об уроке.

-«Я узнал(а) много нового»; 

-«Мне это пригодится в жизни»; 

-На уроке было над чем подумать»; 

-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»; 

-«На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».

Рефлексия «Незаконченное предложение». В конце урока каждый оценивает свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребятам нужно высказать одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:

1.      сегодня я узнал… 

2.      было интересно… 

3.      было трудно… 

4.      я выполнял задания… 

5.      я понял, что… 

6.      теперь я могу… 

7.      я почувствовал, что… 

8.       я приобрел… 

9.       я научился… 

10.     у меня получилось…

 

Выбери соответствие.

1. На уроке я работал                              активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я                   доволен/ не доволен 

3. Урок для меня показался                    коротким/ длинным 

4. За урок я                                               не устал/ устал 

5. Мое настроение                                   стало лучше/ стало хуже 

6. Материал урока мне был                    полезен/ бесполезен 

7. Домашнее задание мне кажется        интересно/не интересно