Методическая разработка урока "Вынесение множителя из-под знака корня"
Технологическая карта урока алгебры в 8 классе
Учитель: Безрукова Ольга Николаевна
- Тема урока: Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня.
· Цель урока для учителя: Выработать на личностном уровне готовность к выполнению практической работы для составления правила вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня.
- Цель урока для учащихся: Научиться выносить множитель из-под знака корня и вносить множитель под знак корня.
· Задача урока для учителя: Организовать взаимодействие для составления правила вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня.
- Задачи урока для учащихся: Актуализировать знания, определить известные способы действия и применить их в новой ситуации.
- Тип урока: ОНЗ
- Оборудование: Проектор, презентация, маршрутный лист, образец выполнения самостоятельной работы.
Основные этапы и время организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
Ценностная нагрузка этапа урока |
На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие |
Оценочное задание, лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме.
|
Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся |
||
Создание учебно познавательных мотивов
|
Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). Вывести на проблемы и затруднения. |
Задание на проверку теоретических вопросов по изученному материалу |
Формирование целостного мировоззрения. |
Создание условий для включения учащихся в деятельность по усвоению понятия |
Прогностическое оценивание 1.Заполни пропуски так, чтобы утверждения были верными: а) Квадратным корнем из ………… числа а называют такое неотрицательное число, …….которого равен а. б) (√а)2 = а≥0 √ab = а≥0, b≥0 √ = а≥0, b>0 √а2n = аn а≥0, n є N. 2.По графику укажи некоторые свойства функции y = √х: 1)D(x):…….. 2) Е (у): ……… 3)Функция возрастает на луче……. 4) у наим. =……., при х = У наиб. ……………….. (Проверка по образцу на слайде). |
Повторение основных понятий, необходимых для достижения поставленной цели. Заполнение маршрутного листа (приложение 1). |
Действие целеполагания
|
Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. |
- Повторили знание определения и свойств. Какие умения понадобились для выполнения заданий? В чем затруднение?
|
Готовность к саморазвитию на основе мотивации к познавательной деятельности |
Умение определять цель своего обучения, умение формулировать для себя новые задачи |
Рефлексивное оценивание Блиц-опрос: 1.Представить числа в виде произведения таких множителей, чтобы хотя бы из одного извлекался корень: 45; 72; 8; 27;50; 125. 2.Представить числа в виде квадратного корня: 7; 4; 0,6; 1,1; ¾. 3.Сравнить числа и объяснить: √25 и √36; √8,3 и √7,2; 10 и √169; 7√3 и 2√3; √125 и 6√5. Фронтальный опрос: каждый учащийся озвучивает свою цель, поставленную для себя на урок. |
Записывают тему урока и цель на личностном уровне (маршрутный лист). |
Планирование и организация деятельности
|
Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшего затруднения |
Составляют план деятельности. Проблемный диалог позволяет составить общий план деятельности. |
Творчество и созидание. |
Принятие решения и его реализация. Определение последовательности промежуточных целей. |
Рефлексивное оценивание Анализируют и сравнивают свой план деятельности с предложенными вариантами других обучающихся. Составление общего плана деятельности. |
Составляют план выхода из затруднения: - посмотреть учебник, справочник, - выполнить исследование; - практическая работа. |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели
|
Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены новые знания |
1.Практическая работа с обсуждением в паре с опорой на кластер. Задание: «1. Применяя определение и свойства квадратного корня, выполнить преобразования выражений, содержащих квадратный корень и сравнить числа √125 и 6√5. 2.Сформулировать правила (составить алгоритм) этих преобразований. Как эти преобразования можно назвать? 3.Записать полученные правила на математическом языке» ( Приложение 2).
|
Развитие способностей к структурированию. Готовность к саморазвитию. |
Умение строить план выхода из затруднения. Умение выполнять учебные задания в соответствии с целью. Умение обобщать. Использовать знания для выполнения учебных задач. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Умение формировать требовательное отношение к себе и своей работе. |
Рефлексивное оценивание. Фиксация затруднений, коррекция деятельности, самоанализ через заполнение таблицы и выполнение задания. Выступление учащихся с самоанализом.
|
Работу выполняют на готовых листах (приложение 2). Применяют изученное определение квадратного корня, свойства квадратного корня и свойство функции y = √х В процессе выполнения практической работы формулируют правила вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня. Определяют свои затруднения и пытаются их ликвидировать самостоятельно или с помощью учащихся.
|
Рефлексивно оценочные действия
|
Организовать осмысление способов достижения цели, анализ деятельности по получению учебного продукта, анализ содержания изучаемого материала. |
Самостоятельная работа ( по уровням) с самопроверкой.
- Какая цель стояла на уроке? -Достигли этой цели? |
Развитие уважительного отношения к мнению других |
Умение соотнести свои действия с планируемым результатом.
|
Ретроспективное Выполнение с/р. Проверка по образцу (приложение 3). Фиксация затруднений, самоанализ. |
При выполнении с/р учащиеся фиксируют личные затруднения, определяют причины ошибок и исправляют их.
Домашнее задание на выявленные в ходе урока затруднения: 1.Теория 2. Базовый уровень № 15.4; № 15.7, № 15.10, №15.16, № 15.19(а, б) Повышенный уровень: № 15.9 № 15.15 № 15.21, № 15.22, № 15.82(а, б) 3.Заполнение кластера по теме «Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня»
|
Приложение 1
Маршрутный лист
ФИ……………………………………
Дата…………………………………
Тема урока (вписать, когда будет определена) Цель урока (вписать, когда будет определена тема)
№ |
Задание |
Фиксация результатов |
||||||||||||||||||||
1. Теория |
1.Заполнить пропуски так, чтобы утверждения были верными:
а) Квадратным корнем из ………… …………..числа а называют такое неотрицательное число,………………которого равен а. б) ( )2 = а≥0 = а≥0, b≥0 = а≥0, b>0 2n = а≥0,n є N. 2.По графику укажи некоторые свойства функции y = : 1)D(у):…….. 2) Е (у):……… 3)Функция возрастает на луче……. 4) у наим. =……., при х = У наиб. ……………….. 5) у = 0, при х = у>……., при х …..0. |
Ставить (+): Знаю, если пропуски заполнены верно; Затрудняюсь, если есть 1-2 ошибки в заполнении пропусков; Нужна помощь, если допущено более 2 -х ошибок.
3 плюса – Молодец, знаю теорию. 2 плюса – Хорошо, но нужно повторить теорию по теме…….. Меньше 2 – Нужно выучить теорию по теме………..
|
||||||||||||||||||||
2. Блиц-опрос |
1.Представить числа в виде произведения таких множителей, чтобы хотя бы из одного извлекался корень: 45 = 72= 8= 27= 50= 125= . 2.Представить числа в виде квадратного корня: 7= 4= 0,6= 1,1 = = . 3.Сравнить числа и объяснить: и ; и ; 10 и ; 7 и 2 ; и 6 . |
Ставить (+)
3 плюса – Умею применять теоретические знания на практике 2 плюса – Затруднения в умении применять теоретические знания на практике, необходимо…….. Меньше 2 – Нужно выучить теорию и отработать практическое применение по темам………. |
||||||||||||||||||||
3. Практическая работа |
Задание выполнить на листах: 1.Применяя определение и свойства квадратного корня, выполнить преобразования выражений, содержащих квадратный корень и сравнить числа и 6 .. 2.Сформулировать правила (составить алгоритм) этих преобразований. 3. Подобрать и записать названия этих преобразований. 4. Записать полученные правила на математическом языке. |
Ставить (+)
Итог (считать плюсы в столбце «Выполнено»):
|
||||||||||||||||||||
4. Самостоятельная работа |
1 уровень 1.Вынесите множитель из-под корня: а) = б) = 2. Внесите множитель под знак корня: а) 7 = б) 5 =
2 уровень 1.Вынесите множитель из-под корня: а) 10 = б) = 2. Внести множитель по знак корня и расположить числа в порядке возрастания: 3 = -2 = 4 =
3 уровень 1.Вынести множитель из-под корня и сравнить значения выражений: а) и 3
б) 2 и 3
2. Внесите множитель под знак корня (все переменные неотрицательные числа): а) - 3 =
б) х =
|
Ставить (+):
Итог (считать плюсы в столбце «Выполнено верно») …………. Если верно выполнено задание 2 уровня, то еще добавить один плюс. Если верно выполнено задание 3уровня, то еще добавить два плюса
Домашнее задание: 1.Теория с.76 – 77. 2. Базовый уровень № 15.4; № 15.7, № 15.10, №15.16, № 15.19(а, б) Повышенный уровень: № 15.9 № 15.15 № 15.21, № 15.22, № 15.82(а, б) 3.Заполнение кластера по теме «Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня»
|
Подсчитать общее количество плюсов в графах «Итого», сформулировать вывод о достижении цели урока (продолжить фразу):
13-14 плюсов – я достиг цели урока, значит…..
11 – 12 плюсов - я цели урока достиг частично, мне нужно……..
меньше 11 плюсов – я не достиг цели урока, мне необходимо….
Приложение 2
Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня
1. Применяя определение и свойства квадратного корня, выполнить преобразования выражений, содержащих квадратный корень и сравнить числа и 6
2. Сформулировать правила (составить алгоритм) этих преобразований.
3. Подобрать и записать названия этих преобразований.
4. Записать полученные правила на математическом языке.
Первое преобразование (название):
|
Второе преобразование (название):
|
|
|
Образец выполнения самостоятельной работы
1 уровень
1.Вынесите множитель из-под корня:
а) = = 10
б) = = 6
2. Внесите множитель под знак корня:
а) 7 = =
б) 5 = =
2 уровень
1.Вынесите множитель из-под корня:
а) 10 = 10 = 5t5
б) = =
2. Внести множитель по знак корня и расположить числа в порядке возрастания:
3 = =
-2 = - = -
4 = = Ответ: -2 ; 3 ; 4 .
Приложение 3
3 уровень
1.Вынести множитель из-под корня и сравнить значения выражений:
а) и 3 = 4
4 > 3 Ответ: > 3
б) 2 и 3 2 = 2 =6 3 = 3 = 6
6 = 6 Ответ: 2 = 3
2. Внесите множитель под знак корня (все переменные неотрицательные числа):
а) - 3 = - = -
б) х = =