Формирование информационно-коммуникативных умений учащихся на уроках информатики

Дата публикации: 2018-04-01 16:23:56
Статью разместил(а):
Гудкова Наталья Владимировна

Формирование информационно-коммуникативных умений учащихся на уроках информатики

Автор: Гудкова Наталья Владимировна

учитель информатики и математики

МБОУ «СШ №38» г. Норильск

 

Вхождение человеческой цивилизации в «информационное общество» предъявляет принципиально новые требования к системе образования.

·         необходимо делать акцент не на усвоение значительных объемов информации, а на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения непрерывно учиться самостоятельно;

·         необходимо освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными данными, противоречивыми данными;

·         важно понимание и сознательное использование различных форм и способов представления данных в вербальной, графической и числовой формах;

·         необходимо развивать навыки освоения новых средств телекоммуникации (обмена результатами информационной работы).

            Поэтому в настоящее время очень широко используются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе, направленные на формирование информационно-коммуникативных умений учащихся.

 

Учитель информатики не может не использовать информационно-коммуникативных технологий, так как эта технология является базовой, основной для этого предмета.

Реализация информационно-коммуникационных технологий в моей практике осуществляется следующим образом:

Передача знаний (презентации, электронные учебники и справочники, обучающие программы, Интернет-ресурсы, информационные модели);

Информационная технология обучения позволяет усовершенствовать процесс передачи знаний. Учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно и вследствие этого она становится более доступной, чем при традиционных средствах обучения. Изменение качества учебной информации достигается за счет создания мультимедийных образов.

Отработка навыков (выполнение заданий, создание и обработка графической, числовой, текстовой информации, реализация творческих проектов, общение с удаленными собеседниками; поиск и отбор информации);

Организация самостоятельной работы на уроках позволяет учащимся работать в удобном для каждого темпе, преподаватель же выполняет функцию консультанта. Это позволяет больше внимания уделять индивидуальной работе, учитывая способность и уровень подготовки учащегося.

Контроль (электронные тесты, практические работы)

 

Использование ИКТ-технологий направлено на формирование информационно-коммуникативных умений. Основные умения, составляющие информационно-коммуникативную компетентность, представлены в таблице:

Определение (идентификация) информации      

Умение точно интерпретировать вопрос

Умение детализировать вопрос

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде

Идентификация терминов, понятий

Обоснование сделанного запроса

Доступ (поиск) информации

Формирование стратегии поиска

Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации

Грамотное использование синтаксиса в конструкции запроса

Оценка соответствия результатов поиска сформированному запросу

Управление

информацией

Создание схем классификации для структурирования информации

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Интеграция

информации

Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников

Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию

Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию

Оценка

информации

Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью

Выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным критериям

Умение остановить поиск

Создание

информации

Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой

Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы

Умение обосновать свои выводы

Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации

Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение

(передача)

информации

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)

Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации

Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе этнической принадлежности или полу

Знание всех требований (правил общение) относящихся к стилю конкретного общения

 

Функциональное чтение — умение читать текст с определенной целью.

В формировании ИКТ-компетентности большую роль играет функциональное чтение. Функциональное чтение — умение читать текст с определенной целью.

В современном информационном обществе человек ежедневно сталкивается с огромными потоками информации, и ему необходимо полноценно усваивать, именно, нужную для него информацию.  Большую часть информации человек получает, читая ее.  Поэтому при чтении текста нужно уметь извлекать ту информацию, которая необходима, то есть владеть функциональным чтением.

Функциональное чтение составляет основу познавательного навыка (компетентности) «Определение информации». Роль этой компетентности в определении ИКТ-компетентности очень велика, т.к. если человек не может определить, увидеть в тексте нужную ему информацию, то естественно, что при поиске информации (компетентность «Доступ к информации») он ее не найдет, он не сможет ее классифицировать и структурировать (компетентность «Управление информации»), не сможет оценить результат своей работы и т.п.

Поэтому первое, чему мы должны учиться при работе с информацией (и учить детей) это функционально читать. Практика показывает, что именно из-за неразвитости осмысленного чтения как базовой компетентности, проявляется неуспешность во всех школьных предметах.

Функциональное чтение текста состоит из следующих действий:

- Сформулировать цель чтения, определить вопросы

- Выполнить сканирование текста, отмечая возможные места  с информацией для ответов.

- Второй раз прочитать текст осмысленно и без пропусков.

- Дать ответы на  поставленные вопросы.

- Представить полученную информацию в наиболее наглядной форме в виде таблиц,  диаграмм, кратких ответов или цитат из текста.

- Проверить  полученную информацию на достоверность.

 

Для развития умения функционального чтения, на уроке учащимся  можно предложить, например, следующее задание.

Задание 1. Прочитайте текст параграфа, в котором описываются особенности растровой и векторной графики. Заполните таблицу. Если к данному типу графики относятся приведенные в таблице характеристики, то в соответствующей клетке поставьте (+), нет – (-).

Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.

Компьютерная графика

 

Растровая графика

Векторная графика

Графические редакторы

 

 

Изображение формируется…

Из пикселей

 

 

Из базовых графических объектов

 

 

Информационный объем графических файлов

Большой информационный объем

 

 

Небольшой информационный объем

 

 

Качество изображения при масштабировании…

Ухудшается

 

 

Не изменяется

 

 

Области применения графических редакторов

Обработка цифровых фотографий 

 

 

Обработка отсканированных изображений

 

 

Художественное творчество с использованием различных эффектов преобразования изображения

 

 

Создание рисунков с четкими контурами (эмблемы, этикетки, чертежи и т.д.)

 

 

Компьютерное черчение

 

 

Автоматизированное проектирование

 

 

 

Можно предложить учащимся более сложное задание.

Задание 2. Прочитайте текст параграфа, в котором описываются особенности растровой и векторной графики. Составить таблицу характеристик  растровой и векторной графики. Столбцами в таблице будут виды компьютерной графики, а строки – характеристики этих видов компьютерной графики. Заполните сделанную вами таблицу. Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.

 

Пример выполнения задания 2:

Компьютерная графика

 

Растровая графика

Векторная графика

Графические редакторы

 

 

Изображение формируется из …

 

 

Информационный объем графических файлов

 

 

Качество изображения при масштабировании

 

 

Области применения графических редакторов

 

 

 

Данное задание направлено на формирование умений «Определение информации», «Управление информацией».

Задания, предлагаемые на уроках, (по возможности) должны быть максимально приближены к реальным жизненным ситуациям. Следующие задания направлены на формирование умений «Интеграция информации», «Оценка информации», «Создание информации».

Задание 3. Вы хотите заниматься в спортивной секции и в кружке по рисованию. Вам нужно выбрать группы, с которыми вы будете посещать дополнительные занятия, и составить расписание посещений дополнительных занятий. Вы располагаете следующей информацией:

1)      Ваше учебное расписание;

2)      расписание спортивной секции;

3)      расписание кружка по рисованию;

4)      посещать кружок по рисованию и спортивную секцию Вы можете только отдохнув после уроков не менее 1,5 часа;

5)      путь от школы до дома  занимает 10 минут;

6)      путь от дома до места, где проходят занятия по  рисованию, занимает 15 минут;

7)      путь от дома до места, где проходят спортивные занятия,  занимает 40 минут;

8)      по средам в 18.00 нужно забрать младшего брата из детского сада

9)      по понедельникам в 16.15 факультатив по математике.

Проанализируйте имеющуюся информацию и составьте расписание дополнительных занятий.

 

Расписание уроков:

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

9.00-9.40

Русс-яз

география

химия

литература

информатика

география

10.00-10.40

математика

информатика

математика

физика

Русс-яз

Русс-яз

11.00-11.40

физика

Русс-яз

математика

Англ-яз

Русс-яз

математика

11.55-12.35

биология

обществознание

физика

химия

Англ-яз

Физ.культура

12.45-13.25

история

Англ-яз

литература

математика

математика

 

13.35-14.15

 

Физ. культура

 

биология

история

 

 

Расписание занятий спортивной секции:

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

15.00-16.00

1 группа

 

 

 

 

2 группа

16.15-17.15

 

1 группа

3 группа

5 группа

 

 

17.30-18.30

4 группа

5 группа

 

2 группа

3 группа

4 группа

 

Расписание занятий кружка по рисованию:

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

16.00-17.00

 

2 группа

 

 

 

 

17.10-18.10

 

1 группа

 

 

3 группа

4 группа

Результатом выполнения этого задания должно стать следующее расписание дополнительных занятий:

Спортивная секция – 2 группа – четверг в 17.30 и в субботу в 15.00

Кружок по рисованию – 3 группа – пятница в 17.10

 

Обоснование:

Так как понедельник и среда заняты другими видами деятельности, то лучше в эти дни не посещать дополнительные задания. В четверг на занятия  с 5 группой ученик не успевает по времени. Таким образом, удобное время для занятий – с группой 2.

Чтобы не было перегрузок занятия в кружке по рисованию удобно посещать во вторник с 1 группой или в пятницу с 3 группой. Но так как в субботу уроков меньше, чем в среду, целесообразно посещать кружок в пятницу.

 

Задание 4. Вашему классу необходимо составить презентацию по теме «Устройства ввода информации». Вашей группе поручено задание – составить часть презентации, а именно следующие слайды: «Клавиатура», «Мышь», «Сканер». Ваши одноклассники нашли много информации. Ваша задача – отобрать информацию, которая наиболее полно описывает данные устройства. На каждом слайде должно быть не более четырех предложений, описывающих данное устройство.

Информация, подобранная одноклассниками:

  1. Клавиатура предназначена для ввода числовой и текстовой информации.
  2. Работа на персональном компьютере невозможна без освоения клавиатуры.
  3. Клавиатура бывает клавишной, мембранной и сенсорной.
  4. Манипуляторы мышь имеют обычно две кнопки управления, в настоящее время появились мыши с дополнительным колесиком, которое располагается между кнопками предназначено для прокрутки изображений и текстов.
  5. К манипуляторам относят мышь, трекбол, джойстик.
  6. Для подключения клавиатуры к настольному компьютеру обычно используется разъем PS/2.
  7. Сканируемое изображение последовательно освещается светом источников, а отраженный свет преобразуется в высококачественное изображение в компьютерной форме.
  8. Эргономическая клавиатура имеет опоры для ладоней, поддерживающие кисти в прямом положении.
  9.  Для ввода графической информации и для работы с графическим интерфейсом используют манипуляторы мышь.
  10. К важным характеристикам сканера относят оптическое разрешение и время сканирования и глубина цвета.
  11. В оптико-механических манипуляторах мышь основным рабочим органом является массивный шар, вращение которого преобразуется в движение указателя мыши на экране монитора.
  12. Для оптического ввода в компьютер и преобразования в компьютерную форму изображений, а также текстовых документов используют сканер.
  13. Термин «сканирование» происходит от английского глагола to scan, что значит «Пристально всматриваться».
  14. В оптической мыши используется источник света, размещенный внутри мыши, который освещает поверхность, а отраженный свет фиксируется и преобразуется в перемещение указателя мыши на экране.
  15. Стандартная клавиатура использует 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы.
  16. Установка колесика между двумя традиционными кнопками мыши обеспечивает перемещение по документу без использования экранных полос прокрутки.
  17. Сканеры находят широкое применение в издательской деятельности, системах проектирования, анимации.
  18. Скорость сканирования современных моделей сканеров высока – до 320 страниц в минуту.

 

Форма проведения:

Переместите, соответствующие смыслу задачи, предложения в нужный столбец таблицы. Предложения в каждом столбце разместите так, чтобы текст получился логически связанным.

«Клавиатура»

«Мышь»

«Сканер»

 

 

 

Можно предложить учащимся не просто выбрать нужные предложения, а создать три слайда.

 

Результат (ожидаемый):

«Клавиатура»

«Мышь»

«Сканер»

1, 15, 3, 6 (или  1, 6, 15, 3)

9, 11, 14, 4 ( или 9, 4, 11, 14)

12, 7, 10, 17 (или 12, 10, 7, 17)

 

Среди показателей эффективности использования ИКТ-технологий  на моих уроках можно отметить:

ü  повышение успеваемости учащихся и развитие интереса к учебной деятельности;

ü  призовые места в городских, краевых и российских конкурсах;

ü  развитие самостоятельности учащихся, развитие навыков самообразования;

ü  развитие компетентностей у учащихся, позволяющих грамотно решать возникающие вопросы в учебной и иной деятельности.

 

Литература:

1.      Бурмакина В. Ф., Фалина И. Н. Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетентности школьников.– М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

2.      Фалина И. Н., Мохова М. Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики./ Информатика №9/ 2006 год